Светлана Гиматова
Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения
▼ Скачать + Заказать документы
Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребенка. Дело в том, что на детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные действия воспитательного характера, но и особенности поведения родителей. Сегодня в жизни может происходить множество событий, которые способны, ожесточить и вызвать негативные эмоции. Важно понимать, что дети очень четко реагируют на настроение окружающих и изменения в нем. Взрослые могут позволить себе обсуждать военные действия, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства, зачастую от них можно услышать негатив в сторону других людей. Разумеется, дети тонко воспринимают подобные эмоции, в результате чего они могут обзываться, драться, обижать друг друга, жестоко относиться к животным. А родители при этом не обращают внимание на развивающееся агрессивное поведение у дошкольников, пока не произойдет по-настоящему тревожная ситуация. В последнее время из новостей часто можно услышать о том, как подростки избивают своих одноклассников, нападают с ножом на сверстников, на педагогов, приносят в школу огнестрельное оружие. Агрессивное поведение у дошкольников возникает не в какой-то определенный момент, а зарождается последовательно. Ему предшествуют годы накапливания негативных эмоций. Зачастую истоки подобного поведения проявляются уже в дошкольном детстве. У детей дошкольного возраста могут возникать вспышки гнева и агрессии, которые служат актом протеста действиям или отношению других людей. Но в данном случае важно понимать, что отсутствие агрессии - это также тревожный знак, поскольку нормальное развитие ребенка без протестного поведения невозможно. Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т. к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства. У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы. В условиях ДОО важно проводить профилактическую работу в направлении агрессивного поведения у дошкольников, а начинать ее нужно с детьми младшего дошкольного возраста. Поскольку в этот период у ребенка начинает зарождаться сила «я», и чем больше она, тем меньше агрессивность. Один из вариантов такой работы – проведение занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» (приложение). Цель занятия: профилактика правонарушений, агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение у дошкольников : принципы общения Помогать разбираться в конструктивных способах разрешения проблем. Объяснять, почему конкретное поведение может быть неправильным. Помогать узнать себя со стороны и других людей лучшим образом. Давать возможность избавиться от агрессии (например, порвать бумагу, побить подушку, сжать кулаки и т. д.). Хвалить! Данное действие проявит желание еще раз услышать добрые слова по отношению к себе. Не унижать достоинство ребенка. Не воспроизводить вслух фразы типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» Показывать собственный пример неагрессивного поведения, важно помнить, что ребенок всегда подражает тому, за кем ему привычно наблюдать. И таким образом агрессивное поведение у дошкольников можно сгладить, показывая правильный пример. Задачи: отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки; создание условий для развития навыков саморегуляции и самоуправления; освобождение от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения. Участники: 10–12 человек детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет, педагог-психолог и взрослый, исполняющий роль зла. Приложение Конспект занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» для работы с агрессивным поведением дошольников Продолжительность: 35–40 мин. Необходимые материалы: мультимедийная доска, картон, обрывки цветной бумаги – детали для маски зла, ленточки, степлер, музыка для танца злости, музыка для релаксации, клей, подушки по числу детей, эмблемы в виде красного сердца со щитом по числу детей. Ход занятия 1. Приветствие. Упражнение-разминка «Аплодисменты по кругу» Цель: создание атмосферы принятия, переживание чувства радости. Инструкция. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог приветствует их, затем подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Потом они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока ею не будут охвачены все дети. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. Беседа с детьми Цель: профилактика правонарушений, развитие навыков саморегуляции и самоуправления. Педагог-психолог: Теперь я вижу, что все оживились и настроились на занятие. Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки, добрые дела? Кто хочет поделиться? Молодцы! Это замечательно! А я сегодня расскажу вам о детях, которые, к сожалению, совершили не добрый, а злой поступок. Собрались как-то вместе несколько ребят, стало им скучно, и подумали они, не заняться ли им чем-нибудь этаким. И пришли им в голову мысли, но не хорошие, не добрые, а плохие, злые. Задумали они сделать злое дело… Как вы думаете, какое злое дело они задумали?. Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и дополняет их своими примерами: Решили они звонить в двери соседям и убегать. Вот смешно! Соседи спрашивают, кто там, а потом ругаются. Решили они стащить в магазине несколько шоколадок – мол, если все ловко провернуть, никто и не заметит. Решили они убежать из детского сада и пойти в магазин игрушки смотреть. Надоело уже в этом садике сидеть, маленькие что ли!Решили они в кошку камнями кидаться – интересно же, как настоящая охота!Решили они взять у какого-нибудь мальчика-тихони шапку и пинать ее, как мяч, ногами – мол, мы сильные, а он слабый! Вот такие дурные мысли пришли им в голову. Так уж устроены дети – иногда им надоедает хорошими быть, и тогда приходят дурные мысли. Только вот не подумали они о том, что от их плохих поступков кому-то станет очень плохо и больно… Педагог-психолог начинает показ слайдов на мультимедийной доске: Плохо стало воспитательнице, у нее заболело сердце, потому что она очень испугалась за детей, которые убежали из садика (слайд со скорой помощью).Плохо стало мальчику-тихоне, шапку которого они пинали. Теперь он боится ходить в садик и все время плачет (слайд с плачущим ребенком).Плохо стало маме и папе, когда их вызвали в полицию и заставили платить большой штраф за то, что их дети украли шоколадки (слайд с полицейским).Плохо стало кошке, в которую кидали камнями, ей попали в глаз, и она ослепла, теперь не может охотиться и, возможно, умрет (слайд с больной кошкой).Плохо стала старушке, которой звонили в дверь. Она так спешила открыть, что упала и сломала ногу (слайд с человеком в гипсе). Ребята, а ведь в такую историю с плохим концом может попасть любой ребенок. Но вы должны знать, что каждый из вас может предотвратить плохое, вовремя остановиться и не участвовать в плохом деле. Вы согласны со мной? Что же делать, если друзья уже собрались совершить плохое дело? Какие слова сказать, чтобы они остановились и подумали, стоит ли совершать такой поступок? Педагог-психолог делает вывод: Надо сказать друзьям, что это плохая идея, глупая и опасная. Можно предложить им заняться чем-нибудь другим. Если же они не послушаются, то нужно твердо отказаться от участия в плохом деле: «Я не пойду с вами!» А затем надо просто отойти от них – пусть поступают как знают. Ребята, а как вы думаете, нужно ли сообщить взрослым о том, что друзья задумали плохое?. Конечно, ябедничать нехорошо, стыдно, но жизнь и здоровье важнее всего. Если есть опасность для жизни или здоровья, нужно сразу сказать об этом взрослым. А как же поступить, если другие ребята начнут обзывать тебя слабаком, трусом, предателем за то, что ты не хочешь вместе с ними идти на плохое дело, или откажутся дружить с тобой, если ты не пойдешь с ними?. Что делать в этом случае?. Ситуация, когда все настроились против тебя одного, очень сложная, не каждый взрослый такое выдержит. Только сильный человек может противостоять другим и не поддаваться на их уговоры. Это настоящее мужество. А вы сильные, мужественные?. Хотите, проверим, есть ли у вас сила духа, сможете ли вы побороть зло?. Только настоящий герой отважится на такое. Готовы ли вы стать героями?. Давайте придумаем, с кем мы будем сражаться. На что будет похоже зло, с которым мы будет бороться?. 3. Упражнение «Встреча со злом» Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки. Инструкция. Упражнение состоит из трех этапов. Этап 1. Изготовление маски зла. Дети совместно с педагогом-психологом мастерят из заранее заготовленных материалов большую маску зла. Основной материал – картон. Дети прикрепляют к нему детали из цветной бумаги, создавая образ зла. По краям к готовой маске прикрепляются ленточки, которые будут придавать образу живость. Этап 2. Оживление маски зла. Когда маска готова, все дети встают в круг и становятся героями. Помощник педагога-психолога становится в середину круга и показывает, как зло оживает: танцует с маской под специально подобранную музыку. Этап 3. Встреча с героем. Педагог-психолог рассказывает: «Есть легенда о том, что если герой слабее духом, чем зло, то при встрече со злом он и сам может превратиться в него. Во все времена герои тренировали свой дух, чтобы сохранить себя и победить зло. А еще есть такое поверье : если начать бить зло, ругать его плохими словами, то сам превратишься в злого человека. Как же тогда победить зло?» Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и делает вывод: «Правильно! Только добро побеждает зло! Давайте каждый из вас скажет: “Я не стану делать зло, потому что у меня доброе сердце и сильный дух!”» Педагог-психолог помогает детям произносить эту фразу, а его помощник с маской зла пытается провоцировать их, уговаривает: «А ну-ка, ударь меня! И ты превратишься в злого человека! Не говори этих глупых добрых слов.» Когда все дети произнесут заветную фразу, помощник с маской покажет, как умирает зло, а дети вместе с педагогом-психологом громко прокричат победное «Ура!». 4. Упражнение «Избавление от злости» Цель: разрядка негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения. Педагог-психолог: Ребята, иногда зло все-таки проникает в нас, и от этого так и хочется с кем-нибудь подраться или поругаться. Хотите узнать, как выгнать из себя зло? (Дети предлагают свои ответы.) Нужно со всей силы поколотить что-то такое, чему не будет больно, например подушку, или мягкий диван, или специальную боксерскую грушу. Главное – не сделать больно живому человеку. Инструкция. Педагог-психолог раздает детям подушки и предлагает поколотить их, чтобы избавиться от зла в себе. Он еще раз повторяет, что это упражнение помогает выгнать из себя зло, не причинив боли окружающим людям. 5. Упражнение «Расслабление» Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения. Инструкция. Педагог-психолог включает спокойную музыку и предлагает детям лечь на ковер и расслабиться, отдохнуть. Можно подготовить какой-либо текст. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 6. Обсуждение-рефлексия Педагог-психолог: Ребята, какие выводы вы сделали из нашего занятия?. Что вы для себя усвоили?. Спасибо за ваши ответы! В память о нашем занятии я хочу подарить вам эти красные сердца со щитом. Они означают, что у вас доброе сердце, сильный дух, а щит – это защита от зла! Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!
Публикация «Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Источник: https://www.resobr.ru/article/59516-qqe-16-m8-profilaktika-agressivnogo-povedeniya-y-doshkolnikov-principi-obsheniya?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_10102017
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.