Татьяна Тихонова
Проект «Я горжусь тобой, Россия !»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33»
Проект – подготовительная группа
Воспитатель
высшей
категории
Тихонова Т. И.
2017-2018 год
Город Сергиев Посад
Тип проекта: информационно-познавательный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Участники: воспитатели, дети и родители подготовительной группы
Актуальность
Публикация «Проект „Я горжусь тобой, Россия !“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель:
Расширить представления детей о России, как о своей Родине; обобщить и систематизировать знания детей о многонациональности России, единстве народа.
Задачи:
- Развитие у детей конкретных представлений о государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем;
- Воспитание у детей интереса к своей стране, гордости за её народ, культуру, традиции, развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей;
- Формирование умений выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, стране, (построили новые дома, детские площадки, открыли новый бассейн, изобрели более совершенный прибор, развитие интереса и уважения к деятельности взрослых на благополучие родного края.
Предполагаемый результат:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
1 этап – подготовительный
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников по ознакомлению с окружающим миром.
3 этап – заключительный
Подведение итогов проекта
Продукт проекта: выставка рисунков и поделок
Досуг «Путешествуем по России»
Презентация проекта «Я горжусь тобой, Россия!»
Развивающая среда для осуществления проекта:
-подбор исторической литературы, -подбор произведений русского народного творчества, -подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, -подготовка разного вида бросового материала, -подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, -дидактические игры, -выставки книг, рисунков
-создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Работа с родителями:
- Предложить вниманию родителей информацию и рекомендации
по теме проекта;
- Папка-передвижка для родителей «4 ноября – День народного Единства»;
- Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта,
познавательного материала;
- Совместные праздники и развлечения.
Перспективный план
месяц тема программное содержание работа с детьми
сентябрь «Город, в котором мы живем» формировать у старших дошкольников положительный образ своего города; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину
оформление уголка «Мой город Сергиев Посад» в группе;
«История возникновения Сергиева Посада» дать знания об историческом прошлом нашего города; воспитывать чувство гордости и любви к родному городу рассматривание иллюстраций, связанных с возникновением города; Беседа: «О чем рассказали старые фотографии»; Чтение: Н. Н. Соловьев «Житие Сергия»;
«Символика Сергиева Посада» помочь детям запомнить главные символы города рассматривание иллюстраций; прослушивание гимна города; Рисование: «Символика города»;
«Игрушечный промысел Сергиева Посада» формировать у детей представления о народных промыслах родного края
чтение В. Берестов «Матрешечка»; Лепка богородская игрушка «Конек-горбунок»; Рисование «Загорская матрешка»; досуг: «Игрушечный промысел нашего города»;
месяц тема программное содержание работа с детьми
октябрь «Наша страна – Россия» дать представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине беседа «Наша Родина - Россия»; беседа «Москва-столица России»; чтение главы из книги Б. Житкова «Что я видел»; чтение стихотворения Александровой «Родина»;
«Главный город нашей страны»
обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о столице России – городе Москве беседа «Москва - главный город, столица нашей Родины»; рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова;
«История Московского Кремля» познакомить с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто её основал; воспитывать патриотические чувства; побуждать детей восхищаться красотой Кремля. беседа, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; выставка детских рисунков;
«Государственные символы России: флаг, гимн, герб» закрепить знания о государственных символах РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. занятие; беседы о государственных символах России;
рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна.
Наблюдение в ходе прогулок – на каких зданиях можно увидеть государственные символы;
месяц тема программное содержание работа с детьми
ноябрь «Я – гражданин России!
Права и обязанности гражданина РФ» расширять представление о своей гражданской принадлежности; расширять знания детей о географии России заучивание поговорок и пословиц: «Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина»; беседа о правах и обязанностях гражданина РФ.
«День народного
единства» формировать представления детей о многонациональном составе страны, дружбе народов России чтение Н. Майданик стихотворения «День народного единства»;
беседа: «Праздник день народного единства»;
«Путешествие
в старину -
как жили славяне» познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой
беседы об историческом прошлом России; «Откуда пошла земля русская?»; знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта; Праздник «День Матери»
«Богатыри земли русской»
обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей
Рассматривание картин русского художника В. М. Васнецова «Богатыри»;
Рассматривание – одежда богатырей;
Чтение былин «Илья Муромец» и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович», прослушивание былин в аудиозаписи;
месяц тема программное содержание работа с детьми
декабрь «Русские народные промыслы» закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров рассмотреть изделия русских народных промыслов;
чтение сказки «Каменный цветок» П. П. Бажов; сюжетно-ролевая игра «Ярмарка изделий народного промысла»;
«Белая береза - символ России»
дать знания о символе славянского культа России - берёзе; познакомить детей с обычаями и обрядами, связанными с березой беседа: «Что я знаю о березе; Чтение А. Прокофьев
«Люблю берёзу русскую»; Пословицы о березе; Хоровод: «Во поле береза стояла»;
«Русские обычаи – взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство»
объяснить детям, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь; современные правила поведения в гостях, правила жизни в обществе и работы в коллективе
Придумывание сказки «О том, как дружба в беде помогала»; беседы: «Как встречают гостей в вашем доме?», «Чувство сострадания и взаимопомощи»;
«Народные праздники
на Руси»
углублять представление детей о том, что у каждого народа есть свои традиции, праздники; познакомить с древними русскими праздниками (Рождество, Святки);
Рассматривание рождественских и новогодних открыток;
чтение русской народной сказки «Снегурочка»;
месяц тема программное содержание работа с детьми
январь «Климатические зоны России» обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации, воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины; побуждать детей восхищаться красотой родной природы знакомство с географической картой России;
беседа «Климатические зоны России.
Дид. игры: «Узнай по описанию», «У кого какой дом», «Чьи припасы»; Спортивное развлечение: «Русская зима!»;
«Жизнь людей на Севере» познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятием коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях беседа: «Север — это царство льдов и снегов»; «Животные Крайнего Севера», «Растительный мир Севера»;
Чтение сказки «Кукушка», Айога;
Подв. игра: «Льдинки, ветер и мороз»;
Аппликация: «Северное сияние»;
«Что такое заповедник?
Красная
книга» познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства;
познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными
беседа о заповедниках России; Беседа: «Что такое красная книга?»;
рассматривание иллюстраций с изображением редких животных; Рисование: «красная книга России»
месяц тема программное содержание работа с детьми
февраль «Какие народы живут в России» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Беседы о многонациональной России; рассматривание иллюстраций, фотографий;
чтение стихотворений, художественной литературы; подвижные игры разных народов России; рисование «Дружный хоровод»; Развлечение «Веселая масленица»;
«День защитников
Отечества» формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины выставка книг «Об армии»; иллюстрации с изображением солдат разных родов войск;
Праздник «День защитников Отечества»;
«Полководцы
земли
русской» познакомить детей с полководцами земли русской (Кутузовым, Суворовым); воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, дисциплинированность
чтение: С. Алексеев «Небывалое бывает» (о Суворове);
А. Митяев «Герой 1812 года»;
«Освободители земли русской:
Александр Невский, Дмитрий Донской» на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины рассматривание репродукций картин П. Корина «Александр Невский»; П. Попова «Ледовое побоище»; В. Васнецова «На поле Куликовом»;
месяц тема программное содержание работа с детьми
март «Женский день –
мамин праздник» воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики
Рассматривание фотографий знаменитых россиянок;
изготовление подарков для мам и бабушек;
рисование на темы «Моя мама»;
«Города России» познакомить детей с крупными городами России. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за родную страну
занятие; рассматривание иллюстраций с видами городов; фотовыставка «Города России».
Чтение литературных произведений о городах России;
«Реки и озера России» расширять представления детей о природе России; формировать представления детей о назначении рек;
дать представление об озере Байкал;
беседа: Россия – это морская держава, речной и озерный край;
чтение рассказа о жизни людей на реке;
Рисование; «Озеро – сказка»;
«Природные
богатства
России» развивать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны
Беседа: «полезные ископаемые — это природные богатства»; презентация: «полезные ископаемые и их значение»;
месяц тема программное содержание работа с детьми
апрель «Дружба народов
России» продолжать формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов
беседа: «Что значит дружить?»; рассматривание иллюстраций «Предметы и элементы костюмов народов России»; рисование: «разноцветный хоровод»;
«Знаменитые люди России» расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили Россию цикл бесед о знаменитых людях России; рассматривание портретов;
«Заслуженные
спортсмены
России» формировать уважительное отношение к спортсменам, к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них Беседы о спортсменах, прославивших нашу страну; рассматривание иллюстраций о видах спорта; спортивная олимпиада: «мы чемпионы»;
«Города–герои и их защитники» познакомить с городами-героями; объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением Москвы, Ленинграда, Волгограда в военное время; чтение: С. Баренц «Подольские курсанты»; С. Островой «У деревни Крюково»; В. Воскобойников «900 дней мужества»; Н. Внуков «Москва за нами»;
месяц тема программное содержание работа с детьми
май «День победы» рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину беседа по картинам: «Салют победы на Красной площади», «Взятие Рейхстага»; чтение: С. Орлов «9 мая 1945»;
беседа: «дети на войне»;
Праздник: «Великий праздник – День Победы»;
«Боевые ордена и медали»
познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине
рассматривание иллюстраций с наградами;
чтение: С. Алексеев «Последний штурм» (за отвагу, А. Митяев «В холодном море»,
А. Цессарский «Операция «Май»
«Мы – патриоты»
обобщить и систематизировать знания детей о России; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства
Открытое занятие для воспитателей;
Выставка детских творческих работ «Я люблю тебя, моя Россия!» !» Конкурс чтецов: «Поэтические строки о Родине»
«Наш город - древний православный»
Игрушечный промысел Сергиева Посада
Изучаем Россию
Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих
Декоративно-прикладное искусство в рисунках детей
Российский воин охраняет мирное небо, мирное море, мир на земле
Главные праздники России
Открытое занятие «Путешествуем по России»