МААМ-картинки

Проект «Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»

Любовь Тепайкина
Проект «Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок» Структурное обособленное подразделение «Берёзка»

Проект

«Краеведение – как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»

Воспитатель : Тепайкина Л. Н.

Ардатов, 2019

Введение.

Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Публикация «Проект „Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников“» размещена в разделах

Не земля вообще, а край, где человек родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - кладезь на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Актуальность проекта :

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и

узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве

увидал»

К. М. Симонов.

Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания и духовно - нравственных качеств личности.

В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника. Одними из основных принципов дошкольного образования являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе по приобщению к истокам культуры

- краеведение.

Проблема.

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Цели и задачи проекта.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.

Задачи:

Формировать у ребенка чувство любви и привязанности к своей малой родине.

Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

• Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями города Ардатов.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Вид проекта : групповой; долгосрочный.

Срок реализации проекта : сентябрь – май 2019-2020 уч. г.

Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

•Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

•Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

•Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи:

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

4. Разработка перспективного плана.

2 этап – практический:

План работы

Сентябрь

Тема: Знакомство с ближайшим окружением. Осень в родном городе.

Содержание работы: Формировать у детей представления о ближайшем окружении, природной среде, наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формы работы : Прогулки по улицам г. Ардатов, беседа об улицах нашего города, рисование «Осень в родном городе», чтение и заучивание стихов об осени.

Работа с родителями: Ярмарка «Дары осени», фотоальбом «Прогулки по городу».

Октябрь

Тема: Моя маленькая Родина. Мой Ардатов.

Содержание работы: Познакомить с расположением города на карте, глобусе, упражнять в ориентировке на карте, познакомить с символами страны, республики, гербом города Ардатов, упорядочить знания детей о достопримечательностях города.

Формы работы : Рисование «Государственные символы», дидактическая игра «Собери картинку».

Работа с родителями: Составление фотоальбома «Ардатов».

Ноябрь

Тема: Моя Мордовия. Растительный и животный мир Мордовии, водные ресурсы.

Содержание работы: Расширить у детей элементарные экологические представления о природе родного края, познакомить детей с животным миром природной зоны, с растительным миром Мордовии, с растениями, занесёнными в Красную книгу, расширить представления детей о водоёмах нашего края.

Формы работы : НОД «Природа мордовского края», панно «Мир вокруг нас», мультимедийная презентация «Красота моей земли», экскурсия на реку Алатырь.

Работа с родителями: Консультация «Учите замечать красоту в природе».

Декабрь

Тема: Он оставил свой след в мировой истории. С. Д. Эрьзя.

Содержание работы: Познакомить детей с творчеством С. Д. Эрьзя.

Формы работы : Беседа «Наш Эрьзя», экскурсия в музей с. Баево.

Работа с родителями: Пополнение книжного уголка литературой о С. Д. Эрьзя.

Январь

Тема: Церковь – наша святыня.

Содержание работы: Расширить представление детей о православном храме, о церковных праздниках и народных традициях.

Формы работы : Беседа «Ардатов старинный – православный», святочные посиделки, экскурсия в Никольский храм.

Работа с родителями: Выставка поделок «Рождественский перезвон».

Февраль

Тема: Предприятия нашего города.

Содержание работы: Обогатить представления детей о работе и истории развития различных служб города.

Формы работы : Экскурсии на предприятия города (пожарная часть, почта, кулинария, ГИБДД и т. д., встреча с людьми разных профессий, беседа «Какие здания есть в нашем городе».

Работа с родителями: Создание мини-книги «Профессия моих родителей».

Март

Тема: Маяк в каждом доме.

Содержание работы: Познакомить с местным печатным изданием – газетой «Маяк», профессией журналиста.

Формы работы : Экскурсия в редакцию местной газеты, в типографию города; рисование «Моя семья читает «Маяк».

Работа с родителями: Выставка «Заметки из газеты (вырезки из газет разных лет)».

Апрель

Тема: О чем расскажет музей.

Содержание работы: Обогатить знания детей о родном городе, о знаменитых земляках, воспитывать любовь к родному городу,

Формы работы : Посещение краеведческого музея, музея ДОУ, беседа «В честь них названы улицы города».

Работа с родителями: Выставка «Предметы старины, семейные реликвии».

Май

Тема: Они оставили свой след в истории моего города.

Содержание работы: Воспитание патриотизма у детей, чувства гордости за подвиг нашего народа в ВОВ, знакомство со знаменитыми людьми нашего района.

Формы работы : Выставка рисунков «Война глазами детей», экскурсии к памятнику погибшим воинам, к аллее славы г. Ардатов, к дому героя ВОВ, конкурс стихов о войне, НОД «Мои земляки защищали родину».

Работа с родителями: Акция «Подарок ветерану».

Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки родного города».

3-й этап - заключительный

1. Предоставление разработки проекта.

2. Оценка этапов реализации проекта.

3. Оценка предметно – развивающей среды.

4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).

5. Выставка продуктов детской деятельности.

Методическая ценность

Данный проект поможет детям и родителям познать историю своей малой родины, воспитать в себе духовно-нравственные ценности, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей духовно-нравственных качеств.

Список литературы:

1. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2003.

3. Дроздова Н. В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ. 2008.№4. С. -79.

4. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.

5. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.

6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.

7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8. Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Читательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книгеЧитательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания»Консультация для родителей «Любовь к животным как форма воспитания» Творятся в мире Чудеса - Сегодня днем Я встретил пса! Красивого, Огромного, Совсем-совсем Бездомного! И я привел его Домой, Кормил Вареной.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Оформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитанияОформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитания Развитие речи детей - по совместительству с рабочим педагогическим принципом также и мое жизненное кредо. В этом году темой самообразования,.

Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников Содержанием экономически воспитывающей среды выступают: • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны, •.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 20:36
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Краеведение как форма воспитания духовной нравственности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Тепайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД