Елена Еговкина
Проект «Я контролирую гнев» по обучению детей приемам вымещения агрессии адекватными способами
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я контролирую гнев»
Актуальность.
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Само состояние агрессии влияет на внешнее поведение ребенка и является отражением зачастую менее наблюдаемых и заметных психических процессов. Ребенок в состоянии агрессии живет : действует, чувствует, думает, говорит, воображает, запоминает и т. д. Длительные состояния агрессии могут искажать, накладывать специфические особенности на течение мыслей, воображение, речь. Агрессивность ребенка может незначительно или значительно отклоняться от норм поведения, установленных в обществе, и быть опасной для здоровья и жизни людей. Существует несколько видов и свойств агрессивного поведения детей : притеснение, жестокость, гневливость, вспыльчивость, враждебность, мстительность, ненависть, конфликтность, вербальная и физическая агрессивность.
Публикация «Проект „Я контролирую гнев“ по обучению детей приемам вымещения агрессии адекватными способами» размещена в разделах
Работать с агрессивными детьми индивидуально неэффективно и непродуктивно, т. к. дошкольники затрудняются самостоятельно переносить полученные на занятиях умения в социум группы. В связи с этим появилась необходимость в разработке и проведении серии фронтальных занятий, на которых дети учатся избавляться от агрессии адекватными способами. Необходимо также повышать психологическую компетентность родителей и педагогов по работе с детской агрессией. Для решения этих проблем был разработан проект «Я контролирую гнев».
Тип проекта : среднесрочный, познавательный.
Сроки: январь 2014- апрель 2014г.
Участники: психолог, дети старших групп, воспитатели, родители.
Цель: формировать у детей умение контролировать свое эмоциональное состояние через овладение приемами вымещения агрессии адекватными способами.
Задачи:
Познавательные
расширять представления о разнообразии человеческих эмоций; учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении; познакомить с «волшебными» средствами избавления от гнева.
Воспитательные
побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого; развивать способность делиться своими переживаниями; развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Проведение НОД с детьми по расширению представлений о разнообразии человеческих эмоций.
Основной
- проведение НОД с детьми по теме «Злость» - 3 занятия;
- проведение семинара-практикума для педагогов по теме «Агрессивный ребенок»;
- размещение стендовой информации для родителей и педагогов.
Заключительный
Создание «Уголков гнева» в старших группах.
Приложение
НОД
Тема: Злость (1)
Задачи:
— знакомство с чувством злости;
— тренировка умения различать эмоции.
Материалы:
— пиктограмма "злость".
— колокольчик;
— 2 шарфа;
Ход занятия:
Психолог заходит в группу и предлагает детям организовать круг.
- Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: "Добрый день!" (Цель — формирование сплоченности.)
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам и пап, бабушек и дедушек и у любых людей. Посмотрите на лицо, изображенное на карточке. Какое чувство испытывает человек?.
(Показать Пиктограмму "злость")
- Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?. Да, это — злость.
- А сейчас послушайте историю про мальчика Петю, которая называется "Сердитый дедушка". (Цель — тренировка умения различать эмоции. Выразительные движения — нахмуренные брови, резкие, порывистые движения.)
- К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?
- Давайте разыграем эту историю.
- Отлично!
- Как вы думаете, что хотелось дедушке в тот момент сказать или сделать? (ответы детей).
- Как же быть, когда хочется покричать или даже ударить, а нельзя? (ответы детей).
- Я научу вас сегодня, как можно драться по правилам. Нам понадобятся 2 шарфа, концы которых завязаны в узлы, и колокольчик. (Цель упражнения — снятие напряжения.)
- Представьте себе, что вы с кем-то поссорились и очень сердиты: брови сдвинуты, в руках шарф, которым размахиваете. Вы наступаете на своего соперника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:
— можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
— можно касаться шарфом только тела и ног;
— заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.
А как называется в спорте человек, который дает сигнал к началу и концу боя? Да, это может быть судья. Кто сегодня хочет быть судьей? Теперь мы можем начинать. Первым противника выбирает тот, кто сидит справа от меня, но нельзя выбирать одного и того же. Не забывайте, какое чувство мы с вами изображаем. Какие звуки мы можем при этом издавать?. Помните правила игры? Начали!
- Теперь мы встанем в один общий круг и поиграем в игру"Доброе животное".
- До свидания!
Тема: Злость (2)
Задачи:
— развитие представлений о чувстве «злость»;
- отработка навыков адекватного и эффективного вымещения злости;
— тренировка умения различать эмоции.
Материалы:
— пиктограмма "злость".
- газеты, картон, пластилин.
Ход занятия:
Психолог заходит в группу и предлагает детям организовать круг.
- Сегодня я предлагаю вам поздороваться друг с другом без слов. Мы будем приветствовать своего соседа справа с помощью какого-либо действия: можно подмигнуть, дотронуться ладонями, послать воздушный поцелуй и т. д. (Цель — формирование сплоченности).
Психолог показывает детям пиктограмму, они вспоминают чувство, с которым познакомились на предыдущем занятии.
- Вы помните историю про мальчика Петю и его дедушку? Давайте покажем, какое чувство испытывал дедушка (дети по желанию, а затем все вместе демонстрируют гнев, используя жесты и мимику).
Психолог предлагает детям вспомнить и рассказать ситуации из их жизни, когда они испытывали чувство злости.
- Вспомните, с помощью чего на прошлом занятии мы дрались? Как вы думаете, что еще можно для этого использовать? (ответы детей)
- Я принесла для вас несколько волшебных средств, с помощью которых мы сможем победить свой гнев. Для того чтобы эти средства были действительно волшебными, работать с ними нужно по правилам:
— выбрать место (с помощью воспитателя) для хранения материала и для его применения;
— одновременно в этой зоне могут находиться не более 3-х детей;
— за собой нужно обязательно убирать (сметать кусочки газеты, выбрасывать использованные картонки с пластилином и т. д.).
( Психолог демонстрирует детям действия с предметами: рвет на мелкие кусочки газету, с силой размазывает пластилин по картону, с силой наступает на колючий коврик и предлагает детям по очереди «опробовать» какое-либо средство на выбор).
- Теперь мы встанем в один общий круг и дружно скажем: Мы дружная команда! (шепотом, обычно, громко).
- До свидания!
Тема: Злость (3)
Задачи:
— закрепление представлений о чувстве «злость»;
— отработка навыков адекватного и эффективного вымещения злости;
Материалы:
— краски для рисования, вода, салфетки;
— хлопчатобумажный однотонный мешочек.
Ход занятия:
Психолог:
- Сегодня я предлагаю вам поздороваться друг с другом так, как это принято в индейском племени «Тумба-юмба»! (дети повторяют за психологом движения) (Цель — создание позитивного настроя, сплочение группы).
Психолог показывает детям пиктограммы, они вспоминают чувства, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.
- О каком чувстве мы говорили с вами на последних занятиях? (ответы детей)
- Сегодня мы сделаем вместе с вами еще одно волшебное средство для победы над своей злостью.
Психолог демонстрирует принесенный мешочек и задает детям вопросы: - как можно его использовать? – где лучше хранить мешочек? – что будем в него собирать? Выслушав ответы детей, психолог обобщает их предложения.
- Мы сделаем сегодня из этого обычного мешка волшебный мешок для криков. Пока он не похож на «злой мешок», но мы это исправим!
Психолог предлагает детям выбрать «злую» краску, с помощью кисти густо намазать этой краской внутреннюю сторону левой ладони и поставить отпечаток своей ладони на мешке.
После выполнения задания, дети моют руки и с помощью воспитателя вывешивают мешок для просушки.
- Отлично мы с вами потрудились! А что нам нужно придумать, чтобы наш волшебный мешочек всегда работал? (ответы детей)
- Верно, наши средства не работают, если использовать их не по правилам.
Психолог вместе с детьми формулирует правила и находит место для хранения мешочка.
Правила:
- Кричать в мешок можно только в приемной и по одному;
- После сбора крика мешок нужно завязать и убрать на место;
- Один раз в неделю, выходя на прогулку, мешок нужно опустошать (выбрасывать из него злость);
- Кричать на детей нельзя, иначе мешочек будет терять свое волшебство.
После того, как мешок высох, дети по желанию кричат в него, затем завязывают и убирают на место.
- Мы здорово потрудились! Давайте сделаем высокую башню из наших рук и скажем громко «Мы дружная команда»!
Правила работы в «Уголке злости» :
- выбрать место (с помощью воспитателя) для хранения материала и для его применения;
- одновременно в этой зоне могут находиться не более 3-х детей;
- за собой нужно обязательно убирать (сметать кусочки газеты, выбрасывать использованные картонки с пластилином и т. д.);
- кричать в мешок можно только в приемной и по одному;
- после сбора крика мешок нужно завязать и убрать на место;
- один раз в неделю, выходя на прогулку, мешок нужно опустошать (выбрасывать из него злость);
- кричать на детей нельзя, иначе мешочек будет терять свое волшебство.