Татьяна
Творческий проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Календарь добрых дел»
▼ Скачать + Заказать документы
(Ожидание Нового года)
Творческий проект по
художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
«Календарь добрых дел»
Подготовила: воспитатель Землякова Т. Ю.
Одинцово, 2021
Новый год - самый волшебный праздник. Ведь он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями. Задолго до самого праздника, дети ждут волшебства, праздника и Деда Мороза. Они каждый день спрашивают, сколько дней осталось до Нового Года. Поэтому, в нашей группе № 6 «Краски», появилась идея провести проект «Календарь добрых дел».
Публикация «Творческий проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников „Календарь добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И, конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год
Тип проекта : творческий.
Сроки проведения: с 1 – 31 декабря, краткосрочный.
Участники: дети группы, воспитатели.
Постановка проблемы
Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Многие родители в силу своей занятости не могут до конца развить чувство радости, привить традиции, свойственные русскому народу. Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое малыши любят чем-либо структурировать и заполнять. " А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?" "А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?"… Дни, недели, месяц - а сколько до нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном? А как можно измерить это время в «шоколадках» или маленьких ежедневных сюрпризах или в волшебных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмфосферу волшебства, которая бывает только в Новый год.
Актуальность
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Параллельно духовно – нравственному воспитанию в процессе реализации проекта формируются и развиваются творческие способности, фантазия, практические навыки. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Праздничный календарь - один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства.
Цель - создание условий для формирования у детей ценностного отношения к своей культуре и обычаям, проявления познавательной активности, творческих способностей и эстетического восприятии у детей дошкольного возраста и создания предновогоднего настроения.
Задачи:
1. Расширить представления детей о традициях празднования Нового года, об истории возникновения праздника;
2. Закрепить знания детей о течении времени (месяц, неделя, день);
3. Помочь детям наглядно ощутить приближение радостного праздника;
4. Содействовать развитию творческих способностей детей и обеспечению их психологического благополучия и здоровья;
5. Способствовать развитию речевого общения, обогащению словарного запаса, умению строить догадки и предположения;
6. Воспитывать любовь к ручному труду.
Ресурсы, оборудование:
Календарь ожидания праздника с цифрами-окошками, письма от Деда Мороза, украшения на елку, задания календаря, бумага цветная, белая, гуашь, клей, нитки, материалы для поделок, украшения елочные, дождь. Технические средства: компьютер, принтер, видеопроектор.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный (рассказ, беседа, ответы на вопросы детей, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты и элементы новизны, конструирование, продуктивная деятельность, праздники, развлечения, тематический досуг.
Участники проекта :
- дети группы– приобретение новых социальных и продуктивных компетенций. Задания подбираются с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем, задания необходимо чередовать. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность, чтение.
-родители: кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, воспитатель предлагает родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители приносят в группу продукты совместной с детьми деятельности или готовят отчет в виде фотографий. Совместная деятельность способствует гармонизации детско – родительских отношений.
Предполагаемый результат
-Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, продуктивной деятельности;
-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны к фантазии, воображению, творчеству;
-Творческие способности воспитанников также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребята могут фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимают устную речь и могут выражать свои мысли и желания;
-У детей развита крупная и мелкая моторика. Они могут контролировать свои движения и управлять ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
-Дети проявляют любознательность, задают вопросы, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором они живут;
- Дети проявляют эмпатию, желание делать приятно близкому (маме, папе, бабушке, воплощают и реализовывают свои идеи посредством художественно-эстетической деятельности, выражают чувства через творчество.
Этапы реализации проекта
1-й этап: Подготовительный
1. Изготовление календаря
2. Разработка мероприятий.
3. Создание развивающей среды.
4. Формирование единого алгоритма работы с календарем ожидания праздника
5. Определение сроков работы с календарем (дату начала и окончания заданий).
6. Формирование писем, заданий от Деда Мороза.
7. Составление плана заданий-мероприятий по календарю.
8. Подборка материалов и оборудования для выполнения заданий.
Работа с детьми. Рассказать детям о календаре ожидания праздника и для чего он нужен. Договориться о том, как дети будут с ним работать. В первый день они получают письмо от Деда Мороза и сам календарь. Далее вместе с педагогом открывают задания в календаре (окошки) и выполняют его. Итогом всего проекта является новогодний праздник и встреча с Дедушкой Морозом.
2этап: Продуктивный
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Задания Адвент календаря.
1. 1 декабря - письмо от Деда Мороза вместе с календарём.
2. 2 декабря - прочитать зимнюю сказку.
3. 3 декабря – нарисовать снежинки.
4. 6 декабря – Узнать, как зимуют животные/ повесить кормушку для птиц.
5. 7 декабря – Нарядить зайчика в белую шубку.
6. 8 декабря – полить цветы в группе.
7. 9 декабря – узнать все про Дедушку Мороза (где живет, когда у него день рождения).
8. 10 декабря – рассадить снегирей на веточки рябины (Коллективная творческая работа).
9. 13 декабря – раскрасить снежинки для украшения группы.
10. 14 декабря – украсить ложечки.
11. 15 декабря – сделать елочные игрушки своими руками.
12. 16 декабря – нарядить елку.
13. 17 декабря – украсить тарелочки.
14. 20 декабря – посмотреть мультфильм про новый год.
15. 21 декабря – сделать новогоднюю открытку для родителей.
16. 22 декабря – рассказать новогоднее стихотворение.
17. 23 декабря – слепить снеговика или сделать снежный замок.
18. 24 декабря – встретиться с дедом морозом на новогоднем празднике.
19. 27 декабря – узнать все про Снегурочку (кто она, где живет).
20. 28 декабря – зажечь огоньки на елке.
21. 29 декабря – собрать зимние пазлы.
22. 30 декабря - «Новогодняя вечеринка» (танцы под новогодние детские песенки).
План занятий по Календарю Добрых Дел
Дата ООД Цель:
01/12/2022 Развлечение «письмо от деда Мороза» Создать настроение праздника и сказки.
02/12/ 2022 Речевое развитие: Чтение зимней сказки.
Создать праздничное настроение. Формировать представление о признаках зимы. Воспитывать любовь к прекрасному через литературные произведения, обогащать словарный запас детей.
03/12/2022 Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Снежинка» Учить детей передавать в рисовании образ снежинки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных и наклонных). Продолжать учить пользоваться красками и кистью. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции. Развивать крупную и мелкую моторику рук.
06/12/2022 ФЦКМ «Как зимуют звери в лесу» (повесь кормушку на участке) Формировать представление о жизни животных зимой в лесу. Воспитывать любовь и интерес к природе. Установление простейших связей между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
07/12/2022 Художественно-эстетическое. Аппликация «Оденем зайчика в белую шубку» Учить работать в нетрадиционной технике аппликации с использованием ватных дисков. Закреплять навыки работы с клеем и кистью. Учить заполнять материалом аппликации ограниченную область.
08/12/ 2022 Помощники: Поливаем цветы в группе Формировать бережное отношение к природе, к растениям в живом уголке, побуждать помогать взрослым.
09/12/2022 Приобщение к истокам русской культуры ФЦКМ «Где живет дедушка Мороз». Формировать представление о персонаже русского фольклора – дедушке Морозе.
10/12/2022 Художественно-эстетическое воспитание. Рисование «Снегири прилетели». Коллективная работа к выставке зимних стенгазет. Формировать заботливое отношение к природе. Закреплять умение рисовать гуашью и кистью, заполняя цветом определенные участки рисунка.
13/12/2022 Творческое задание «Раскрась снежинку». Совместное украшение группы. Домашнее задание с родителями: вырезать и принести снежинки. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность при выполнении задания воспитателя. Приобщение к прекрасному посредством художественного выражения в раскрашивании. Стимулировать и побуждать родителей проводить время с детьми за полезными занятиями, способствовать развитию детей через совместную деятельность с родителями.
14/12/2022 Художественно-эстетическое. Лепка «Украсим ложечку» Вызвать у детей интерес к лепке; - знакомить детей с народным творчеством; - формировать умение раскатывать колбаски из пластилина между ладошками; - доставить детям радость от создания своих композиций, по мотивам народных потешек.
15/12/2022 Творческое задание : Елочные игрушки своими руками из подручных материалов. Побуждать проявлять фантазию при выполнении работы. Формировать представление о новогодних традициях. Развитие мелкой моторики при выполнении задания.
16/12/ 2022 Коллективная деятельность: украшаем елочку в группе Формировать знания о традициях нового года. Создать настроение праздника. Побуждать проявлять фантазию и инициативу в коллективной деятельности.
17/12/2022 Художественно-эстетическое. Рисование «Украсим тарелочку» Развивать восприятие цвета, закреплять знание основных цветов. Совершенствовать умение работать кистью- держать кисть чуть выше железного наконечника, набирать краску, макая её ворсом в баночку, снимать лишнюю краску.
20/12/ 2022 Развлечение: просмотр новогоднего мультфильма. Формировать знания о традициях нового года.
21/12/2022 Художественно-эстетическое. Аппликация «Шарики/фонарики на елке». Изготовление открытки для родителей. Учить работать с аппликацией при помощи кисти и клея ПВА. Закреплять умения наносить клей на элемент и прикладывать его на заготовку в нужном порядке. Побуждать проявлять фантазию.
22/12/2022 Рассказывание новогодних стихов. Побуждать заучить и рассказывать стихи.
23/12/2022 Приобщение к истокам русской культуры «Почта Деда мороза». Беседа о новогодних традициях в России. Закреплять знания о новогодних традициях.
24/12/2022 Новогодний утренник «В гости к Дедушке Морозу» Создать праздничное настроение, ощущение сказки.
27/12/2022 ФЦКМ «Снегурочка- внучка Деда Мороза». Формировать представление о Снегурочке, как о персонаже фольклора и сказок.
28/12/2022 Развлечение «Раз, два Три – елочка гори!» Зажигаем огоньки на елке.
29/12/2022 Собираем зимние пазлы. Формировать представление о признаках зимы через логические задания.
30/12/2022 Новогодняя дискотека. Танцы. Создать ощущение праздника.
3-й этап: Заключительный
Заключительный этап, кульминация в работе с календарем добрых дел в группе – новогодний утренник. В этот день дети встречаются с Дедушкой Морозом.
1. Подведение итогов.
Уровни освоения компетенций детей по «Календарю добрых дел»
Показатели Уровни Баллы
1. Дети обладают развитым воображением Самостоятельно способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации; 3 балла
Даже помощью воспитателя не способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации; 2 балла
С помощью воспитателя способны к фантазии, воображению, творчеству, что интенсивно развивается и проявляется в игре. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации; 1 балла
2. Наличие знаний о традициях новогоднего праздника Ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о традициях, обычаях о новогоднем празднике 3 балла
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) 2 балла
Ребёнок затрудняется ответить на вопрос, после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) 1 балла
3. Проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов; 3 балла
Затрудняется выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов; 2 балла
Не может выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживают способность к воплощению разнообразных замыслов; 1 балла
4. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; 3 балла
Не всегда могут договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; 2 балла
Не могут договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты 1 балла
Подводя итог можно сказать, что достигнуты следующие результаты:
1. Дети знают традиции и обычаи проведения нового года.
2. Создана система работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством инновационной игровой технологии «Календарь добрых дел».
2. Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
3. Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
4. Активное участие родителей в жизни группы.
Заключение
Праздничный календарь — это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.
Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления».
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 136 с.
4. Грушина Л. В., Лыкова И. А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Давидчук, А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре / А. Н. Давидчук. - М. : Творческий центр Сфера, 2013. - 96 c.
6. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения В двух томах Том I [Электронный ресурс] : /под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского - Москва. : Педагогика, 1983.- 75с.
8. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С. 18-35
9. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1971. - 234 с.
10. Интернет – ресурсы.