Екатерина Водостоева
Проект «Коррекция агрессивного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Публикация «Проект „Коррекция агрессивного поведения у дошкольников“» размещена в разделах
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников.
Одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.
Методы исследования:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
5) тестирования;
6) релаксационные упражнения;
7) поведенческая терапия
Для реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы был создан данный проект, в реализации которого необходимо участие родителей, детей, специалистов МБДОУ №73.
Разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников в возрасте 3-6 лет, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного реагирования.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс подготовлены: памятки «Способы избавления от гнева»; «Советы для родителей» целью которых, было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Для педагогов проведены: консультация для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки», «Агрессивный ребенок», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр.
В ходе реализации проекта появилась необходимость в создании программы по коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Этапы реализации проекта :
-сбор информации по проблеме детской агрессивности
- постановка цели и определение задач проекта;
- изучение педагогической литературы;
- подбор диагностического материала;
- подбор информации для консультаций;
- разработка перспективного плана мероприятий проекта.
Этапы исследования.
1 этап - подготовительный.
На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик.
2 этап - диагностический.
На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
3 этап - анализ и интерпретация полученных данных.
Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.
В выборе диагностических методик предпочтительными оказались проективные методики, что обусловлено возрастными особенностями исследуемых детей.
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась методика «Кактус» М. А. Панфиловой и проективная методика «Несуществующее животное».
Ожидаемый результат:
После проведения комплекса мероприятий системной работы по коррекции агрессивности дошкольников ожидается, что у детей снизится уровень проявления агрессии, разовьются навыки выражения агрессии в социально приемлемой форме и навыки конструктивных способов решения конфликтов, повысится уровень самоконтроля.
Дети станут более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, станут чаще помогать и сочувствовать другим людям, научатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.
Сравнительный анализ результатов коррекции агрессивного поведения
Для определения эффективности проведения системы работы по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, по окончании комплекса мероприятий эксперимента была проведена контрольная диагностика. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем.
Динамика изменения уровня агрессивного поведения детей экспериментальной группы по методике «Кактус»
Количество детей Констатирующий эксперимент Количество детей Контрольный эксперимент
Уровень агрессии Уровень агрессии
12 Высокий 8 Высокий
9 Средний 12 Средний
2 низкий 3 низкий
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Кактус» выявил у одного ребенка снижение уровня агрессии с высокого на низкий, у троих – с высокого на средний, выраженность агрессии у четверых детей незначительно снизилась. Динамика изменения типа агрессивных реакций детей экспериментальной группы по тесту «Несуществующее животное»
Направление агрессивных реакций
экстрапунитивные
интропунитивные
импунитивные
Количество детей
Констатируюй эксперимент 13 4 6
Контрольный эксперимент 12 5 6
По результатам контрольного эксперимента по тесту «Несуществующее животное», у одного ребенка изменился тип агрессивной реакции с экстрапунитивной на интропунитивную. Таким образом, сравнивая полученные результаты, приходим к выводу, что проведенная система работы по коррекции агрессивного поведения незначительно, но положительно влияет на поведение детей. Участники экспериментальной группы имеют положительную динамику снижения агрессивного поведения, что может указывать на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.
Выводы: Коррекция агрессивного поведения дошкольников должна основываться на привитии моральных норм и правил, развитии эмпатии, снижении эмоционального напряжения, развитии способности переносить фрустрацию и умения находить приемлемые способы решения конфликтных ситуаций. Для реализации, которых используются игровая терапия, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях, рисуночный метод, релаксационный тренинг. Повышению эффективности коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста способствует ее проведение в форме системной работы психолога, педагогов и родителей.
Заключение.
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения его развития у детей дошкольного возраста.
Агрессия многолика, достаточно трудно диагностируется неспециалистом. Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка. Для преодоления детской агрессии, родители должны иметь в своем арсенале внимание, сочувствие, требовательность, терпение, ласку, заботу, чувство юмора и такт. Но есть методы и приемы, изложенные выше, помогающие воспитателю в работе с детьми склонными к агрессии.