Попова Юлия
Проект «Коми домашние птицы. Коми домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта Домашние животные. Домашние птицы.
Гортса пэмОсъяс. Гортса лэбачьяс.
Актуальность проекта Актуальность изучения дисциплины обусловлена:
1) признанием коми языка наравне с русским в качестве государственного КР,
Публикация «Проект „Коми домашние птицы, Коми домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Домашние птицы. Проекты
- Домашние птицы. Птичий двор
- Животные. В мире животных
- Природа Коми Республики
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика Коми
- Темочки
2) неразработанностью проблемы обучения детей дошк. возраста языкам народов национальных республик, в том числе и Коми Республике,
3) достижениями теоретических наук, базисных по отношению к методике,
4) созданием и сохранением единства национальной культуры. Если язык не используется в системе образования, он обеспечен на исчезновение. Сохранение и развитие коми языка является национальной проблемой, ибо с утратой его и прекращается осуществление основной функции этноса – трансляции культуры от поколения к поколению, передачи этнической информации, а значит, возникает угроза всему существованию народа. Очень актуально звучат сегодня слова яркого представителя коми народа – писателя, фольклориста, этнографа, философа, лингвиста Калистрата Ф. Жакова: «Язык – душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище. Отнимая язык, мы отнимаем у народа не только его вековую привычку, его удобства, но отнимаем ещё своеобразие психических переживаний, понятий миров…»
Перед детьми, не владеющими коми языком, в условиях детского сада открываются новые возможности усвоения средств коми языка, на их основе – овладения (пусть пока на элементарном уровне) речевыми навыками и коммуникативными умениями.
Детский сад за последнее время стал представлять собой фундаментальное звено в общей цепи системы непрерывного обучения, в том числе и в системе обучения языкам (коми детей русскому языку и русскоязычных – коми языку) : от уровня сформированности у детей навыков и умений, от тех способов, с помощью которых они приобретены, будет зависеть успех овладения ими языком не только в детском саду, но на всех последующих этапах овладения им.
Участники проекта Дети старшей группы, воспитатели, родители детей старшей группы, специалист по Коми языку.
Цель проекта Развитие элементарной устной разговорной речи у детей старшей группы по лексической теме «Домашние животные. Домашние птицы.»
Задачи проекта Задачи :
1. Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах.
2. Овладение звуковой стороной коми языка – развитие фонематического слуха: дети должны уметь различать на слух, из каких последовательно расположенных звуков состоит слово, и уметь произносить эти звуки как в отдельности, так и в составе слога и слова. С этой целью проводится звуковой анализ трудных коми слов. (Специфические коми звуки : О, тш, дж, дз и т. д.)
3. Овладение определённым лексическим запасом (овладение отдельными совами в составе словосочетаний, кротких фраз, речевых клише, необходимых для общения на коми языке.
4. Формирование положительного настроя и готовности к общению на коми языке.
Сроки реализации Краткосрочный - 2 недели
Вид проекта Познавательный, творческий.
Продукт проекта Макет «Домик в деревне», уголок «Друзья наши меньшие».
Ожидаемый результат У детей сформирована элементарная устная разговорная речь по лексической теме «Домашние животные. Домашние птицы.»
Итог проекта Развлечение -O-
НПД 1. Закон «О государственных языках в РК» (май 1992,
2. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» (февраль 1998)
3. Программа
Подготовительный этап:
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
• Беседа с детьми «Мои домашние животные». • Ознакомление с лексической темы проекта «Домашние животные. Домашние птицы» в родительском уголке. • Выбор лексической темы проекта.
• Написание конспектов НОД по теме проекта.
• Подбор материала и литературы по данной теме.
• Постановка целей, задач.
• Организация предметно-развивающей среды по лексической теме «Домашние животные. Домашние птицы».
Основной этап:
Дата Форма мероприятия Цель, задачи Словарная работа Содержание Ответственные Материал и оборудование
Понедельник Д / И ««ПемОсъяслОн горзОм» Цель: Закрепление правильного произношения звуков, которые издают домашние животные и птицы. Ме-ме-ме, ко-ко-ко, баы-ы-ы, ув-ув, рук-рук, га-га-га, няв-няв, иньо-го-го. Воспитатель предлагает поиграть в игру «ПемОсъяслОн горзОм» («Кто как кричит»). Ребенок крутит колесо и какое животное ему выпадает и говорит, как кричит это животное или птица. Воспитатель Колесо фортуны с изображением домашних животных (лошадь, коза, курица, корова, собака, свинья, гусь, кошка).
Игра на формирование грамматического строя речи «Кто больше слов скажет» Цель: Упражнение умений детей в назывании качеств, признаков и действий животных и птиц. Полысь, ичОт, ыджыд, шыльыд Воспитатель предлагает детям описать домашних животных и птиц на коми языке. Воспитатель Картинки животных
Загадывание загадок Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и птицах через загадки Пон, петук, мОс. Воспитатель задает детям загадки, дети отгадывают и называют ответ на коми языке. 1. Днем скамья, а ночью – круг или хомут (собака).
2. Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик (петух).
3. Стоит копна посреди двора
Спереди вилы, сзади метла (корова). Воспитатель -
Раскрашивание в рабочей тетради домашних животных и птиц Цель : Активизация словарного запаса детей Пон, мОс, кань Дети самостоятельно раскрашивают картинки домашних животных и птиц, вместе с воспитателем проговаривая, как их зовут на коми языке Воспитатель / помощник воспитателя Рабочие тетради с изображением домашних животных и птиц.
Вторник Игра на формирование грамматического строя речи «Придумай рассказ про домашнего животного» Цель: Развитие умения правильного использования грамматической формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении рассказа. Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ по картинам домашних животных. Воспитатель Иллюстрации домашних животных.
Занятие «Домашние животные и птицы» Цель: Учить называть домашних животных и птиц на коми языке.
Задачи:
1. Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.
2. Воспитывать желание произносить слова на коми языке.
3. Учить произносить специфические звуки коми языка, развивать артикуляционный аппарат.
4. Повторять раннее изученные слова. Кань, пон, вОв, порсь, мОс, ыж, чипан, петук. В гости приходит кукла в национальном костюме Настук. У нее случилась беда, сломался забор и все домашние животные и птицы разбежались. Дети помогают кукле найти животных и птиц. Воспитатель Кукла в коми национальном костюме, деревенский дом, картинки с исображением домашних животных и птиц, разрезынные картинки домашних животных и птиц
Дидактическое упражнение «Мое домашнее животное или птица» Цель: Закрепить названия домашних животных и птиц у детей на коми языке Кань, пон, порсь, мОс, ыж, чипан, петук. Воспитатель предлагает детям вспомнить своих или у бабушки, домашних животных и птиц и сказать их на коми языке. Воспитатель Иллюстрации домашних животных и птиц
Чтение стихотворения про лошадь Цель: Закрепить знания у детей слово вОв ВОв Воспитатель читает стихотворение, дети говорят про кого, называя слово на коми языке.
Посмотри на рысака!
Лоснятся его бока,
Он копытом землю роет,
Вьётся пламя золотое
Из расширенных ноздрей –
Хочет он скакать быстрей!
Разлетается красиво
Пышная, густая грива.
Взгляд горячий, огневой –
Как хорош рысак гнедой! Воспитатель Иллюстрация лошадя
Среда Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница» Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закрепить названия животных на коми языке Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан Дети самостоятельно играю с сюжетно-ролевую игру. Воспитатель наблюдает и при необходимости спрашивает детей как зовут животное на коми языке Воспитатель Атрибуты игры «Ветлечебница»
Артикуляционная гимнастика во время завтрака Цель: научить детей правильно выговаривать слова. ПемОс, вОв, мОс, порсь Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения Воспитатель -
Макет «Домик в деревне» Цель: Создание макета «Домик в деревне» совместно с детьми и их родителями - Воспитатель вместе с детьми и их родителями делают макет «Домик в деревне» Воспитатель, родители Макет «Домик в деревне»
Работа с макетом
«Домик в деревне» Цель: Учить называть домашних животных и птиц на коми языке. ВОв, ыж, меж, чипан, мОс, Ош, шыр, кань, пон, петук Дети заселяют макет животными.
Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.
Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Воспитатель Макет «Домик в деревне», домашние животные и птицы
Четверг Занятие «Домашние животные и птицы» Цель: Продолжать расширять словарь за счет введения новых существительных по теме «Гортса пемОсъяс да лэбачъяс»
Задачи:
1. Упражнять в правильном произношении звука СЬ;
2. Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря;
3. Закрепить умение выразить согласие или несогласие: эм, абу. Ыж, мОс, порсь, вОв, кОза, петук, чипан, эм, абу Воспитатель вместе с детьми отправляются в гости, проходят через препятствия. Баба Марпа знакомит детей с домашними животными (на коми языке). Дести вместе с животными играют в прятки. Воспитатель с детьми возвращаются в детский сад и происходит рефлексия. Воспитатель На фланелеграфе двор бабушки Марпы, силуэт домашних животных и птиц на палочке.
Музыкальная игра «Угадай животное или птицу». Цель: Знакомить детей с коми животными и как они говорят Ыж, мОс, порсь, вОв, кОза, петук, чипан. Воспитатель включает ауди, где коми животные произносят звуки, дети должны отгадать кто это, но только на коми языке. Воспитатель Аудио
Рассматривание альбома «Домашние животные» Цель: Рассмотреть вместе с детьми альбом «Домашние животные». Закрепить названия домашних животных на коми языке. Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан. Дети с воспитателем рассматривают альбом и вспоминают как зовут животного на коми языке. Воспитатель Альбом «Домашние животные»
Подвижные игры: «Кочьяс» Цель: Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность. КОч (ьяс) В одной стороне зала полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, - это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка. Два – три ребенка встают сзади стульев, присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Инструктор-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу инструктора «Бегите в клетки!» возвращаются на свои места, снова проползая под стульями. Воспитатель Маска кролика
Пятница Игра на формирование грамматического строя речи «Какую пользу приносит домашнее животное и птица» Цель: Учить детей строить высказывания – рассуждения. ЙОв, нОк, рысь, яй, тшОг, ку, кольк, гОн. Дети выбирают животное или птицу и рассказывают какую пользу они приносят Воспитатель Игрушки животных и макеты продуктов
Дидактическая игра «Кто нас зовет» Цели: Развитие слухового внимания. Активизация словаря по теме. Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают на коми, кто позвал. Воспитатель Ширма, игрушки домашних животных и птиц.
Чтение стихотворения «Пон» Цель: Знакомство детей с коми стихотворением «Пон» Лэчыд, скОр, ён, пон. Лэчыд пиня, пельыс сюсь,
Ачыс ск р да ён.
Ылысь кыл, оз тай узь –
Керка видзысь пон. Воспитатель Иллюстрация собаки
Дидактическая игра «Накормим животных» Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже. Кань, мОс, вОв, пон На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы, лошади, кошки и собаки. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных на коми языке, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому, что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных. Воспитатель Наборное полотно; картинки с изображениями коровы, лошади, кошки и собаки; картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса.
Понедельник Игры для развития словаря «Отгадай животное или птицу по описанию» Цель: Обогащение словарного запаса старших дошкольников Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан. Воспитатель рассказывает про животное или птицу, описывает его, а дети отгадывают на коми языке и получают за это фишку. Воспитатель Иллюстрации домашних животных
Дидактическая игра «Кто чем питается?» Цель: Расширить знания детей о домашних животных, учить анализировать – где живет, что растет, кто кормит, или где находит пищу. Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан Воспитатель говорит пищу, а дети угадывают на коми языке, кто это ест. Воспитатель Изображения домашних животных и птиц.
Дидактическая игра для формирования грамматического строя речи дошкольников «Оти – уна» («Один – много») Цель: развивать умение детей образовании формы множественного числа имен существительных. вОв – вОвъяс, ыж – ыжъяс, порсь – порсьяс, пон – понъяс, кань - коньяс Воспитатель показывает животного, дети говорят сначала кто это на коми языке, после этого назвать это же слово во множественном числе сначала на русском, а потом на коми языке. При необходимости воспитатель помогает Воспитатель Изображения лошади, овцы, свиньи, собаки, кота.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове.» Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан. Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово (говорит на коми). Затем показывает игрушки других домашних животных и просит : «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко Воспитатель Изображения животных и птиц : шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан.
Вторник Дидактическая игра «Чей хвостик» Цель: Закрепление знаний детей о домашних животных и птиц на коми языке. КаньлОн, понлОн, мОслОн, петуклОн. На мольберте изображения хвостов домашних животных и птиц, дети угадывают, кому они принадлежат. Дети за воспитателем повторяют коми слова Воспитатель Иллюстрации домашних животных / птиц и их хвосты, мольберт
Игра малой подвижности «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Пон- сулалО, пукалО, куйлО, узьО, увтО, кань, вОв, ыж. Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Педагог:
-Дети:
Пон- сулалО, пукалО, куйлО, узьО, увтО (кань, мОс, ыж, вОв) Воспитатель Мяч
Чтение коми народной сказки «Восьминогая собака» Цель: Прочитать детям коми народную сказку «Восьминогая собака» Воспитатель детям читает коми народную сказку перед сном Воспитатель Книжка
Лепка. «Кань да пон». Цель: Продолжать учить лепить кота и собаку. Кань, пон, ув-ув, няв-няв. Воспитатель предлагает детям слепить кошечку или сабаку. Воспитатель спрашивает у детей, как их называют на коми языке и как они говорят на коми языке. Воспитатель Оборудование для лепки.
Среда Наблюдение за собакой на прогулке Цель: Закрепление знания о собаке, ее характерных особенностях Пон 1. Почему собака домашнее животное?
2. Как выглядит собака?
3. Чем питается?
4. Какие ещё породы собак вы знаете?
5. Как называются детеныши собаки?
6. Какую пользу людям приносят собаки?
7. Как готовятся собаки к зиме? (К зиме шерсть у собак меняется. Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной) Воспитатель Собака на улице (с хозяевами)
Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей, закрепить названия животных на коми языке. Шыр, кОч, порсь, кань, мОс, вОв, петук, чипан. Выполнение утренней гимнастики. Воспитатель названия упражнений говорит на коми языке, дети повторяют Воспитатель / физкультурный работник Физкультурные оборудования
Конспект занятия «Воспитатель
Физминутка для глаз «Чушканзi» Цель: Познакомить детей с коми физминуткой для глаз. Чушканзi - Зi -зi –зi — лэб чушканзi.
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной. Воспитатель -
Четверг Игры для развития словаря «Кто кем был?» Цель: Развитие словарного запаса посредством дидактических игр. ВОв, ыж, меж, чипан, мОс, Ош, шыр, кань, пон, петук Воспитатель задает вопрос «Кто кем был?» показывая домашних животных и птиц с детенышами, дети отвечают на вопрос воспитателя. Воспитатель Карточки с изображением домашних животных и птиц с детенышами.
Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». Цель: Расширить словарный запас у детей ВОв, ыж, меж, чипан, мОс, Ош, шыр, кань, пон, петук, ён, ыджыд, мича Воспитатель предлагает детям нарисовать их любимое домашнее животное и рассказать о нем (описать) на коми языке Воспитатель Рисунки детей
Изучение схемы для описания домашних животных Цель : рассмотреть вместе с детьми схему для описания домашнего животного. Ён, мича, ыджыд, руд, дзоля, ичОт, кузь, дженьыд. Дети с опорой на схему составляют загадку-описание на коми языке сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Воспитатель Схема
Беседа с детьми «Мой домашний питомец» Цель: воспитывать гуманные чувства к своим домашним любимцам.
Пон, кань, кузь гОна, мича, дженньыд гОна, кужь бОжа, дженньыд бОжа, нявзО, увтО, руд, еджыд. Вопросы к беседе:
У кого из вас есть домашние животные?
Расскажите, какие они, за что вы их любите?
Как зовут ваших маленьких друзей?
Во что вы с ними играете? Куда ходите на прогулку?
Как ухаживаете за своими домашними питомцами? Ответы детей на коми языке. Воспитатель Фотографии воспитанников со своими домашними питомцами.
Пятница Игры для развития словаря «Чей силуэт» Цель: Способствование расширению словарного запаса детей ВОв, ыж, меж, чипан, мОс, Ош, шыр, кань, пон, петук Дети отгадывают домашнего животного или птицу по силуэту Воспитатель Карточки с изображением домашних животных и птиц.
Дидактическая игра «Третий лишний» Цель: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам. КОза, порсь – гортса пемОсъяс. Руч – тайО вОрса пемОс; мОс, вОв, кань, петук, чипан, пон, кОин, ош, ур. Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее
- Коза, порсь – гортса пемОсъяс. Они живут рядом с человеком. Руч – тайО вОрса пемОс, она живет в лесу. Руч – лишнее животное. И т. д. Воспитатель Изображения домашних животных и птиц, диких животных.
Физминутка «К ч й кт, й кт» Цель: Познакомить детей с коми физминуткой «К ч й кт, й кт» К ч й кт, й кт
Мича табъя кокнас,
Вый тупыль юрнас, Шабдi кудель б жнас.
К чилей, й ктышты
Дона й, й ктышты,
Г г р бокнад берг дчы,
Кодмык к съян, й ктышты. К ч й кт, й кт
Мича табъя кокнас,
Вый тупыль юрнас, Шабдi кудель б жнас.
К чилей, й ктышты
Дона й, й ктышты,
Г г р бокнад берг дчы,
Кодмык к съян, й ктышты.
Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:
Выставляют ноги на каблук
Качают головой
Виляют хвостиком
Дети хлопают в ладоши
«Заяц» прыгает и выбирает пару
Исполняют пляску Воспитатель -
Развлечение «Домашние животные» Цель: Закреплять представления детей о домашних животных.
Задачи:
- Способствовать осознанию детьми особого отношения (заботы, внимание) людей к домашним животным.
- Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят на коми языке.
- Активизировать и расширять коми словарь по теме домашние животные.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
- Создать радостную атмосферу; ВОв, ыж, меж, чипан, мОс, Ош, шыр, кань, пон, петук, ён, ыджыд, мича, ён, руд, дзоля, ичОт, кузь, дженьыд Воспитатель с детьми и их родителями проводит развлечение, закрепляя весь пройденный материал за 2 недели.
- Ребята, посмотрите какая грустная корова. Она грустит, потому что у нее нет друзей, ей одиноко. Давайте поиграем с ней.
Садятся за стол.
Сейчас я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Загадки на русском, отгадки на коми). Дидактическая игра «Узнай по голосам»
(Отгадывают в записи голоса домашних животных и птиц на коми языке). Игра «Домики для животных» (В зале медленно бегают дети (на голове шапка или маска животных). Они бегают вокруг домиков (обручей) под веселую музыку. На всех животных домиков не хватает (убирается 1-2 обруча). Через 40-50 сек. воспитатель выключает музыку, детишки спешат занять домики. Отличаются дети быстрее всех занявшие места.
- Все животные разговаривают на своем языке. Давайте споем песенку на языке зверей.
Включает музыку «В мире животных» и дети поют (кань - нявзО, пон - увтО и т. д.)
Достает из рюкзака конфеты и раздает детям. Воспитатель, младший воспитатель. корова-рюкзак, маски животных (шапки, магнитола, 2 ложки, 2 деревянных яйца, 2 лошадки на палке, конфеты «Коровка», обручи
Заключительный этап:
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
• Участие в развлечении «Домашние животные» • Знакомятся с итогами проекта, участвуют в развлечении • Познакомить родителей с итогами проекта
Ожидаемые результаты по проекту :
От детей:
1. У детей формированы элементарные навыки речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах.
2. Дети овладели звуковой стороной коми языка – развит фонематический слух: дети умеют различать на слух, из каких последовательно расположенных звуков состоит слово, и умеют произносить эти звуки как в отдельности, так и в составе слога и слова. (Специфические коми звуки : О, тш, дж, дз и т. д.)
3. Дети овладели определённым лексическим запасом (овладение отдельными совами в составе словосочетаний, кротких фраз, речевых клише, необходимых для общения на коми языке.
4. У детей сформирован положительный настрой и готовность к общению на коми языке.
От педагогов:
От родителей:
Список литературы:
1. Обучение коми языку русскоязычных детей. Остапова З. В.
2. Обучение коми языку детей дошкольного возраста (методические рекомендации).
3. Долыд олан кад (коми челядькОд уджалысь воспитательяслы отсОг вылО пособие)
4.