Анна Даниелян
Проект «Космос и мы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Осмос Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» г. Сыктывкара
«Челядь с 1 №-а видзанiн» школа дз вел дан Сыктывкарса
муниципальн й асшорлуна учреждение
(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)
СОГЛАСОВАН:
Директором
МАДОУ «Детский сад №1»
г. Сыктывкара
___И. П. Молнар
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Мы и Космос»
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет
Составитель: Даниелян А. В.
Ростовская М. В.
Публикация «Проект „Космос и мы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Сыктывкар – 2023
Вид проекта : Информационно - творческий
По доминирующему методу: Информационно - творческий
По характеру содержания: групповой
По числу участников: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
По времени проведения: 1 неделя (03.04.2023 – 14.04.2023)
Интеграция: социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы.
Проблема:
1. Незнание детьми российского праздника – День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
2. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
3. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
2. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос».
3. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Цель проекта : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. О юбилейной дате празднования Дня космонавтики
Задачи проекта :
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Результат: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Предварительная работа:
1. Выбор темы
2. Определение цели и задач проекта.
3. Совестная разработка перспективного плана.
4. Реализация проекта.
5. Демонстрация итогов работы, достижение/ не достижение ожидаемых результатов.
Совместная работа с родителями:
1. Размещение в родительском уголке справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
2. Выставка семейных рисунков «Наш космос»
3. Наблюдение за звездами в темное время суток, за Луной (новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние)
Поэтапная реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и задач
3. Составление плана основного этапа проекта
Основной этап:
1) Беседа: «День Космонавта», Космическое пространство», «Мы космонавты»
2) Чтение сказок: Сказка про маленькую звездочку, которая не хотела спать.
3) Рисование: «Ракета в Космосе» Лепка: Взлет ракетты Конструирование: Космодром, «Космические корабли» Аппликация «Космонавт»
4) Наблюдение за цолнцем.
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Интеллектуальная игра
«Путешествие к далеким планетам»
Цель: побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
5) «Подбери созвездие»
6) Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
7)
8)
9)
10)
11) «Найди недостающую ракету»
12)
13) «Куда летят ракеты»
14) Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
15)
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
16) «Ракетодром»
17) Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
18) Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
19) Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
20) «Невесомость»
21) Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую, ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
22)
Заключительный этап
Результат: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе
1. Вывод: Можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
2. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Приложение1
Фото «Маршрут проекта»
(фото созданного панно (стенгазета, плакат) руками детей и воспитателей, на котором отображается весь план реализации проекта в доступной форме для детей и родителей)
Приложение 2
Планирование на период реализации проекта
СОГЛАСОВАНО:
директором
МАДОУ «Детский сад №1»
г. Сыктывкара
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе №9
1 –я неделя апреля 2023 г.
Задачи периода:
Формирование у детей обобщенных представлений о нашей планете в солнечной системе, героях космонавтах. Формировать целостные представление по теме «Земля – мой дом» (Земля как планета солнечной системы, природа, полеты человека в космос, герои космоса - космонавты).
Понедельник 3.04 Вторник 4.04 Среда 5.04 Четверг 6.04 Пятница 7.04
Тема недели: «Покорители космоса»
Тема дня «День Космонавта» «Путешествие в космос» «Космическое пространство» «Расстояние между планетами» «Мы космонавты»
Результат Дети узнали о первых космонавтах
Дети узнали сколько планет в солнечной системе
Дети узнали сколько спутников летает вокруг земли Дети узнали и обобщили знания о расстоянии между планетами Помочь детям осознать свое отношение к космосу
Прием детей. Беседа на тему: «День космонавтики» Беседа: «Первооткрыватели космоса» Тема дня Ситуативная беседа «Что больше Луна или Земля» Беседа о первом космонавте Ю. А. Гагарин
Утренняя гимнастика Утренняя зарядка под музыку
Утренний сбор
Стихотворение для утреннего сбора «Хорошо, что есть друзья,
Хорошо, что с ними я!
Вместе строить и лепить,
Рисовать, читать, творить
И считать, и играть –
Мир огромный познавать.
Сами будем выбирать
И друг другу помогать.»
НОД 9: 00Краеведение: напитки коми народа стр. 20
09:40 Обучение грамоте Журова Занятие №28 стр. 59
15:30 Рисование Тема №86стр 91 10.20 Бассейн
10.55 Ознакомление с окр. Миром Дыбина Тема 15,стр45
15.30 Музыка 9.00 ФЭМП Занятие №4,стр 56
9.35 Развитие речи Занятие №4,стр. 94
15.30 АппликацияТема 89, стр 93 9.00 Разви Развитие речи Занятие №5 ,стр. 95
тие речи Занятие
11.10Физкультура (улица)
15.30 Музыка 9.00 Физкультура
9.35 Рисование Тема88,стр92
Прогулка
Наблюдение/Экспер. Наблюдение в уголке природы за ростом семян лука Наблюдение за первой травой Наблюдение за облаками и силой ветра, его направлением.
Наблюдение за трудом взрослых Цель: воспитывать чувство уважения к чужому труду, закреплять умение поддерживать беседу Наблюдение за деревьями в апреле
Физ. Развитие. Развитие наблюдательности, умение выполнять движения по сигналу
«Совушка» Развитие внимательности, организованность и быстроту реакции
«Я-ракета» Развитие двигательной активности
«Самолеты» Развитие умения выполнять движения по слову
«Салки с мячом» Развитие внимания и быстрота реакции
«Найди себе пару»
Игровая деят. П/и «Кот Васька» (развитие внимания, ловкости) П/и «Салки в кругу» Цель- учить быстро действовать по сигналу воспитателя
С/Р/И «Запускаем ракету в космос»
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
Трудовая деят. Подметание веранды и дорожек Уборка игрушек после игр Очистка мусора от мусора
Дежурство по столовой, правильная сервировка стола Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (не шуметь, не ссорить, не мешать др)
Вторая половина
ЧХЛ ЧХЛ В. Драгунский «Друг детства». ЧХЛ «Сивка-бурка» в обр. М. Булатова. ЧХЛ С. Георгиев «Я спас Деда Мороза». ЧХЛ «Финист – Ясный сокол» обр. А. Платонова. ЧХЛ В. Бианки «Сова».
Самостоятельная деятельность в центрах. Ц. творч. : Изготовление атрибутов для подвижных игр
Ц. Литер. сказки
Ц. Игр: С/Р/И «Путешествие в космос» Ц. творч. : раскраски: «Космос»
Ц. констр: «Построй ракету»
Ц. игр: С/Р/И «Я космонавт» Ц. творч. : рисование и раскрашивание
Ц. позн: Просмотр мультфильмов
Ц. игр: самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке Ц. творч. : раскраски на тему «Космос»
Ц. познан:показ слайдов, картин о космасе
Ц. игр: игры с пальчиковым театром, театром теней, театром масок Ц. творч. : аппликация «Планета Земля»
Ц. литер. :Чтение рассказов о космасе
Ц. игр: С/Р/И «Космонавты»
Формирование КГН Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться, соблюдать порядок в своём шкафу Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Закреплять умение пользоваться всеми видами застёжек, упражнять в умении застёгивать молнии, липучки Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь Закреплять умение пользоваться салфеткой, по мере необходимости, полоскать рот после еды
Формирование ЗОЖ в течении дня. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека Формировать представления о зависимости здоровья человека, от правильного питания Совершенствовать представление быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате Расширять представления об особенностях ЗОЖ (правильное питание, движение, сон)
Пополнение РППС в соответствии с темой дня. Пополнение иллюстраций «Мир космоса» Коллаж «Мой космос!» Пополнение раскрасок «Все о космосе» Пополнение дидактических игр
Цветные карандаши, фломастеры, мелки
Стих для заучивания «В космосе так здорово!»
О. Ахметова
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка
«День космонавтики» Оформление информационного стенда «Полет к звездам» Рекомендации для родителей «Первые космонавты» Рекомендации родителям по домашнему чтению на тему космос Привлечение родителей в познавательном развитии к проектной деятельности «Космос»
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе №9
2 –я неделя апреля 20223г.
Задачи периода:
Формирование у детей обобщенных представлений о нашей планете в солнечной системе, героях космонавтах. Формировать целостные представление по теме «Земля – мой дом» (Земля как планета солнечной системы, природа, полеты человека в космос, герои космоса - космонавты).
Понедельник 10.04 Вторник 11.04 Среда 12.04 Четверг 13.04 Пятница 14.04
Тема недели: «Покорители космоса»
Тема дня «Наша солнечная система» «День космонавтики» «Ракеты в космосе» «Животные в космосе» «Планеты»
Результат Дети узнали о солнечной системе Дети узнали о дне, когда человек вылетел в космос Дети узнали о ракетах в космосе
Дети узнали о первых животных, которые летали в космос и вернулись обратно Дети узнали о строении планет
Прием детей. Беседа о перво открывателях в космосе
Беседа на тему: «Земля- наш дом во Вселенной» Беседа: «Цвет космоса» Ситуативный разговор «Температура космоса» Ситуативная беседа «Где больше кислорода»
Утренняя гимнастика Построение в шеренгу, проверка осанки.
Ходьба на носках.
Ходьба на пятках.
Бег змейкой.
ОРУ
И. п. — основная стойка, руки на пояс.
1 – наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;
2 – запрокинуть голову назад;
3 – 4 – аналогично.
Утренний сбор Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так
постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим. (Дети встают в круг)
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!