Ольга Грудиева
Проект коррекционно-образовательной деятельности «Подводное царство»
▼ Скачать +Заказ
ПРОЕКТ
коррекционно-образовательной деятельности
по формированию связной речи
ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
• Воспитание экологической культуры ребёнка
• Коррекционно-образовательная деятельность по формированию связной речи.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
• Развивать интерес к морю и морским обитателям
• Расширить знания детей о подводном мире.
Публикация «Проект коррекционно-образовательной деятельности „Подводное царство“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Воспитывать бережное отношение к природе.
ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
• Расширить активный словарь по данной теме.
• Развивать общие речевые навыки
• Учить составлять рассказ о море и о его обитателях.
В результате интеграции этих задач можно достигнуть положительных результатов. Познание окружающего мира дошкольником включает в себя ознакомление с различными объектами природы под руководством педагога. Именно педагог закладывает основы экологического мировоззрения своих воспитанников. Учитывая особенности мышления дошкольников, педагог должен выбрать те сведения о природе, которые дети могут понять и усвоить. В данной работе ребёнку представлены море и его обитатели с экологической позиции во взаимодействии со средой обитания. Закладывая основы экологического сознания, педагог обращает внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, воспитывает в них бережное отношение ко всему живому. Педагог знакомит детей с природными явлениями, животными, доступными непосредственному наблюдению, применяя в этом различные виды деятельности :
• Наблюдение во время специально организованных экскурсий (океанариум, дельфинарий, зоопарк)
• Просмотр, обсуждение видеофильмов и телепередач, рассказывающих об обитателях подводного мира.
• Создание изопродукции на основе наблюдений.
• Речевая деятельность (беседы, диалоги, заучивание стихов, составление рассказов)
• Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: Животный мир морей и океанов (животное, рыба, океан, море, кит, акула, дельфин, скат, рыба- игла, рыба-пила, медуза, осьминог, морские звезды, краб, морской конек., коралл, рыба-клоун, водоросли, обитать, плавать, нападать, охотиться, добывать, подводный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный). Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с прилагательными (морской прибой, морское путешествие, морские животные, морское дно, подводный мир). Учить составлять творческий рассказ.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ
Развитие связной речи, развивать слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Цель: Дать детям представление о море, о его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море, от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
мольберт, альбом «Живая природа», альбом «Мир природы. Животные», CD с записью звуков океана, CD-проигрыватель, картинки с изображением животных морей и океанов. Контейнеры с морскими ракушками, камушками, кораллами. Сосуды с соленой и пресной водой, пластиковые стаканчики по числу детей, разноцветные бусы по числу детей, варежковая кукла- Рыбка, куклы-прыгунки – медузы.
ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
ЖИВОТНЫЙ МИР ОКЕАНА
Кит.
Самое крупное животное на Земле. Самая большая длина голубого кита составляет 23м. Этот гигант питается крохотными рачками – планктоном. За одну кормежку поглощает 2-3 тонны.
Дельфины.
Очень дружелюбны к людям. Отличные пловцы. Дельфины никогда не спят. Одно полушарие мозга спит, а другое бодрствует.
Акула.
Хищная рыба. Самая опасная – белая акула. Самая большая – китовая акула. Питается исключительно планктоном.
Медуза. Тело у неё в виде колокола или зонтика. Прозрачное тело. Медузы ядовиты. По краям зонтика расположены щупальца со стрекательными клетками, которые при прикосновении вызывают сильные ожоги.
Осьминог.
Морской головоногий моллюск с восемью длинными щупальцами на голове. На щупальца есть длинные присоски, которые помогают ему схватывать добычу и передвигаться по дну. В случае опасности осьминог изменяет окраску или выпускает струю тёмной жидкости.
Рыба-игла.
Рыба из семейства морских игл. Тело тонкое, удлинённое длиной до 40см. Покрыта сплошным панцирем из костных щитков.
Морские звёзды.
Ярко окрашенное тело в форме звезды. Может иметь до 50 лучей. Они питаются устрицами, морскими гребешками и другими моллюсками.
Краб.
Живёт на морском мелководье. Размер туловища может составлять от 2 до 20см. Тело покрыто панцирем. Имеет клешни.
Скат.
Морская придонная рыба. Тело плоское, широкое, ромбовидное, сплющенное сверху вниз со жгутообразным хвостом. Живёт исключительно в морях, держась на дне. Наиболее интересен электрический скат.
Рыбы.
Водные позвоночные животные. Дышат жабрами, конечности – в виде плавников. Кожа покрыта чешуёй. Тело от 1см до 20м.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
• Посещение дельфинария, океанариума, рассматривание аквариумных рыб.
• Просмотр телепередач о животных морей и океанов, диафильмов, слайдов. «Чтение морских сказок» С. Сахарнова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина
• Разучивание стихов о морских животных («Где спит рыбка» И. Токмаковой)
• Подвижная игра «Летучая рыба», подвижная игра «Рыбки-подружки», игра на внимание «Рыбка, ты где?», заучивание скороговорки: «В озере карп, а в море – краб».
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(создание эмоционального положительного фона, развитие слухового внимания и восприятия)
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие к морю Давайте произнесем волшебные слова: Глаза зажмурю, улыбнусь, на берегу морском я окажусь. Дети открывают глаза и видят перед собой на экране слайд с изображением моря Мы оказались на берегу моря. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб.
Море – в безветренный солнечный день оно красиво, сине-зелёного цвета – такая в нём вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветерок заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда ни посмотришь – всюду по сине-зелёному полю бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уже совсем море выглядит сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-чёрные с силой поднимают камни с берега и обрушивают и снова на берег. Шум и грохот волн заглушает человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, то такого человека спасти будет очень трудно, его крики заглушает море, а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море. И уже совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождём. Громадные чёрные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и всё сметают на своём пути. Даже большие корабли могут затонуть во время шторма (рассказ педагога сопровождается показом слайдов и звуками моря).
Сегодня погода солнечная, море спокойное и тихое
. Что мы услышим, сидя на берегу моря? ( Дети: «шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек»). Для того чтобы опуститься под воду, нам надо надеть специальные костюмы. ( Дети: «маска трубка, ласты»). Дети и педагог показывают, как одевают костюм.
Произносим волшебные слова, :Глаза зажмурю, улыбнусь-на дне морском я окажусь. Смотрите сколько здесь разных рыб и животных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«НА ДНЕ МОРСКОМ» (развитие общеречевых навыков)
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки из альбома «Живая природа. В мире животных».
Дети вспоминают стихи о морских жителях:
1. Что за звёзды в глубине
На песке лежат на дне?
Н вопрос ответить просто:
На песке – морские звёзды.
2. «Ну что это за рыба? -
По морю ходят толки. -
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».
3. Электрические скаты
Неуклюж и, простоваты.
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
4. Море синее прекрасно
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная акула
5. Краб забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
6. Дельфины – жонглёры, певцы, акробаты,
Дельфины смышлёные очень, ребята.
Дельфины считают, дельфины читают
И даже детишек на спинах катают.
(1-2 ребёнка читают стихи)
ПОДВИЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕТУЧАЯ РЫБА» (координация речи с движением, развитие общей моторики)
Теперь мы превратимся в летучих рыб и порезвимся в морских волнах. «Я летучая, прыгучая, улетела бы за тучу я, да соскучилась бы вскоре – до того люблю я море». (для игры используется варежковая кукла-«рыбка»)
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
(пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами, развитие вкусовой чувствительности)
Нам пора возвращаться на сушу, выходите на берег. Мы костюмы одевали, а теперь что делаем? (Д. : «снимаем»). Теперь мы поиграем на морском берегу. Я хочу вас угостить водой из колодца и водой из моря. Педагог берёт кувшины с водой и раздаёт детям по два стаканчика, наливает в один стаканчик солёную, а в другой – пресную. Какая вода была в синем стаканчике? (Д. : «солёная»). А в зелёном? (Д. : «несолёная»). Правильно, пресная Морская вода соленая.
КОРРЕКЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНАЯ РАКОВИНА» (развитие слухового восприятия и тактильной чувствительности).
Дети рассматривают морские раковины,разной формы и величины. Приложив к уху раковину слушают шум моря
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ СЛОВО»
(развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза)
Опустите руки в контейнеры и достаньте то, что нам принесли волны. Дети достают из контейнеров буквы и складывают из них слова (краб и карп).Подбирают картинку к слову. Назовите морское животное. (Д. : «краб»). Карп живёт в пресной воде, а краб - в морской.
В ОЗЕРЕ-КАРП, А В МОРЕ- КРАБ
КОРРЕКЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСУЕМ БУСАМИ» (развитие тонкой моторики)
Дети складывают из бус различных обитателей моря.
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ РАССКАЗ» (развитие связной речи, творчества, фантазии, тонкой моторики).
Дети на планшете изображают «Морское царство», используя бусы, морские ковины, кораллы и составляют рассказ из пяти предложений. (Море большое и глубокое. Вода в море соленая. В море обитают разные животные: дельфины, киты, акулы, разнообразные рыбы и т. д. Самый опасный хищник – это акула. Подводный мир красивый и удивительный.) Педагог напоминает детям, что для сохранения красоты моря и его обитателей, нужно беречь водоемы от загрязнения.
В заключении педагог предлагает перечислить все задания, которые они выполняли, и оценить работу друг друга. После этого педагог предлагает детям подвижную игру «Море волнуется», используя планшет с изображением моря и медуз-прыгунков.
ВЫВОДЫ
В проект включены задания и упражнения для развития сенсорной сферы дошкольника. В предлагаемой работе ребёнок не только получает новую информацию о море, о морских обитателях, но и повышает речевую активность, развивает внимание, память, логическое мышление, творческую деятельность, учатся работать в коллективе – что очень важно для детей с нарушенной речью. Красочные картинки, занимательные упражнения и задания вызывают интерес и эмоциональный подъём.
. Весь проект построен в игровой форме, что легко и доступно детям. Через игру мы решаем важные проблемы, расширяем кругозор и коррегируем дефекты речи, моторики, сенсорной сферы и т. п., приобщаем детей к природе и учим заботиться о ней и беречь её, побуждаем их в дальнейшем поддерживать интерес к изучению моря и его обитателей.
Проект может быть использован педагогами для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также для детей массовых групп детских садов.