Лихачева Ирина
Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Детская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная.
Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Актуальность проекта
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться.
Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учетом возрастных особенностей детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.
2. Новизна материала
Когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. И эта стратегическая установка нашла свое воплощение в новом стандарте как уникальное соглашении, нацеленным на поддержку детства между семьей и государством.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а именно, интенсивно обогащать речь ребёнка путем восприятия и рассказов взрослых, а также чтения вслух.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Л. С. Выготский писал: «Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на 6 году без всякого учения усваивает чтение»
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».В. А. Сухомлинский.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Задачи речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, развитие речевого творчества. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Чтение художественной литературы так же влияет на все образовательные области:
«Физическое развитие»
Формирует интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. Учит самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать варианты собственные игры.
«Познавательное развитие»
Знакомит как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизирует и углубляет знания о литературных произведениях.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.
«Художественно – эстетическое развитие»
Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что книга – это величайшее достижение культуры, могучее средство эмоционального, нравственного, умственного воспитания детей и является одним из средств художественно-эстетического развития подрастающего поколения
3. Цели и задачи проекта
Цель: Содействие развития потребности в книге, любви к чтению, слушанию, рассматриванию и самостоятельной деятельности художественной литературы.
Задачи.
1. Закрепить знания о жанровых особенностях книг.
2. Познакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов, уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
3. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
4. Развивать творчество, воображение, фантазию, устную речь детей, умения пересказывать.
5. Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний
6. Активизировать родителей к чтению дома и совместной продуктивной деятельности.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
4. Краткое описание проекта по этапам
1 этап – подготовительный
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
2 этап – практический.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
3 этап – обобщающий
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы.
5. Ожидаемые результаты
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
- Повышение уровня развития речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада.
- Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возрождение чтения в кругу семьи.
Целевые группы проекта
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, испытывающие потребность в развитие речи, обогащения словарного запаса, формировать положительные эмоциональные взаимоотношения, может быть направлен на овладение положительными навыками партнерских отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников. Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к чтению книг.
6.
Объем и содержание работы с детьми
Социально-коммуникативное развитие
Просматривание мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша»
Игра – драматизация «Колобок»
Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению»
Рекомендации в родительский уголок по приобретение литературы для ребенка
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
Познавательное развитие
*НОД «Какие бывают книги»
*Игра – викторина «Угадай сказку» с использованием мультимедийной презентации
*Рассказы детей по сказкам с использованием мнемотаблиц, составленными с родителями
-Беседа «Какими бывают книги»
- Беседа «Зачем нужны книги»
-Беседа «История книги»
- Беседа «Зачем нужны книги»
- Беседа «Берегите книги, дети» беседа с презентацией.
Сказка «История, рассказанная книгой»
Просмотр презентаций «Зачем нужны книги», «История создания книги»
*Фильм «Книга в гости к нам пришла»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы, русских народных сказок, стихи.
Обогащение центра «Речевого развития»
*рассказы детей сказок, прочитанных дома по мнемотаблицам.
*«Книжкина больница»
*Рисование в свободной деятельности «Мой любимый герой сказки»
*Лепка «Мой любимый герой сказки»
Аппликация «Закладка для книг»
Оформление книжного уголка
Физическое развитие
Хороводная игра «теремок»
Пальчиковая игра «Любимые сказки»
Физ. минутка «Сказки»
Работа с родителями
*Совместная деятельность родителей и детей - самодельная книжка – малышка «Правила общения с книгами», «Пословицы, поговорки о книге», «Стихи о книге»
* Совместное творчество родителей и детей - рисунки, поделки по прочитанным сказкам.
*Составление мнемотаблиц по знакомым сказкам.
*Пополнение книжного уголка любимой сказкой ребенка.
8. Ресурсы проекта
Библиотечный фонд, конспекты занятий, развлечений, план работы по проекту, интернет ресурсы.
9. Формы представления результатов проекта
Для успешной реализации проекта разработаны приложения:
- Конспекты занятий и бесед по познавательно-речевой деятельности;
конспект игры –викторины «Угадай сказку»;
консультации для родителей, буклеты по развитию речи.
- Фотоальбом, который включает в себя подбор фотографий.
В результате реализации проекта достигнуто:
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
- Повышение уровня развития речи детей в области «Речевое развитие».
- Родители приняли активное участие в жизни группы.
- Педагогическое просвещение родителей в решение проблемы: возрождения чтения в кругу семьи.