Марина Чернышова
Педагогический тренинг «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий. Тема сегодняшнего педагогического тренинга – «Роль воспитателя ДОУ в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей», поэтому предлагаю вам, заполнив схему «Способы преодоления агрессии», определить роль воспитателя в профилактике и преодолении агрессии детей.
Публикация «Педагогический тренинг „Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей“» размещена в разделах
(Каждому педагогу дается бумажный цветной воздушный шар, на котором в соответствии с первой буквой цвета необходимо написать конструктивные и деструктивные способы выражения агрессии (например, «красный» - кричать, корить себя и т. п.). Педагоги работают индивидуально, затем прикрепляют шары к лентам, комментируя свои надписи. В результате получается радуга «Способы преодоления агрессии»).
Ведущий. Итак, мы определили деструктивные и конструктивные способы выражения агрессии, их влияние на личность. С правой стороны радуги (где указаны конструктивные способы) восходит солнце (символизирует роль педагога в педагогическом процессе). Ваша задача - на лучах солнца обозначить основные принципы работы воспитателя в направлении уменьшения агрессивных проявлений детей дошкольного возраста (ценностный, осознанный, рефлексия и др.)
Под лучами солнца, т. е. под теплым и заботливым взглядом воспитателя, распускается цветок – ребенок. На лепестках ромашки необходимо обозначить личностные качества ребенка как ценной, развивающейся личности (неповторима, уникальна, индивидуальна и т. д.)
Еще раз проанализируем представленную схему. Как вы думаете, можно ли по ней обозначить логику, особенности педагогического процесса в ДОУ по проблеме профилактики поведения детей?
Итак, процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополагающая роль при этом отводится воспитателю, который владеет способами регуляции поведения и может корректно подойти к решению данной проблемы. При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам выражения гнева.
Таким образом, мы определили основополагающую роль и место педагога в педагогическом процессе профилактики и преодоления агрессии детей.
Дополнительные материалы к буклету.
Игра «Клубочек»
Цель. Формировать чувство близости с другими людьми; развивать рефлексивные способности педагогов.
Ход игры. Воспитатели, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток, говоря о том, что они чувствуют, что могут пожелать другим и себе. Отвечают на вопросы.
• Чего добились, что не удалось в ходе обсуждения?
• Кто был активен и пассивен на педсовете? Почему?
• Какие уроки можно извлечь из полученного опыта?
• Эффективна ли данная форма проведения педсовета? Почему?
Когда клубок вернется к ведущему, все натягивают нить и закрывают, представляя, что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Раздача буклетов «Агрессивный ребенок».
Агрессивный ребенок
Психологический словарь (под ред. В. П. Зинченко) предлагает следующие определение агрессии :
«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)»
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического ущерба другому лицу. Агрессивное действие – это средство достижения цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случаи следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – действия, имеющие целью причинение ущерба другому.
Конструктивные способы выражения ребенком гнева и агрессии.
• Громко петь любимую песню.
• Метать дротиками в мишень.
• Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции.
• Пускать мыльные пузыри.
• Устроить «бой» с боксерской грушей.
• Полить цветы.
• Устроить соревнования «Кто громче крикнет?», Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?».
• Скомкать и выбросить несколько листов бумаги.
• Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем заштриховать его.
• Рвать газету.
• Рисовать свой гнев.
Характерные особенности агрессивного ребенка
1. Слишком говорлив.
2. Отказывается от коллективной игры,
3. Чрезмерно подвижен.
4. Не понимает чувств и переживаний других людей.
5. Часто ругается с взрослыми.
6. Создает конфликтные ситуации.
7. Перекладывает свою вину на других.
8. Суетлив.
9. Импульсивен.
10. Часто дерется.
11. Смотрит отсутствующим взглядом.
12. Не может адекватно оценить свое поведение.
13. Имеет мускульное напряжение.
14. Часто специально раздражает.
Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком
1. Наладьте так взаимоотношение с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами уверено и комфортно.
2. Следите за собой, особенно в минуты, когда находитесь под воздействием стресса.
3. Если вы расстроены, ребенок должен знать о вашем состоянии.
4. В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может вызвать ваш гнев.
6. К некоторым важным событиям ребенка необходимо готовить заранее.
Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы, подготовив ребенка к предстоящим событиям.
Пути выполнения
• Проводите как можно больше времени с ребенком, слушайте его. Делитесь своим опытом, рассказывая о своем детстве.
• В моменты раздражения старайтесь не прикасаться к ребенку, отмените все совместные с ним дела.
• Говорите ребенку прямо о своих чувствах и желаниях («Я расстроена, хочу побыть одна»).
• Позвоните друзьям, послушайте музыку и т. п.
• Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми очень дорожите. Управляйте своими эмоциями.
• Изучите силы и возможности ребенка.
• Если вам предстоит сделать первый визит (в ДОУ, к врачу, продумайте все заранее.