Гришина Оксана Александровна
Проект «Этот чудесный мир»
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 29 (Цветочный город)
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15
Проект по театральной деятельности в старшей группе
«Этот чудесный мир…»
Выполнил: воспитатель
Гришина Оксана Александровна
Проект "Этот чудесный мир…"
Публикация «Проект „Этот чудесный мир“» размещена в разделах
В современном обществе, где жизнь кипит в убыстрённом темпе, часто случается так, что дети перестают быть главной ценностью в семье. Перед дошкольным образованием стоит проблема: как сделать так, чтобы ребёнок занял своё главное место в семье, интересовал родителей как личность? Для формирования взаимопонимания в семье, позитивных детско-родительских отношений, необходимо обрести какое-то совместное дело, которое бы объ-единяло родителей и детей. Так мною был задуман проект для дошкольников«».
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей - сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость и д. р.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей… ”
(Б. М. Теплов)
Паспорт проекта.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий, игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели
группы, музыкальный руководитель и родители.
Актуальность проблемы.
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Цель проекта : Создание оптимальных условий для развития эмоционально- волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта.
1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства
(использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).
3. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас,
формировать правильное звукопроизношение.
4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение
преодолевать комплексы.
5. Оформление театрального уголка.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театров, костюмов и атрибутов, и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Основные этапы проекта :
Исследовательский этап (май)
-- анкетирование родителей;
-- мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков;
-- обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап (сентябрь-октябрь)
-- составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
--разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. Руководителем.
-- организация работы родителей в обогащении театрального уголка;
-- разработка тематики различных типов НОД по театрализованной деятельности (тематическое, репетиционное, интегрированное);
-- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня.
Практический этап (ноябрь-апрель)
-- Создание предметно-развивающей среды.
--Консультация для родителей: «ТЕАТР ДОМА»
--Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон
--Создание моделей театров в группе совместно с родителями
--Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок: приобретение театра БИБАБО, изготовление театров своими руками: плоскостной бумажный театр, кулачковый театр, театр на палочке, театр на лопатках, пошив костюмов и изготовление париков. Изготовление карнавальных масок. Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности:
-Сюжетно-ролевая игра;
- Игра-драматизация;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры.
- НОД.
- организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
Обобщающий этап (май)
-представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников через презентацию проекта «Этот чудесный мир…».
-показ мюзиклов «Теремок» и «Бременские музыканты»
Предполагаемые результаты.
-Задействовать детей и родителей группы в проекте;
-Познакомить детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
-Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для театрализованных игр;
-В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысится компетентность в вопросах воспитания,
-Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
-Коммуникативный – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
-Социальный – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
-Информационный– в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
-Деятельностный – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел
-Подготовить фотоотчёт проекта «Театр и мы»
Ход реализации проекта «Этот чудесный мир…»
Блоки работы по проекту :
-Взрослые
-Дети
-Развивающая среда
Взрослые:
-Наглядная информация для родителей: консультации «Театр дома»
-Выставка подшивок о разных видах театра «Поиграйте с нами!»
(рассматривание театров, варианты их изготовления).
-Пополнение в группу новых видов театра.
-Изготовление костюмов, париков и атрибутов.
-Участие в мероприятиях в сотрудничестве с музыкальным руководителем;
-Участие в конкурсе «Карнавальные маски».
-Участие в городском фестивале «Солнечные лучики».
Дети:
-Рассказ воспитателя «Что такое театр».
-Рассматривание: 1. Открыток с разными видами театра: оперный, балетный, драматический, кукольный. 2. Театральных афиш, билетов.
-Знакомство с новыми типами кукольного театра: демонстрация различных типов кукольного театра (настольный, марионеток, ложек, пальчиковый)
-Репетиции спектакля для родителей, «Теремок», «Бременские музыканты»;
-Исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду»;
-Использование разных видов театрализованной деятельности для развития творческой личности;
-Беседа: «Театральный словарь», знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
-Артикуляционная гимнастика;
-Игры со скороговорками;
-Выполнение упражнений;
-Показ театрализованных спектаклей для младших групп силами детей старшего возраста и педагогов; просмотр видео;
-Посещение спектакля «Гусяня и Гаганя» в исполнении актеров кукольного театра г. Челябинска.
-Посещение защиты проекта подготовительной группы «Сказки Пушкина».
-Участие в городском конкурсе «Строки опаленные войной»в категории «Маленький спектакль».
-Участие в городском фестивале «Солнечные лучики».
-Показ мюзикла «Бременские музыканты».
Развивающая среда:
-модернизация классификации театрализованных игр с учетом современных технологий;
-разработка картотек и тематики художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей для занятий познавательного цикла;
-проектирование театральных зон с учетом интересов детей и педагогов,
-изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных игрушек, театральных и сказочных персонажей;
-пошив костюмов и изготовление париков.
- приобретение новых театров (настольный, бибабо и театр теней).
Хочется еще раз остановиться на итоговом мероприятии проекта мюзикл «Бременские музыканты» и рассказать какая большая и трудоемкая работа была проделана, но от этого она была еще интереснее. После насыщения детей информацией приступили непосредственно к подготовке спектакля. Для участия в спектакле родителям было предложено самостоятельно познакомиться с произведением. После этого побеседовали с родителями о занятости и возможности участия в организации спектакля, откликнулись многие семьи.
Так же в осуществлении проекта сотрудничали со специалистами дет-ского сада. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку, поставили танцы и, конечно же, проводили репетиции, самый трудоёмкий процесс. А, между тем, к работе над костюмами подключились все родители: обменивались выкройками, советами, где продают нужную ткань и многое другое. Весь коллектив — и дети, и взрослые — все были увлечены работой над спектаклем. И вот премьера! Ни кто не ожидал такого количества зрителей: бабушки, дедушки, братья, сестры. Совместная проектная деятельность объединила родителей и детей.
Главная ценность такой работы в том, что на основе привлекательной для детей театральной деятельности, между родителями и детьми возникло взаимопонимание. И мы надеемся, что оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни. Вот почему стоит убедить родителей не упустить этот шанс.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Фото отчет
«ТЕАТР ДОМА»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его…. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.
На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика- теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление.
Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам, и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т. е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети
начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые, положительные результаты.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.