Елена Решетюк
Проект «История русской новогодней игрушки» с использованием методов музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Тимский детский сад «Солнышко»
Проект
«История русской, новогодней игрушки»,
с использованием методов музейной педагогики
Подготовила: педагог – психолог Решетюк Ел. Б.,
Введение
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль
Публикация «Проект „История русской новогодней игрушки“ с использованием методов музейной педагогики» размещена в разделах
- Елочные игрушки
- Елочные игрушки. Новогодние мини-музеи
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- История новогодней елочной игрушки
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Новогодние елочные игрушки
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Постановка проблемы: Организация образовательной среды, с использованием методов музейной педагогики способствует формированию у детей инициативности, самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе, познавательному и творческому развитию.
Актуальность: Новый год в России отмечают еще со времен Петровской эпохи, согласно царскому указу с 1699года. Сегодня это не только традиционный стол: мандарины, салат «Оливье», шампанское, официальное поздравление главы государства - это веселый, желанный, яркий праздник для всех поколений, еще его называют семейным праздником. Кульминацией торжества, является, конечно же, красавица – елка. Именно она создает сказочное, незабываемое настроение. Всей семьей ее наряжают, а под ветками Дед Мороз оставляет подарки. В определенный момент лесная красавица «загорается» разноцветными огоньками. И это просто чудо, завораживающее впечатление! Для малышей, я это по себе помню, по своей дочке, всегда очень занятно было рассматривать елочные украшения: игрушки, гирлянды, стеклянные бусы, конфеты. Игрушки на елке обычно самые разные: бабушкины старинные благополучно соседствуют с современными. Тематика самая разнообразная: тут и зверушки лесные, аппетитные фрукты, овощи, сказочные персонажи, есть и большие, и маленькие, в том числе и самодельные. И каждое украшение на елке это целый культурно - исторический пласт жизни нашей страны, к которому мы с дошкольниками можем прикоснуться, посредством изучения истории Российской, новогодней, елочной игрушки.
Участники: Дети старшей группы МКДОУ «Тимский детский сад «Солнышко» развивающего вида, педагог – психолог Решетюк Ел. Б., воспитатель Шаталова О. В., родители.
Вид проекта: краткосрочный;
Время реализации проекта: 6.12.2021 – 20.12.2021.
По составу участников: фронтальный;
По видам деятельности: творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный, литературно-творческий;
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие;
Цели: Приобщение дошкольников к культурно - историческим процессам, формирование исследовательского интереса, развитие любознательности к прошлому страны и настоящему через изучение окружающего нас предметного мира (в нашем случае – новогодней игрушки); воспитание любви к Родине, духовное развитие.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогатить словарный запас следующим содержанием: музей, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонаты, артефакты; старинная игрушка, современная, новогодние украшения едой, из медицинского материала, из ваты, стеклянная игрушка, бумажная, пластмассовая, разноцветная, блестящая, хрупкая; древние времена; (каждый ребенок должен в конце проекта провести полноценную экскурсию для гостей по «мини – музею «История русской, новогодней игрушки»)
2. Формировать у детей представление о новогодних украшениях разных времен;
3. Формировать представление о новогодних игрушках, изготовленных своими руками;
4. Формировать у детей представление о новогодних открытках разных времен;
5. Познакомить с музеями мира: с самым большим, с самым древним, с самым маленьким, с музеями природы, с необычными; с музеем одного предмета; с музеем «Новогодней игрушки»; с техникой изготовления елочных игрушек; с краеведческим музеем родного поселка; с новогодними традициями украшать жилое помещение в разные времена;
6. Формировать понимание, что такое Новый год; с чем было связано празднование осенью, весной, в декабре;
7. Обогащать знания детей о разнообразии материалов, используемых при изготовлении новогодней игрушки;
Развивающие:
1. Развивать у детей наглядно - образное мышление, словесно – логическое; память, внимание, воображение, исследовательский интерес, посредством изучения истории, русской, новогодней игрушки; «погружения в атмосферу специфики музейной культуры»; через организацию, интеграцию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.
2. Развивать монологическую речь, диалогическую, связную;
3. Развивать мелкую моторику, творческие способности детей при изготовлении елочных украшений, снежинок;
4. Развивать эстетическое чувство;
Воспитательные:
1. Воспитывать у дошкольников основ самосознания и гражданских чувств;
2. Воспитывать у детей толерантность;
3. Развивать коммуникативные навыки;
4. Воспитывать инициативность;
5. Укреплять самооценку;
6. Воспитывать культуру поведения
Ожидаемые результаты:
Формирование познавательного, исследовательского интереса;
Развитие любознательности к прошлому страны и настоящему;
Дети проявляют активность, самостоятельность и инициативность в общей деятельности «мини – музея» (сбор экспонатов для «мини – музея», в проведении экскурсий для сотрудников ДОУ, детей различных групп детского сада, в запланированных организаторами беседах; в предлагаемых дидактических играх; при изготовлении новогодних украшений в «лаборатории Деда Мороза»;
Повышение уровня знаний детей об истории возникновения и праздновании нового года; истории создания новогодней игрушки; о музеях мира; о работе экскурсовода – при высокой результативности опроса детей по тематике;
Проведение открытых занятий, экскурсий на базе «мини-музея» для сотрудников и детей ДОУ;
Предмет исследования: процесс познавательного, личностного развития, эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов музейной педагогики.
Гипотеза: Методы музейной педагогики, обеспечивающие наглядность образовательного процесса, которые мы использовали в проекте «История русской, новогодней игрушки» играют большую роль в формировании системы ценностей детей, в приобщении их к историческому, культурному, природному наследию; способствуют воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Методы, формы и приемы работы:
• Заочные экскурсии (видеосюжеты, развивающие мультфильмы);
• Музейные экскурсии;
• Познавательные беседы;
• Образовательная деятельность с элементами игры;
• Творческие задания;
• Исследовательская деятельность;
• Продуктивная деятельность;
• Самостоятельная деятельность;
• Дидактические игры;
• Игры-развлечения;
• Игры – воображаемые путешествия;
• Экспозиции;
Принципы организации «мини-музея»
Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и, в то же время, доступным для ребенка языком.
Принцип партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».
Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Функции «мини-музея»:
1. Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
2. Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
3. Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
4. Воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Разделы и экспонаты «мини-музея»:
1. «Сундучок бабушкиных игрушек», «Сундучок современных игрушек». Игрушки разные по форме, а так же по фактуре, при участии родителей;
2. Небольшая искусственная елка украшенная новогодними игрушками разного времени, начиная с 60-х годов и до нашего времени;
3. Фото коллекция новогодних празднований начиная с 60 – х годов и до нашего времени, собранная родителями;
4. «Коллекция новогодних открыток» разных времен;
5. «Мини-библиотека» В разделе находится художественная и тематическая литература: развивающее пособие «Вырезаем гирлянды и объемные фигуры» А. Тимохович; «Наши любимые игры» Е. И. Матвеева; развивающее пособие «Новогодние снежинки своими руками» (набор для детского творчества); «Новогодние открытки своими руками» (набор для детского творчества); сказка «Заюшкина избушка»; «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена;
6. «Центр самостоятельной деятельности»:
1. Дидактическая игра «Нарисуй по точкам». На листах бумаги изображения Деда Мороза, Снегурочки, и других персонажей новогоднего праздника, елочные украшения, сюжетные картинки Ребенку нужно самостоятельно по точкам нарисовать предложенное изображение, затем некоторые раскрасить;
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, произвольности, волевое развитие;
2. Дидактическая игра «Новогодние ассоциации». Необходимо соотнести теневые варианты фигур с оригиналом;
Цель: Развитие мышления, внимания, произвольности;
3. Д/И «Дорисуй вторую половинку картинки»
Цель: Развитие воображения, мелкой моторики;
4. Д/И Лабиринт. Серия вариантов по новогодней теме: «Кому, какой достанется подарок», «Помоги Деду Морозу добраться до своих оленей» и др.
5. Д/И. «Найди отличие» на полотнах великих художников, которые представлены в экспозициях известных музеев;
6. Д/И «Заплатка для елочки» Цель: Развитие внимания;
7. Мастерская новогодних поделок. В уголке представлены все материалы необходимые для детского творчества, а так же изображения поделок и техника их изготовления. Ребенок может сделать поделку своими руками совместно с воспитателем или родителем.
7.«Мастерская Деда Мороза» - в разделе находятся новогодние украшения, выполненные воспитанниками группы.
8. Папка «Музеи мира» (фото экспозиций различных музеев);
9. Фото альбом новогодних празднований детского сада «Солнышко» с 1960 года – 1983г.
Этапы создания «мини-музея»
I этап – Подготовительный.
Задачи:
1. Работа с детьми и родителями: беседы, видеоролики, занятия о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи;
2. Экскурсии в местный краеведческий музей;
3. Выбор темы;
4. Определение места размещения;
5. Планирование экспозиции;
6. Выбор дизайна оформления;
7. Оформление паспорта;
8. Разработка форм работы с экспозициями;
9. Разработка ознакомительной экскурсии;
10. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиции;
Взаимодействие с родителями:
1. Сбор экспонатов для музея вместе с детьми;
2. Консультация: «Какую роль в развитии и воспитании ребенка играет музей»;
II этап – Практический.
Задачи:
1. Оформление, изготовление оборудования;
2. Сбор экспонатов, их группировка;
3. Оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности;
4. Изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов;
5. Работа с детьми и родителями;
6. Реализация запланированных, образовательных мероприятий, занятий;
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация «История создания музея»;
2. Консультация: «История русской, новогодней игрушки» с видеоматериалом»;
III этап – Заключительный.
Задачи:
1. Организация экспозиции старинных и современных новогодних игрушек в «мини-музее» (собраны усилиями родителей, педагогов из личных коллекций);
2. Организация выставки новогодних игрушек, изготовленных своими руками (даритель: Афанасьева Ирина);
3. Организация экспозиции новогодних открыток – производство от 1970 года (из личной коллекции Решетюк Е.)
4. Предоставить миниатюрную елку с новогодними украшениями – производство от 1960 года, (подарена в группу родительницей);
5. Предоставить на выставку современного Деда Мороза и Деда Мороза – производства от 1960 года;
6. Организация мастерской новогодних поделок. В уголке представлены все материалы необходимые для детского творчества, а так же изображения поделок и техника их изготовления. Ребенок может сделать поделку своими руками совместно с воспитателем или родителем.
7. Организация «Мастерской Деда Мороза» - в разделе находятся новогодние украшения, выполненные воспитанниками группы.
8. Оформление папки «Музеи мира» (фото экспозиций различных музеев);
9. Оформление фото альбома новогодних празднований детского сада «Солнышко» с 1960 года – 1983г.
10. Организация «Центра самостоятельной деятельности»: представлены различные дидактические игры по новогодней тематике;
11. Создание «Мини-библиотеки»
В разделе находится художественная и тематическая литература: развивающее пособие «Вырезаем гирлянды и объемные фигуры» А. Тимохович; «Наши любимые игры» Е. И. Матвеева; развивающее пособие «Новогодние снежинки своими руками» (набор для детского творчества); «Новогодние открытки своими руками» (набор для детского творчества); сказка «Заюшкина избушка»; «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена;
12. Посещение мини-музея: сотрудниками ДОУ и детьми из других групп;
13. Презентация мини-музея для родителей группы (видеоматериал);
14. Создание папки «История создания музея»;
Взаимодействие с родителями:
1. Фото отчет проектной деятельности по организации «мини – музея» в группе;
2.. Видеоролики каждому родителю «Маленький экскурсовод» - все дети попробуют себя в качестве экскурсовода;
Литература:
1. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр. : с. 44. (чз)
Развитие музейной педагогики;
2. Белая К. Ю. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ. - редакция сайта Педагогика/детский сад, 2008.
3. Савенкова Л. Формула творческого обучения /Л. Савенкова// Искусство. Прил. К газ. ПС. - 2009.- № 1.- с. 4-5.
4. Сальникова А. История новогодних игрушек. - издательство Культура повседневности. - 2012.
5. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева [и др. ]. – СПб., 2008. – 208 с. ;
6. Фесенко, Г. Инструмент педагогики : мини-музей / Галина Фесенко // Библиотека. – 2010. - № 8. – С. 33-34. (нмо)