Ирина Кирсанова
Проект «Валеология: познай себя» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Публикация «Проект „Валеология: познай себя“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Девиз педагогической валеологии : «Здоровье через образование».
Актуальность проблемы.
Сегодня, сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и другие).
Я долго искала эффективные пути работы по воспитанию и обучению детей. Проанализировав мониторинг посещаемости детей за три года, выявила, что большинство пропусков детей по болезням (ОРЗ, ОРВИ). Вот тогда и решила, что основным направлением моей работы с детьми в группе должно стать валеологическое воспитание.
Основная цель работы по данному направлению – создание у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировании у них валеологической культуры.
Задачи:
- Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
- Привитие ребенку правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него.
- Повышение эффективность работы по приобщению к ЗОЖ, профилактика и устранения вредных привычек.
- Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении, в разных видах деятельности.
Валеология является интегрированной системой знаний, которые включены во все образовательные области: «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».
1. Миссия проекта.
Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания валеологической культуры, привычки к здоровому образу жизни.
Участники проекта :
педагоги, дошкольники, родители, инструктор по физкультуре, медицинские работники ДОУ.
2. Длительность проекта.
I этап – начальный (констатирующий) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня валеологических знаний детей.
II этап – основной (формирующий) - заключалается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий «Познай себя» (предполагает работу в течение 1 года).
III этап – заключительный (контрольный) - проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных валеологических знаний детей).
3. План реализации проекта.
Для выявления начальных валеологических знаний у детей мы использовали следующие методы:
- наблюдения в различный видах деятельности (режимных моментах, особое внимание акцентировалось на степень сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания);
- беседы («Мое здоровье», «Мой огранизм»);
- игры валеологического характера («Полезное - вредное», «Самый дорогой на свете»).
Полученные результаты определи, что у многих детей сформированы культурно-гигиенические навыки, но не у всех этот навык осознан.
Результаты начальной диагностики валеологических знаний у детей среднего возраста : в январе 2012г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 36%; средний показатель – 38%; ниже среднего – 26%. В мае 2012г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 44%; средний показатель – 37%; ниже среднего – 19%.
Для выявления у детей знаний по курсу «Валеология» я использовала систему специально отобранных вопросов.
Реализация проекта включает в себя три блока.
I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК».
Цикл: «Познай себя».
Он включают в себя следующие разделы :
• «Я – человек»
• «Мое здоровье»
• «Мое дыхание»
• «Мои органы слуха»
• «Мои органы зрения»
• «Мой язык и зубки»
• «Мои защитники»
• «Внутренние органы»
• «Правила для жизни»
А так же формы работы:
1. Непрерывная образовательная деятельность.
2. Совместная с детьми деятельность.
- Знай свое тело.
- Соблюдай правила гигиены.
- Скажи “НЕТ” вредным привычкам.
- Занимайся физкультурой.
- Наш день.
- Следи за датчиком настроения.
II БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ».
Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями: индивидуальные; групповые; традиционные, нетрадиционные.
Работа с родителями по валеологическому воспитанию была интегрирована в деятельность ДОУ, т. е. включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ:
• целенаправленная работа по формированию ЗОЖ, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
• ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду;
• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
• ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления;
• ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально);
• информация на стендах, в папках-передвижках;
• консультации;
• анкетирование;
• выпуск валеологической газеты «Радуга».
III БЛОК – «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ».
Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии, дети овладели правилами и нормами валеологической культуры.
В сентябре 2012 г. было мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 51%; средний показатель – 35%; ниже среднего – 14%.
В январе 2013 г. - обследовано 25 детей: высокий уровень – 76%; средний показатель – 24%; ниже среднего – 0% (видно, что детей с высоким показателем по всем сферам валеологического образования в процентном соотношении составляет больше половины).
При проведении диагностики валеологических знаний детей, я использовала следующие дидактические игры диагностические:
• «Что такое хорошо и что такое плохо» (выявить умения детей отличать хорошее поведение от плохого);
• «Мое тело» (выявить знания детей о строении своего тела, его органах);
• «Что сначала - что потом» (выявить представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья);
• «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» (выявить представления о средствах и видах закаливания)
• «Как нужно ухаживать за собой?» (выполнение правил личной гигиены);
• «Полезное – вредное» (выявление знаний о полезной и вредной пище).
• «Где спрятались витамины?» (представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья);
• «Светофор здоровья» (представления о здоровом образе жизни);
• «В здоровом теле – здоровый дух!» (различать и называть виды спорта, значение спорта для жизни и здоровья).
• «Назови правильно» (выявление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении).
4. Результативность.
Использование цикла занятий «Познай себя» в целях формирования у дошкольников валеологических знаний возможно при следующих условиях:
- постепенность и последовательность усложнения материала по проблеме в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- систематичность познавательной деятельности;
- сочетание иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий с проблемно-поисковой;
- наличие методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;
- насыщение деятельности привлекательными для детей формами получения информации о здоровом образе жизни;
- создание преемственных связей с семьей.
Реализуя данную систему работы по валеологическому воспитанию, я отследили следующее:
1. НОД детей по валеологии стала более содержательной.
2. Многие дети свободно владеют терминологией.
3. Дети более самостоятельны, адекватно оценивают культурно-гигиенические навыки сверстников и свои, проявляют заботу о слабых детях.
4. Самостоятельно выполняют правила этикета.
5. Устанавливают связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.
6. Целеустремлены в выполнении правил здорового образа жизни.
Вывод: таким образом, результативность деятельности по формированию валеологических знаний детей через цикл занятий «Познай себя» оптимальна, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Рекомендации педагогам, организующим валеологическое воспитание детей :
1 .Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
2. Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.
З. Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.
4. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Основа счастья и духовного здоровья -Вера, Надежда, Любовь.