Анна Куликова
Проект «Я рисую этот мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Я рисую этот мир!"(Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования)
Актуальность
Одной из задач ФГОС ДО является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6. пп. 4).
Публикация «Проект „Я рисую этот мир!“» размещена в разделах
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей старшего дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Проект воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей старшего дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием приносят ребенку много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека.
Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.
Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что он имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель проекта : Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования
Задачи:
• Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа (пальчиком, ладошками, оттиск пробкой, поролоновой губкой, метод тычка, жесткой полусухой кистью и ватными палочками, рисование акварелью на соли).
• Развивать творчество и фантазию, воображение, мышление, наблюдательность.
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
• Учить радоваться результатам своего труда и труда товарища.
Тип проекта : групповой, долгосрочный (сентябрь 2016г. – март 2017г.)
Вид проекта : информационно-творческий
Участники: воспитанники старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.
В ходе реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей:
• «Художественно – эстетическое развитие» (реализация творческой деятельности детей);
• «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности и познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности);
• «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества);
• «Речевое развитие» (знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы);
• «Физическое развитие» (развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук).
Календарное планирование:
СЕНТЯБРЬ
1-е занятие
Н. А. Черепкова
Стр. 18 «Осенний натюрморт» Познакомить детей с натюрмортом и их видами. Совершенствовать технику вливания цвета в цвет.
Коллаж Листы бумаги формата А3, акварельные краски, все принадлежности для рисования, репродукция картин, гербарий из осенних листьев, ножницы, цветная бумага, клей ПВА.
2-е занятие
Н. А. Черепкова Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски на сухих листьях. Развивать воображение, чувства композиции и ритма. Печатанье сухими листьями Приготовленные листы бумаги, все принадлежности для рисования.
ОКТЯБРЬ
1-е занятие
А. В. Никитина
Стр. 25 «Грибы в корзине» Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. Рисунки из ладошки. Листы формата А3, иллюстрация грибов, корзины. Гуашь, простой карандаш, кисти.
2-е занятие
Н. А. Черепкова
Стр. 23 «Семья ежей» Познакомить с техникой рисования «тычки жесткой полусухой кистью», при этом совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании. Закреплять знания о жизни ежей. Развивать фантазию, чувство композиции. Воспитывать бережное отношение к животным. Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью. Цветные или тонированная бумага формата А4 (по выбору детей, жесткая и мягкая кисть, все принадлежности для рисования. Картина из серии семья ежей.
НОЯБРЬ
1-е занятие
Н. А. Черепкова
Стр. 25 «Сказочный подводный мир» Упражнять детей в тонированнии листа «по сырому». Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты сказочного мира Рисование «по сырому» Листы бумаги формата А3, акварельные краски, губки, иллюстрации с изображениями подводного мира
2-е занятие
Н. А. Черепкова
Стр. 25 Познакомить с новой техникой «рисование мыльными пузырями». Развивать творчество и фантазию в изображении сказочного подводного мира, чувство композиции, колорита. Рисование мыльными пузырями. Тонированные листы бумаги с первого занятия, мыльный раствор, трубочки, разные кисти, все принадлежности для рисования.
ДЕКАБРЬ
1-е занятие
Н. А. Черепкова стр. 30 «Зимняя сказка» Продолжать знакомить детей с тонированием листа гуашью холодных цветов. Закрепить знания о теплых и холодных цветах. Листы бумаги формата А3, гуашь, все принадлежности для рисования.
2-е занятие
Н. А. Черепкова стр. 30 «Лесная новогодняя елочка» Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки, используя способ рисования тычком. Украшать ее посредством пальцевой живописи, смешивая краски. Вызвать чувства радости Пальцевая живопись. Рисование способом тычка. Листы тонированной бумаги с первого занятия, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования, изображения зимнего леса, животных.
ЯНВАРЬ
1-е занятие
И. А. Шаляпина
Стр. 24 «Морозные узоры» Вызывать интерес к зимним явлением природы, помочь освоить новый способ рисования – свечой, совершенствовать умения и навыки свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
Рисование свечей Лист акварельной бумаги формата А4, дополнительные листы формата А5, кусочек свечи, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки, фартуки, демонстративный плакат «зимнее окно»
2-е занятие
Н. А. Черепкова стр. 29
«Белая береза» Учить отражать особенности предмета при рисовании. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в технике граттажа. Граттаж Белый глянцевый картон, свеча, деревянная палочка, процарапывания, гуашь, мыло, широкая кисть, все принадлежности для рисования.
ФЕВРАЛЬ
1-е занятие
«Цветы в вазе» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования акварелью на соли. Закреплять умение работы по алгоритму и со схемами последовательности изображения предметов, развивать чувство цвета, формы, и композиции. Развивать творческую деятельность. Рисование акварелью на соли Лист бумаги или картона А4, клей ПВА, пачка столовой соли, кисточка, акварельные краски.
2-езанятие «Натюрморт» Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Закреплять умение детей пользоваться техникой рисование акварелью на соли. Формировать желание рисовать, придумывать. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус. Рисование акварелью на соли Лист бумаги или картона А4, клей ПВА, пачка столовой соли, кисточка, акварельные краски.
МАРТ
1-е занятие
«Открытка для мамы» Продолжать учить рисовать различные цветы использовать технику рисование акварелью на соли. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. Рисование акварелью на соли Лист бумаги или картона А4, клей ПВА, пачка столовой соли, кисточка, акварельные краски.
2-е занятие
«Летите бабочки» Продолжать учить ознакомить детей с техникой рисования акварелью на соли. Учить задумывать содержание своего рисунка. Воспитывать бережное отношение к живой природы. Рисование акварелью на соли Лист бумаги или картона А4, клей ПВА, пачка столовой соли, кисточка, акварельные краски.
Предполагаемый результат по реализации проекта
Для воспитанников:
В результате целенаправленной и системной работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста:
• Проявятся творческие способности;
• Дети научатся видеть границы листа бумаги и контуры силуэтного рисунка;
• Повысится уровень развития мелкой моторики;
• Сформируются умения различать и использовать нетрадиционные техники рисования;
• Положительная динамика в развитии детского творчества, фантазии, воображения, мышления, наблюдательности;
• Знание основных цветов;
• Дети научатся бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Для педагогов:
• Мастер-класс «Рисование акварелью на соли»;
• Консультации для педагогов на темы: «Рисование разными способами с детьми 5-6 лет», «Нетрадиционные художественно-графические техники»
Для родителей:
Консультации для родителей на темы: «Нетрадиционное рисование с дошкольниками», «Зачем учить детей рисовать?»