Надежда Шолохова
Проект для старшей группы «Книжкина неделя»
Паспорт проекта
Тип проекта : краткосрочный
Срок реализации: 2 недели
Вид проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
-подбор методической и художественной литературы;
Публикация «Проект для старшей группы „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
-подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги-энциклопедии; книга загадок; авторские сказки; русские народные сказки; детские журналы);
-дидактические игры;
-подбор мультфильмов; презентаций по теме;
-выставка книг, рисунков; выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта :
-заинтересованность родителей и детей;
-методические разработки.
Актуальность данного проекта.
Чтение имеет большое значение для формирования у детей грамотности и личностного развития в целом. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться.
На сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Книги становятся невостребованными, постепенно уходят на второй план. Дети чаще проводят время в компьютерных играх и перед телевизором. Следствием недостаточного общение детей с книгами становятся речевые нарушения, а так же непонимание прочитанного; появляется невозможность выражения собственных мыслей.
Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги. которые помогут им найти радость общения.
В результате реализации проекта ожидается повышение педагогической культуры родителей, приобщению их к «семейному» чтению, развитее познавательных способностей, любви к литературному чтению, развитие речи воспитанников.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Проект нацелен на реализацию следующих задач:
Задачи:
- Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес.
- Познакомить детей с видами и назначением книг.
- Познакомить детей с процессом создания книг.
- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
- Учить детей создавать книгу своими руками.
- Развивать творчество, воображение, фантазию.
- Создавать условия для развитее творческих способностей детей.
- Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.
- Познакомить детей с различными жанрами книг.
- Дать детям знания о роли библиотеки.
- Воспитать любовь и бережное отношение к книге.
- Учить детей выражать своё отношение к литературным произведениям, в различных видах художественно-творческой деятельности.
- Вовлечь родителей воспитанников в совместную с детьми, педагогами художественно-творческую деятельность.
- Создать соответствующую развивающую среду в ДОО для реализации данного проекта.
Методы проекта :
- игровые; дидактические, настольные игры, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры;
- словесные; чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
- практическое; совместные действия педагога и ребёнка;
-наглядные; показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Метод трё х вопросов:
Что знаем?
Знаем, что есть книга.
Знаем, что они бывают разные.
Что хотим узнать?
Как появилась книга?
Где хранятся книги?
Какие бывают книги?
Что такое библиотека?
И многое-многое другое…
Где и как найти ответы на вопросы?
Поход в библиотеку
Спросим ответ у взрослых
Будем читать литературу
Задачи по работе с родителями:
- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения в развитии мысленных процессов, творческих способностей.
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
- выставка детских работ (аппликация, рисование, поделки);
- совместные работы родителей и детей;
- речевое творчество детей;
- дидактические игры и пособия;
- НОД;
- игра-драматизация детей;
- называют любимые произведения;
- могут пересказать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками;
- дети узнали о значении книги в жизни человека;
- владеют понятием «Библиотека»;
- знают о том, что нужно беречь книгу;
- умеют самостоятельно изготавливать книги;
Работа проводилась в 2-х направлениях:
- совместная деятельность взрослых и детей;
- взаимодействие с родителями.
Этапы работы над проектом
1-й этап- подготовительный
• Обозначение проблемы и темы проекта. Постановка целей, задач по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книгам, затруднения в пересказе сказок, рассказов, выразительном рассказывании стихотворений.
• Разработка этапов проектной деятельности.
• Обозначение мероприятий по реализации проекта.
• Составление примерного плана проекта.
Деятельность педагогов:
• Постановка цели, формулировка задач, продумывание последовательности работы и содержания заключительного этапа проекта;
• Чтение и обсуждение с детьми проблемы: «Нужны ли нам книги»;
• Просмотр презентации «Откуда книга к нам пришла?» ( Целью является: возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получения ответа на вопрос о том, для чего нужна книга. Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающих над книгой);
• Сбор информации о книгах, детских писателей;
• Поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе;
• Беседа и акцентирование родителей.
Деятельность детей: принятие предложений взрослых и вхождение в проблему, обсуждение (совместно со взрослыми) последовательности действий, внесение пожеланий в проектную деятельность.
2-й этап – вводный
«День открытия книжной недели»
• Беседа «Откуда к нам пришел праздник». Знакомство с традицией проведения праздника «Книжкина неделя» в нашей стране. Впервые неделя детской книжки была проведена в Москве 26 марта 1943 года.
• Презентация «Путешествие а историю книги». Рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек (гусиные перья, тростниковые палочки, чернила, тушь, береста, сырая глина).
3-й этап – практический
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Каждый день недели носит своё название.
Деятельность педагогов: направление деятельности детей, стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения к происходящему; привлечение родителей к своей деятельности.
Данный этап имел место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
Во время проведения практической части:
• Дети совершали путешествия по выставкам книг. Рассматривали книги, отличающиеся по содержанию, оформлению, направленности.
• Проводились беседы «Нужно ли беречь книгу?», «Из чего состоит книга?», «Что такое библиотека?», «Книга - наш друг», «Хочу всё знать!».
• Художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование).
• Игровая деятельность (театрализованные игры, дидактические игры, речевые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры).
• Организация литературных викторин (сказочные загадки, по сказкам, по произведениям детских писателей).
• Взаимодействие с родителями.
1. Информационное просвещение: консультации, оформление уголка для родителей на темы проекта, изготовление буклетов, выпуск фотогазеты.
2. Подбор атрибутов для реализации творческой деятельности детей.
3. Изготовление поделок по данной тематике для организации выставки.
4-й этап – заключительный
Деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению праздника (костюмы, атрибуты, оформление зала и групповой комнаты и т. д.).
Деятельность детей: подготовка к празднику, участие в оформлении зала, изготовление поделок для выставки, разучивание своих номеров для праздничного концерта.
Завершающим этапом стали:
1. Литературная гостиная «Праздник добрых стихов А. Барто».
2. Выпуск фотогазеты «Папа, мама, я – книжкины друзья».
3. Оформление выставок поделок детской деятельности:
«Рисуем А. Барто»;
«Обложка любимой книжки»;
«Книжки-самоделки»;
«Закладки – книжкины друзья».
Этапы работы над проектом. Формы работы Задачи
1 этап
Подготовительный
Решение проблемных ситуаций
1. Чтение и обсуждение с детьми проблемы «Нудны ли нам книги?»
2. Откуда книга к нам пришла. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
3. Составление примерного плана работы
-Сбор информации о книгах, детских писателях;
- Поиск книг, которых нет в группе, привлечение родителей к совместной работе;
-Беседа и акцентирование родителей;
-Объявление для родителей о начале проекта. Возбудить в детях интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает получения ответа на вопрос о том, для чего нужна книга. Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающих над книгой.
Создать условия к интересу у детей к созданию своих книг-самоделок.
2 этап
Вводный
«День открытия книжкиной недели»
1-ый день
пройдё т под девизом: «Спешите все сюда! Неделя книги в гости к вам пришла!» «День открытия книжной недели»
Беседа «Откуда к нам пришел праздник». Знакомство с традицией проведения праздника «Книжкина неделя» в нашей стране. Впервые неделя детской книжки была проведена в Москве 26 марта 1943 года.
2 апреля- международный день детской книги.» Путешествие в историю книги».
Познакомить детей с традициями проведения «Книжкиной недели» в нашей стране и появление международного дня детской книги. Путешествие в прошлое: рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на которых писали люди, когда не было ручек (гусиные перья, тростниковые палочки, чернила, тушь, береста, сырая глина). Развивать интерес к книгам, желание их читать.
3 этап
Практический
2-ой день
«В гостях у русских народных сказок».
3-ий день
«Поиграем – угадаем».
4-ый день
«Сказочная карусель» Волшебные авторские сказки.
5-ый день
«Папа, мама, я – читающая семья».
6-ой день
«День журналов»
7-ой день
«День энциклопедий»
8-ой день
«День детских писателей». • Путешествия по выставкам книг. Рассматривали книги, отличающиеся по содержанию, оформлению, направленности.
• Проводились беседы «Нужно ли беречь книгу?», «Из чего состоит книга?», «Что такое библиотека?», «Книга - наш друг», «Хочу всё знать!».
• Художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование).
• Игровая деятельность (театрализованные игры, дидактические игры, речевые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры).
• Организация литературных викторин (сказочные загадки, по сказкам, по произведениям детских писателей).
• Взаимодействие с родителями. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Каждый день недели носит своё название.
Направление деятельности детей, стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения к происходящему;
Данный этап имел место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
4 этап
Заключительный
9-ый день.
«Увлекательное путешествие в мир доброй поэзии»
10-ый день
Закрытие недели детский книги «Любите книгу круглый год» 1. Литературная гостиная «Праздник добрых стихов А. Барто».
2. Выпуск фотогазеты «Папа, мама, я – книжкины друзья».
3. Оформление выставок поделок детской деятельности:
«Рисуем Барто»;
«Обложка любимой книжки»;
«Книжки-самоделки»;
«Закладки – книжкины друзья». Дать детям возможность проявить себя и свои знания по теме во время проведения литературного праздника. Воспитывать стойкий интерес к книге, к чтению. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, создание презентации по проекту.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование родителей.
Подготовка наглядной информации
2. «Читайте вместе с детьми» - стендовая информация.
3. Консультация «Книга в жизни ребёнка».
4. Изготовление буклетов для родителей по теме «Расти будущего читателя».
5. Совместное творчество родителей с детьми – «Вернисаж любимых сказок». (Нарисовать рисунок обложки любимой сказки).
6. Привлечение к оформлению фотогазеты «Папа, мама, я – книжкины друзья».
7. Совместное участие родителей и детей в сочинении небольшой сказки и оформление её в виде книжки-самоделки.
8. Участие родителей в организации выставки в книжном уголке : «Журнальная страна», детских познавательных энциклопедий, книг со стихотворением Агнии Барто «Эту книжку я люблю».
Результаты проекта
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» было достигнуто:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованны для детей тематические выставки.
- Детьми были созданы творческие работы про прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению.
КОНСПЕКТ ИЕТЕГРИРОВАННОЙ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: В игровой форме вспомнить и закрепить знания детей о любимых сказочных героях. Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ним проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
Задачи:
Образовательные:
• Привлекать детей к правильному выполнению заданий.
• Формировать чувство понимания образа литературных произведений, понимать смысл сказок.
• Формировать и совершенствовать коммуникативные и речевые навыки детей.
Развивающие:
• Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.
• Развивать память, мышление, наблюдательность.
• Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.
Воспитательные:
• Воспитать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовлетворение от игры-викторины.
• Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
Ход мероприятия
Педагог. Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!». Давайте, скажем «Здравствуйте» нашим гостям. Этим мы пожелаем им здоровья и благополучия.
Педагог. Дети, вы любите сказки?
Дети. Любим.
Педагог. В нашем книжном уголке книги с вашими любимыми сказками, которые вы принесли из дома. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. А на чём можно путешествовать по сказкам? (Ответы детей). Давайте поедем по этим сказкам на поезде, а обратно вернёмся на самолёте.
- Занимайте места! Отправляемся в путь!
Педагог надевает смешную шляпу.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Путаница. Я люблю всё путать, запутывать и перепутывать. И я знаю что вы девчонки и мальчишки такие озорные, любите раскидывать игрушки по группе, хулиганите, я тоже это люблю, я уверена, что мы с вами подружимся.
1. Станция загадок
- Ой, ребята, посмотрите - это станция загадок. Я здесь уже побывала, все загадки перепутала. Я ведь люблю всё путать. Мои загадки очень сложные, интересно вы из сможете разгадать? Рассаживаетесь на стульчаки и слушайте внимательно.
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись-
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им несчастная вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт-
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисицы стал обедом.
(Колобок)
Молодцы все загадки отгадали, навели порядок на этой станции. Отправляемся дальше, занимайте места в весёлом паровозике.
2. Станция Сказочная
- Вот мы и прибыли на сказочную станцию. На этой станции живут сказки. Дети по обложкам книг определяют название сказок.
Физ. минутка «В тёмном лесу есть избушка»
В тёмном лесу есть избушка, стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.
Ух, сердитая какая, дыбом волосы стоят.
- Молодцы, вот и здесь навели порядок. Занимайте места в нашем весёлом паровозике и отправляемся дальше.
3. Станция «Заморочка из мешочка»
Путаница: У меня есть мешочек, а к нему привязана записка: «Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!» Герои сказок
Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.
В мешочке: мыло (Мойдодыр, мука (Колобок, яйцо (Курочка ряба, яблоко (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, горошина (Принцесса на горошине, скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка, деревянная ложка (Три медведя, клубок (Иван Царевич и серый волк, витамины (Айболит, банка с вареньем (Малыш и Карлосон).
Путаница: Молодцы! Помогли героям сказок! Отправляемся на нашем паровозике дальше!
4. Станция Игралочка
Эта моя любимая станция и она вам очень понравится, мы ведь очень любим, играть, а станция так и называется – Игралочка. Слушайте внимательно, что нужно делать. Давайте, ребята, поиграем в игру «Ты мне - я тебе» (с мячом).
Начало говорит Путаница, заканчивают дети.
Мышка – норушка Царевна – лягушка
Лягушка – квакушка Шапка – невидимка
Зайчик – побегайчик Ковёр - самолёт
Лисичка – сестричка Жар - птица
Сестрица – Алёнушка Василиса – премудрая
Братец – Иванушка Баба - Яга
Серый – волк Мальчик - с – пальчик
Молодцы, и на этой станции навели порядок. Нам надо отправляться дальше, нас ждёт много интересных приключений. Занимайте места в нашем паровозике.
5. Станция «Почтовая»
Путаница: Пришли телеграммы, а я не знаю от кого они. Помогите мне понять, кто же их прислал.
• Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
• Приходил волк и съем шестерых козлят. Спасите мох братьев! (Козлёнок)
• Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
• Срочно приезжайте! Меня пора тянуть! (Репка)
• Спасите! Меня дед выловил в синем море! (Золотая рыбка)
• Спасите, нас съел серый волк! (Красная шапочка и бабушка)
• Не приезжайте, как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
- Отправляемся на конечную станцию.
6. Станция - Читающая
Ребята, мы прибыли на станцию, которая называется читающая. Садитесь на стульчики. Ребята, вы знаете много сказок. И даже сами сочиняли сказки. Сделали вместе с родителями книжки – малышки. А сейчас проверим, знаете ли вы героев сказок и мультфильмов.
Дети раскрашивают рисунки по сказочным героям.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад «АртГрад» г. Перми.
Аналитическая справка по итогам реализации проекта
«Книжкина неделя» для старших дошкольников группы №10
за 2020-2021 учебный год.
Цель проекта : Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» было достигнуто:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
- Были организованны для детей тематические выставки.
- Детьми были созданы творческие работы про прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с рекомендациями по воспитанию любви к чтению.
Проводилось анкетирование родителей. Они поддержали идею, активно пополнялась групповая библиотека. Дома шла работа по бережному отношению к книгам. Книги брали домой, чинились, читались. Дети совместно с родителями изготавливали мини книжки о прочитанном дома, красочно оформлялись и приносились в группу, где дети с огромным удовольствием делились с сверстниками своими впечатлениями и конечно пересказывали о прочитанном.
Таким образом в ходе реализации проекта «Книжкина неделя» повысился словарный запас, кругозор и эмоциональное восприятие детей к книгам, авторам, художникам.