ЕКАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА
Проект «История моего рода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «История моего рода»
Программные задачи: познакомить детей с историей создания и развития каждой семьи; показать необходимость знания своей родословной. Способствовать формированию социальной компетентности дошкольников. Содействовать укреплению детско-родительских отношений.
Содержание работы над проектом :
«Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома)
«Моя родословная»
Публикация «Проект „История моего рода“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: Познакомить с понятиями «родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.
-Должны ли дети знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли знает ребенок о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках?
-Знает ли их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в роду известные люди?
2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».
3. Начало оформления альбома «Моя родословная».
«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».
Цель: познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
1. Знает ли ребенок, что история начинается уже с его имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена?
2. Беседа «Из истории происхождения имен».
3. Практическая работа «Ромашка имени» (ребенок рисует ромашку и на каждом лепестке пишет производные своего имени, например, Андрей – Андрюша, Андрейка и т. д.). Знакомство с понятием «тезки».
4. Поисковое задание. Узнать историю своего имени.
5. Роль фамилии в жизни человека.
Беседа «Из истории возникновения фамилий».
6. Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.
Оформление вместе с родителями в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».
«Моя родословная. Генеалогическое дерево».
Цель: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить ребенка к составлению генеалогического дерева.
1. Беседа.
Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка.
Наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.
Ребенок собрал сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, совместно с педагогом составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2. Практическое задание.
Посчитай, сколько родственников нашли? До какого колена дошли? Составление генеалогического дерева с помощью родителей.
«Фамильный герб и девиз»
Цель: познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи; сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.
1. Беседа.
Мы составили свою родословную и генеалогическое древо.
Теперь предстоит придумать свой фамильный герб. (Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдике). – Что должен отображать герб?
2. Практическое задание.
Составить совместно с родителями герб семьи и рассказать о нем.
3. У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить». Мудрых пословиц много, и если попросить помощи у родителей, то удастся найти подходящую для девиза своей семье.
5. Практическое задание. Подобрать девиз семьи.
«Мои мама и папа»
Цель: выяснить, что ребенок знает о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы, воспитывать интерес к различным профессиям.
1. Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.
- Что вы знаете о празднике 23 февраля?
-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной? (чтение стихов о маме)
Начинаем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».
2. Поисковое задание.
Размещение рисунка-портрета мамы и папы в новую страничку альбома.
«Мои братья и сестры»
Цель: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у ребенка желание лучше узнать своих братьев и сестер.
1. Есть ли родные брат или сестра?
Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажи о своих братьях и сестрах. Если нет родных братьев и сестер, то можно рассказать о двоюродных.
2. Практическое задание.
Конструирование игрушки-подарки для младших братьев и сестер. Заполнить страничку о братьях и сестрах.
«Мои дедушка и бабушка»
Цель: выяснить, что ребенок знает о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.
1. Настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках – бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.
- Кто может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
- Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.
- Какие профессии были у твоих бабушек и дедушек, чем они занимались?
- Есть ли в роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?
Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».
2. Практическое задание
Лепка из соленого теста «Дедушкин/бабушкин портрет». Заполнить страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.
«Мои прадедушка и прабабушка»
Цель: выяснить, что ребенок знает о своих прадедушках и прабабушках, о профессиях своих предков, их занятиях.
1. Попросить своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. прабабушках и прадедушках.
2. Практическое задание.
Заполнить страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.
«След войны в моей семье»
Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордость за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.
Беседа о Великой Отечественной войне.
- Кто из родственников участвовал в этой страшной войне?
- Где воевали и какие имеют награды?
2. Чтение стихов о Великой Отечественной войне.
3. Практическое задание.
Заучивание стихотворений о войне.
Оформить страничку в своем альбоме, посвященную родственникам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.
«Семейные традиции»
Цель: прививать уважение к семейным традициям, формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1. Беседа
- Как понимаете слово «традиции»?
- Какие книги читает ребенок с родителями дома? Обсуждает ли прочитанное?
- Какие передачи смотрят по телевизору?
- Какие праздники знает ребенок? Какие праздники отмечают в его семье? Почему отмечаются эти праздники?
- Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в семье? Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.
- Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?
2. Разучивание и пение песни «Наша дружная семья» сл. Т. Рядчиковой, муз. А. Комарова.
Оформить страничку в своем альбоме, посвященную семейным традициям.
«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи»
Цель: подвести итог работы над проектом «История моего рода».
1. Работа с «Лентой времени».
Дети раскладывают на «Ленте времени» фотографии своих родственников, включая себя, в хронологическом порядке.
2. Беседа.
Ребенок совершил путешествие по страницам истории семьи; восстановил, насколько это возможно, свою родословную и даже придумал с помощью родителей свой герб и девиз. Ребенок понял, что своей жизнью он обязан многим поколениям своей семьи. Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать.
3. Практическое задание.
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Составление «Календаря дней рождения и семейных праздников».
4. Презентация проекта.
Представление ребенком своего генеалогического дерева, альбома «История моего рода» и других продуктов деятельности ребенка по проекту.