Алина Негревская
Проект «Карнавал цветов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Познавательно – творческий.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : 2 недели; краткосрочный.
Цель: Формирование осознанно - правильного отношения к представителям цветущего растительного мира, знакомство с разнообразием цветущих растений.
Задачи:
1. Формировать знания о полезных цветах : бархатцы, календула, петуния и ядовитых растениях: лютик.
Публикация «Проект „Карнавал цветов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Проекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
2. Дать понятие о строении цветка.
3. Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к природе, умение замечать красоту растений.
4. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности, умение делать выводы в ходе наблюдений.
5. Воспитывать бережное и заботливое отношения к природе.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых, готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
7. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов. 8. Создавать условия для развития эмоционально - ценностного отношения к природе.
9. Пополнение словарного запаса.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Цветы являются частью живой природы, которую надо беречь и охранять. Во время прогулок дети наблюдали за цветами, но не все понимали, почему на одних клумбах цветы уже расцвели, а на других нет, почему одни цветы с зелёными, пышными листьями, а другие с жёлтой, скудной, сухой листвой, почему на одни цветы чаще садятся пчёлы, осы, шмели и бабочки. Были и такие дети, которым постоянно хотелось сорвать цветы, походить по ним ногами. Таким образом, возникла проблема от нехватки знаний зависимости цветущих растений от солнца, света и воды, о ядовитых цветах. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о цветущих растениях, их пользы для людей и насекомых. Позволит развить творческие способности и умение наблюдать.
Формирование мотива к предстоящей деятельности по модели 3 вопросов:
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
В природе существуют цветущие растения. Строение цветка, зависимость роста и цветения от погодных условий и ухаживания за ними. Прочитаем в энциклопедии, посмотрим фильм, сходим на экскурсию к клумбам.
Цветы расцветают летом. Какую пользу или вред приносят цветущие растения насекомым и людям. Спросим у воспитателя, у родителей.
Стихи, загадки о цветах. Загадки, пословицы, сказки, рассказы песни о цветах. Спросим у воспитателей, музыкального руководителя
Знаем названия цветов : ромашка, роза, колокольчик Какие ещё существуют цветы : бархатцы, календула, петунья, лютик. О существовании садовых и луговых цветов. Спросим у воспитателей и родителей.
Вывод: Дети знают, что в природе произрастают цветы, но не имеют представления о ядовитых цветах. Не все знают, какую пользу они приносят насекомым и человеку, о зависимость роста и цветения цветущих растений от погодных условий и ухаживания за ними.
Прогнозируемые результаты:
Дети должны знать:
- названия цветов (календула, петуния, бархатцы, лютик).
- иметь простейшие представления о строении цветов, о зависимость роста и цветения цветущих растений от погодных условий и ухаживания за ними.
- пользе или вреде, для окружения.
Дети должны уметь:
- находить сходства и различия.
- составлять описательный рассказ о цветущем растении с использованием опорной схемы.
Дети должны иметь представление: О садовых и луговых цветах.
Формы работы:
1. Сбор информации о цветущих растениях.
2. Подбор иллюстративного и фото - материала.
3. Чтение художественной литературы, художественного материала.
4. Совместная деятельность педагога с детьми.
5. Экскурсии.
6. Настольно-печатные игры.
7. Наблюдения.
8. Индивидуальная работа с детьми.
9. Выставка детских рисунков.
2. Содержание работы над проектом по этапам.
I этап – подготовительный.
Цель: Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.
Содержание:
- Формировать мотив для работы по проекту «Карнавал цветов» у специалистов, детей, родителей.
- Подобрать материал совместной деятельности с детьми.
- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
- Оформить наглядную информацию для родителей.
II этап – практический.
Цель: Знакомство с разнообразным миром цветов.
Содержание работы по образовательным областям:
Физическое развитие:
1. П/ и: «Цветы и пчелы»;
«Найди свой цветок»;
«Собери цветок»;
«С цветка на цветок»;
«Вдоль цветочков по дорожке на одной ножке»;
«Найди своё место»;
«Живая клумба»;
«Садовник»
2. Эстафета:
«Кто быстрей соберёт букет»,
«Раз, два, три, четыре, пять – будем клумбы поливать»;
«Венок»;
«Посадим цветы».
3. Пальчиковые игры:
«Цветок»;
«Алые цветы»;
«Маки»;
«Цветы»;
«Цветок распустился»;
«Посадим цветы».
4. Утренняя гимнастика:
«Ромашковая поляна»
5. Хороводные игры:
«Мы на луг ходили»;
«Галя по садочку гуляла»
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование (коллективная работа) «Цветочная поляна».
2. Конструирование из бумаги «Тюльпан».
3. Раскрашивание цветов в раскрасках.
4. Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы»;
В. Моцарт «Цветы»;
П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
5. Разучивание песни «Лето»
6. Развлечение «Цветочная поляна»
Речевое развитие:
1. Составление описательного рассказа о цветах с использованием опорной схемы. 2. Чтение художественной литературы:
3. Шорыгина Т. «Цветы, какие они?»
4. Пришвин М. «Золотой луг»
5. Румынская сказка «Ромашка» - белый цветочек, золотая серединка.
6. Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик – семицветик» .
7. Разучивание стихов о цветах, отгадывание загадок.
8. Д/и «Кто больше назовёт цветов?»
9. Д/и «Из каких цветов венок?»
Социально-коммуникативное развитие:
1. Игра-перевоплощение «Если бы я был цветком».
2. Беседа «Знакомство с профессией садовника».
3. С/р игра «Садовник».
4. С/р игра «Цветочный магазин»
5. Знакомство с профессией садовод.
Настольно- печатные игры:
1. Парочки.
2. «Собери цветок из геометрических фигур»
3. «Четвёртый лишний»
4. «Что где растёт»
Познавательное развитие:
1. Экскурсия на клумбу
2. Наблюдение за цветами на клумбе.
3. Опыты: «Зависимость роста и цветения цветущих растений от погодных условий (солнца, света и воды) и ухаживания за ними».
III этап – оценочно-рефлексивный.
Цель: Обобщение знаний, представлений о цветах.
Воспитание интереса у родителей и детей к познавательной деятельности. Продукты проекта :
1. Картины на стену «Цветы».
2. Конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми.
3. Рисунки детей по теме: «Цветочная поляна».
4. Поделки из бумаги: «Тюльпаны»
У детей в ходе проекта сформировались представления о разнообразии мира цветов, о простейшем строении цветов, о зависимости роста и цветения растений от солнца, света и воды, о ядовитых цветах. В результате творческой работы семей в группе появился альбом «Цветы». В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, досуг, экскурсии – мы получили положительный результат. Родители стали больше уделять времени познавательному развитию детей.
Итоги проекта :
- Дети узнали о многообразии мира цветов, могут различать и правильно называть садовые и луговые цветы.
- Научились правильно ухаживать за цветами, давать оценку своему труду и труду взрослых.
- Дети могут классифицировать цветы по месту произрастания.
- У детей сформировалось стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
- У детей пополнился словарный запас новыми словами, заучивались по проходящей теме стихи и загадки, составлялись рассказы: «Если бы я был цветком».
- У дошкольников сформировалось правильное поведение в природе, бережное отношение к растениям.
- Укрепилось здоровье детей, развились физические качества.
- Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
3. Взаимодействие с родителями
Цель: Приобщение родителей к участию в проектной деятельности по теме: «Карнавал цветов».
Задачи: 1. Разнообразить познания родителей о цветах.
2. Приобщить к совместной с детьми художественно-творческой деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Обеспечение проекта.
Методическая литература:
Бабаева Т. И. «Детство»
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду»
Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Детская художественная литература:
1. Шорыгина Т. «Цветы, какие они?»
2. Пришвин М. «Золотой луг»
3. Румынская сказка «Ромашка» - белый цветочек, золотая серединка.
4. Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик – семицветик»
- Фотографии, иллюстрации, схемы.
- Пособия для художественно – творческой деятельности:
картины или иллюстрации с изображением цветочной поляны; тюльпанов. Настольно-дидактические игры:
«Собери цветы» из геометрических фигур; «Четвертый лишний»; «Что где растёт?»; «Лото»; «Парочки»
Технические средства (ИКТ) :
Презентация «карнавал цветов»
Оборудование: - лупы.
Приложение
Комплекс
Утренней гимнастики
«Ромашковая поляна»
(с ромашками из бумаги)
1. Вводная часть:
Ходьба в колонне по одному друг за другом, корригирующие движения: ходьба полуприсядя «Всходы ромашек»; ходьба на носках, руки тянутся к солнышку «Ромашки растут». Бег друг за другом «Ветерок»; бег между предметами, бег врассыпную.
2. Основная часть:
- «Ромашки тянуться к солнцу»
И. п. : Ноги на ширине плеч, руки опущены;
1- руки через стороны вверх;
2 – в и. п. 8 раз
– «Ромашки выпускают бутоны»
И. п. : Ноги слегка расставлены, руки за головой;
1- руки в стороны;
2 – в и. п. 8 раз
- «Ромашки качаются от ветра вправо - влево»
И. п. : Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой:
1 – наклон вправо;
2 – прямо;
3- наклон влево;
4 – прямо. По 4 раза в к. сторону
- «Ромашки качаются от ветра вперёд – назад»
И. п. : Ноги на ширине плеч, руки опущены;
1- наклон вперёд, руки отвести назад;
2 – в и. п. ;
3- наклон назад, руки отвести вперёд;
4- в и. п. По 4 раза в к. сторону
- «Насекомые прячутся под ромашками»
И. п. : Пятки вместе, носки врозь, руки на поясе;
1 – присесть, руки вперёд;
2- в и. п. 8 раз
- «Гусеница ползёт к ромашке»
И. п. : Лёжа на животе, руки вытянуты за головой;
1 – прогнуться, поднять прямые руки и ноги вверх;
2 – в и. п. 8 раз
- «Детям нравится ромашковая полянка»
И. п. Ноги вместе, руки опущены; прыжки: ноги врозь, ноги вместе.
3. Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, подскоки, заключительная ходьба с восстанавливающими дыхание упражнениями. Речё вка: На ромашковой поляне
Сделали зарядку.
Мы здоровья набирались,
Молодцы, ребятки!
Доброго дня!
Настольно- печатные игры
«Парочки»
Цель: Развитие памяти, внимания, закрепление названий садовых цветов.
«Собери цветок из геометрических фигур»
Цель: Развивать умение делить целое на части, умение проявлять самостоятельность в познании простых зависимостей части и целого, соотносить образцы с геометрическими фигурами.
«Четвёртый лишний»
Цель: Закреплять знания о цветах, развивать логическое мышление, память.
«Что где растёт»
Цель: Развивать умение классифицировать растения по месту их произростания: поле, луг, сад. Развивать внимание, логическое мышление, умение обобщать и анализировать. Воспитывать стремление сохранять красоту окружающего мира
Конспект совместной деятельности с детьми
Конструирование из бумаги «Тюльпан»
Цель: Упражнение детей в изготовлении цветов из бумаги.
Задачи: Совершенствовать умения детей в складывании бумаги в разных направлениях.
Закреплять умение отличать и называть части цветка.
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитывать терпение и усидчивость.
Материалы: Иллюстрации цветов Тюльпаны; Цветная бумага, ножницы, ваза для букета. Предварительная работа: Наблюдение за цветами на клумбах, рассматривание иллюстраций, открыток.
Ход деятельности:
Приходит Тюбик: - Ребята, завтра у Знайки День Рождения, нам нужно сделать ему подарок, я знаю, что Знайка очень любит цветы, но цветы рвать нельзя, как вы думаете почему?
Дети: - Цветы нужны насекомым, человеку, они украшают нашу жизнь.
Тюбик: - Что же нам делать? На день Рождения без подарков не ходят.
Дети: Цветы можно нарисовать, сделать из бумаги.
Тюбик: Правильно.
Воспитатель: А я вам, ребята, помогу, отгадайте, какой цветок мы сделаем из бумаги? Загадка: Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветы цветут …
Дети: Тюльпаны.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки. Что изображено?
Дети: Цветы Тюльпаны.
Воспитатель: С помощью несложной техники складывания бумаги, можно сделать красивые тюльпаны. Ребята! Давайте разомнём свои пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Цветок на поляне»
Пальчиковая гимнастика «Цветок на поляне» :
Вырос высокий цветок на поляне, (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Воспитатель демонстрирует готовый образец
Воспитатель: Шаг 1. Вырежьте из листа цветной бумаги квадрат
Шаг 2. Сложите его пополам по диагонали.
Шаг 3. Теперь разверните лист бумаги и сложите квадрат пополам по другой диагонали.
Шаг 4. Снова разверните лист. Теперь сложите его так, чтобы треугольник, показанный на картинке, ушел вовнутрь. Точно также вовнутрь нужно сложить треугольник с противоположной стороны.
Шаг 5. У нас получится вот такой треугольный конвертик. Теперь его нужно развернуть на 90 градусов. Для этого разверните его с боков. А та сторона, которая изображена на рисунке, сложится пополам и, в свою очередь, окажется внутри конвертика.
Шаг 6. Нижние углы треугольника заверните к верхнему углу. Получился квадрат.
Шаг 7. Переверните поделку на 180 градусов и проделайте то же самое с другой стороны. Шаг 8. Теперь вам нужно развернуть получившуюся фигуру подобно тому, как мы это уже делали с вами.
Шаг 9. Осмотрите получившуюся фигуру. В верхней части она закрыта, а в нижней есть отверстие. Через него мы будем надувать тюльпан. А пока положите квадратик так, чтоб угол с дыркой оказался ближе к вам. Заверните угол квадрата, как показано на рисунке. Край получившегося треугольника должен немного заходить за среднюю линию.
Шаг 10. Точно так же заверните к центру второй угол и засуньте его в кармашек, который имеется у первого треугольника. Повторите действия, с квадратом с противоположной стороны поделки.
Шаг 11. Разверните лепестки тюльпана.
Шаг 12. Всуньте в отверстие, через которое вы надували поделку, стебелёк из бумаги. Тюбик: Молодцы ребята! Какой у вас получился красивый букет. Давайте поставим ваши цветочки в вазочку. Вот какой красивый букет мы подарим Знайке.
Психогимнастика «Цветы» (Проводится под музыку Чайковского)
Воспитатель: Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасные цветы.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю Вам выполнить аппликацию из нарисованных вами цветов. Нарисованные цветы, вырезают и приклеивают на полянку.
Воспитатель: Посмотрите, у нас получилась цветочная полянка. Возьми Незнайка эту цветочную поляну, посмотрев на неё, ты быстро найдёшь в лесу поляну и встретишься со Знайкой. Мы приглашаем вас вместе в гости.
Конспект совместной деятельности с детьми
Беседа: «Знакомство с профессией садовод»
Цель: Знакомство детей с профессией садовод.
Задачи: Формировать положительное отношение к труду, трудовые умениям и навыкам, учить играть в творческие игры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Н. Носова «Незнайка и его друзья», отгадывание загадок, чтение художественной литературы по ознакомлению с профессией садовника.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: картинка Знайки, картинки орудий труда, картинки разных клумб.
Ход:
Приходит Знайка: Ребята, подумайте, почему в народе говорят: «На необработанной земле, лишь бурьян растёт?» (Ответы детей)
Рассматривание иллюстрации с изображением садовода.
Воспитатель: Садовод – человек, который ухаживает за растениями и любит природу. Люди стали выращивать первые сады очень давно. Сначала они ухаживали за дикими деревьями и растениями. Потом стали выбирать деревья и растения с самыми крупными и вкусными плодами и высаживать их отдельно. Постепенно люди научились выводить новые сорта, правильно ухаживать за ними. Профессия садовода связана с физическим трудом. Ему нужно ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями, собирать урожай плодов и ягод. Ухаживать за садом приходится, не считаясь с погодными условиями. Садоводу нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовод должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.
Все деревья садовод и подвяжет, и польет.
Весь в цветенье сад весенний Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье, Будут джемы и компот.
Воспитатель Есть и ещё профессии, близкие к профессии садовод – овощевод, лесовод (лесник, рыбовод, цветовод.
Сюжетно – ролевая игра «Цветовод»
Детям предлагается выбрать растения, которые нуждаются в уходе. Нужно полить растение, порыхлить, убрать с них пыль.
Дети отвечают на вопрос: Какими будут растения после того, как за ними поухаживали? Раскрашивание картинки с изображением цветов.
Наблюдения и опыты
Наблюдение «Все цветы разные»
Цель: уточнение с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждение детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; обращение внимания детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Опыт по экологии «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Цель: расширение представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага и свет).
Процесс: предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе.
После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Итог: растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.
.