Кудюрова Лилия
Проект «Из чего сделаны предметы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Предметы, которые окружают нас. Из чего они сделаны?»
O Автор проекта : воспитатель Кудюрова Л. А.
O Участники проекта : дети средней группы 4-5 лет, воспитатель, родители
O Тип проекта : познавательно-исследовательский,
O Продолжительность: (краткосрочный-1 неделя).
Актуальность проблемы
Публикация «Проект „Из чего сделаны предметы?“» размещена в разделах
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно
Мотивация:
Постановка проблемы перед детьми: (Приходит в гости Незнайка. он приносит с собой коробку, в которой
находятся различные предметы : платье, книга, пластмассовая машинка, деревянный домик, металлический ключ). Незнайка не может понять почему эти предметы сделаны из этих материалов.
Введение детей в проблему: "Расскажем Незнайке, из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?"
Воспитатель: Ребята, вам уже знакомы некоторые предметы?
Дети: Ответы
Воспитатель: Сможете ли вы Незнайке объяснить, почему они сделаны из этих материалов?
Дети: Ответы
Воспитатель: Какие материалы вам неизвестны?
Дети: Ответы
Воспитатель: Хотите ли вы узнать вместе с Незнайкой о них?
Дети: Ответы
Проблема:
"Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?»
Имея некоторый опыт с бумагой, дети с легкостью проделывали предложенные эксперименты с тканью. Им несложно было видеть различия и делать определенные выводы. Но у детей достаточно мало представлений о свойствах ткани. Поэтому решили с детьми узнать об интересных фактах дома с родителями, а также провести исследовательскую деятельность путем экспериментов в группе.
Цель: формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы
Задачи:
Организовать развивающую предметно пространственную среду;
Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности;
Развивать и поддерживать познавательный интерес детей к существующей проблеме;
Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов;
Развивать умения обмениваться информацией (диалогическая речь);
Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов;
Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы;
Организовать работу с родителями по созданию выставки «Поделки из разных материалов».
Реализация проекта рассчитана на 1 неделю будет проходить в 3 этапа: с 26 марта по 04 апреля
I этап – подготовка к проекту 26 марта
II этап – реализация проекта 27 марта-03 апреля
III этап- проведение презентации 04 апреля
Подготовка к проекту Реализация проекта Презентация
.Постановка цели, задач. Изучение методической литературы для составления планирования.
Разработка проекта.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Центр творчества
Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, листы для рисования и аппликации, клей, цветная бумага, ножницы, кусочки ткани разной фактуры
Центр познания
Д\И «Из чего сделано»
Иллюстрации с видами разной одежды, обуви
Центр экспериментирования
образцы бумаги, ткани, металла, дерева, резины, пластмассы.
Иллюстрации по теме "Профессии", "Одежда", "Мебель", "Игрушки"
Центр безопасности
Иллюстрации «Опасности с огнем»
Центр театра и музыки
Варежки из ткани с пуговицами
Металлофоны, треугольники, деревянные ложки, пластмассовые ладошки
Центр книги
Сборники сказок с цветными иллюстрациями
Книжки-самоделки из ткани
Центр двигательной активности
Мешочки для метания
массажные мячики
Центр конструирования
Фигурки животных и их детенышей для обыгрывания сказок
Конструктор (деревянный, металлический, «лего»)
Проведение ООД, экспериментов, игр, бесед, рассматривание картин, изготовление аппликаций, создание рисунков,
Выставка поделок «Чудо материалы»
Интеграция образовательных областей
Образовательная область Виды детской деятельности Формы организации совместной
взросло – детской (партнерской) деятельности
Социально-личностное
игровая
трудовая с/р и «Магазин «Ткани», «Магазин игрушек»
«Режем бумажные салфетки»
«Лечим книжки»
«Моем резиновые и пластмассовые игрушки»
Художественно-эстетическое
продуктивная
музыкальная Рисование «Узор для ткани», «Деревянные игрушки»
Лепка «Пирамидка»
Аппликация «Пирамидка»
Игры на металлофоне, деревянных ложках, маракасах, пластмассовых ладошках, в варежках с пуговицами
Д\и «Угадай музыкальный инструмент?», «Что звонче?»
Физическое развитие двигательная Развитие мелкой моторики рук «Разомни бумагу»; «Собери матрешек»; «Одень куклу».
Упражнения с массажными мячиками
«К названной фигуре беги»
Познавательно-речевое коммуникативная
познавательная
Чтение художественной литературы д\и «Кто пришел в какой одежде?», «Из какого материала твои игрушки?»Н. С. Голицына, стр118
д\и «Скажи наоборот» Н. С. Голицына, стр. 115
ООД (Развитие речи) Описание предметов
Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны игрушки?»
ООД «Разные материалы» Н. С. Голицына, стр. 112
Д\И «Что из чего сделано?»
Опыты с тканью:
Опыт №1 «Определите поверхность пластин»
Опыт №2 «Определите температуру материала»
Опыт №3 «Согните материалы»
Опыт№4 «Что легче-тяжелее»
Сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и заяц», «Три поросенка»
Н. С. Носов «Заплатка», В. Осеева «Волшебная иголочка».
Сотрудничество с родителями
дата форма проведения
26 марта Информирование родителей о теме проекта в группе
27 марта-04 апреля Информирование родителей о ходе проектной деятельности
05 апреля Выставка «Чудо материалы»
Поиск литературы
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика — Синтез,2011.
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду— М. : Мозаика — Синтез,2014.
И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений — М. : Мозаика — Синтез,2014.
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным окружением— М. : Мозаика — Синтез,2014.
Н. С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе Москва Скрипторий 2016
Интернет ресурсы