Лилия Мочалова
Проект «Как родился огурец»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация: Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1534 дошкольное отделение №2
Авторы проекта : Мочалова Лилия Васильевна.
Продолжительность проекта : долгосрочный, с марта по май.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта : дети средней группы № 2, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Публикация «Проект „Как родился огурец“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Огурцы. Посадка и выращивание в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Проблема проекта : необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений (огурцов).
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Цель проекта : формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта :
1. Познакомить с историей огурца.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах) : строение, польза, уход за ними.
3. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
4. Формировать представление о выращивании растений из семян.
5. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
6. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
7. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Как родился огурец?»
Краткое описание проекта :
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1) Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2) Развитие познавательных и творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• составление перспективного тематического плана;
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы;
2-й этап: основной:
• реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3 этап: итоговый:
• выставка детских работ;
• обработка, оформление материалов;
• Фотогалерея.
Перспективное планирование:
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап – подготовительный.
Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатели,
родители.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели,
родители
2 этап – основной.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них. Воспитатели,
родители
Занятие «Посев огурца» Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян. Воспитатели
Наблюдение за прорастанием семени огурца. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян. Воспитатели
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели
Занятие «Изумрудная семейка» (рисование) Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы) Воспитатели
Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. Воспитатели
Занятие «Маринованные огурчики» (аппликация) Продолжать учить срезать углы прямоугольника/получать овол-огурцы/, аккуратно их наклеивать. Воспитатели
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Воспитатели
Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели
Занятие «Огуречный рай» (лепка) Продолжать учить детей передавать в поделке отражение реального предмета. Воспитатели
Наблюдение за формированием цветка и плода. Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели
Итоговая беседа
Высадка в открытый грунт.
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца. Воспитатели
3 этап – заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий. Создание презентации опыта работы. Воспитатели
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце. Создание альбома
«Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний. Воспитатели, дети, родители.
Фотовыставка
Работа с родителями :
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов про огурецы для оформления альбома.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта : В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Николаева С. Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду : - Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета