Любовь Тепайкина
Проект «Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок» Структурное обособленное подразделение «Берёзка»
Проект
«Краеведение – как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»
Воспитатель : Тепайкина Л. Н.
Ардатов, 2019
Введение.
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Публикация «Проект „Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Актуальность проекта :
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К. М. Симонов.
Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания и духовно - нравственных качеств личности.
В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника. Одними из основных принципов дошкольного образования являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры
- краеведение.
Проблема.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Цели и задачи проекта.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.
Задачи:
• Формировать у ребенка чувство любви и привязанности к своей малой родине.
• Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
• Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями города Ардатов.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : групповой; долгосрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь – май 2019-2020 уч. г.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
•Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
•Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
•Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.
•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи:
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана.
2 этап – практический:
План работы
Сентябрь
Тема: Знакомство с ближайшим окружением. Осень в родном городе.
Содержание работы: Формировать у детей представления о ближайшем окружении, природной среде, наблюдение за осенними изменениями в природе.
Формы работы : Прогулки по улицам г. Ардатов, беседа об улицах нашего города, рисование «Осень в родном городе», чтение и заучивание стихов об осени.
Работа с родителями: Ярмарка «Дары осени», фотоальбом «Прогулки по городу».
Октябрь
Тема: Моя маленькая Родина. Мой Ардатов.
Содержание работы: Познакомить с расположением города на карте, глобусе, упражнять в ориентировке на карте, познакомить с символами страны, республики, гербом города Ардатов, упорядочить знания детей о достопримечательностях города.
Формы работы : Рисование «Государственные символы», дидактическая игра «Собери картинку».
Работа с родителями: Составление фотоальбома «Ардатов».
Ноябрь
Тема: Моя Мордовия. Растительный и животный мир Мордовии, водные ресурсы.
Содержание работы: Расширить у детей элементарные экологические представления о природе родного края, познакомить детей с животным миром природной зоны, с растительным миром Мордовии, с растениями, занесёнными в Красную книгу, расширить представления детей о водоёмах нашего края.
Формы работы : НОД «Природа мордовского края», панно «Мир вокруг нас», мультимедийная презентация «Красота моей земли», экскурсия на реку Алатырь.
Работа с родителями: Консультация «Учите замечать красоту в природе».
Декабрь
Тема: Он оставил свой след в мировой истории. С. Д. Эрьзя.
Содержание работы: Познакомить детей с творчеством С. Д. Эрьзя.
Формы работы : Беседа «Наш Эрьзя», экскурсия в музей с. Баево.
Работа с родителями: Пополнение книжного уголка литературой о С. Д. Эрьзя.
Январь
Тема: Церковь – наша святыня.
Содержание работы: Расширить представление детей о православном храме, о церковных праздниках и народных традициях.
Формы работы : Беседа «Ардатов старинный – православный», святочные посиделки, экскурсия в Никольский храм.
Работа с родителями: Выставка поделок «Рождественский перезвон».
Февраль
Тема: Предприятия нашего города.
Содержание работы: Обогатить представления детей о работе и истории развития различных служб города.
Формы работы : Экскурсии на предприятия города (пожарная часть, почта, кулинария, ГИБДД и т. д., встреча с людьми разных профессий, беседа «Какие здания есть в нашем городе».
Работа с родителями: Создание мини-книги «Профессия моих родителей».
Март
Тема: Маяк в каждом доме.
Содержание работы: Познакомить с местным печатным изданием – газетой «Маяк», профессией журналиста.
Формы работы : Экскурсия в редакцию местной газеты, в типографию города; рисование «Моя семья читает «Маяк».
Работа с родителями: Выставка «Заметки из газеты (вырезки из газет разных лет)».
Апрель
Тема: О чем расскажет музей.
Содержание работы: Обогатить знания детей о родном городе, о знаменитых земляках, воспитывать любовь к родному городу,
Формы работы : Посещение краеведческого музея, музея ДОУ, беседа «В честь них названы улицы города».
Работа с родителями: Выставка «Предметы старины, семейные реликвии».
Май
Тема: Они оставили свой след в истории моего города.
Содержание работы: Воспитание патриотизма у детей, чувства гордости за подвиг нашего народа в ВОВ, знакомство со знаменитыми людьми нашего района.
Формы работы : Выставка рисунков «Война глазами детей», экскурсии к памятнику погибшим воинам, к аллее славы г. Ардатов, к дому героя ВОВ, конкурс стихов о войне, НОД «Мои земляки защищали родину».
Работа с родителями: Акция «Подарок ветерану».
Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки родного города».
3-й этап - заключительный
1. Предоставление разработки проекта.
2. Оценка этапов реализации проекта.
3. Оценка предметно – развивающей среды.
4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
5. Выставка продуктов детской деятельности.
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям познать историю своей малой родины, воспитать в себе духовно-нравственные ценности, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей духовно-нравственных качеств.
Список литературы:
1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2003.
3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79.
4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.
5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.
6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.
7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8. Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.