Ольга Кудряшева
Проект «Использование малых форм фольклора для активизации речевой активности у детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Кудряшева Ольга.
Государственное казённое учреждение социального обеспечения Пермского края Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей.
Проект.
Использование малых форм фольклора для активизации речевой активности у детей раннего возраста.
Воспитатель группы Кудряшева О. И.
Пермь
2021-2022
Тип проекта: творческо – игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники: дети 1 группы, воспитатель
Возраст детей: 1-3 года
Введение.
Публикация «Проект „Использование малых форм фольклора для активизации речевой активности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
В наше время развитие речи у детей раннего возраста является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того, как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно малые фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в дошкольных учреждениях позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и в совместной деятельности.
Актуальность проекта.
В настоящее время у малышей, поступивших к нам, в Центр, наблюдается задержка речевого развития или скудный словарный запас для их возраста, неадекватные эмоции. Стандартные методы работы недостаточны для быстрого восполнения и развития речи детей раннего возраста.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому развитие речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор, для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Активизировать речь, увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».
Цель проекта: активизация речевой деятельности детей раннего возраста средствами малых форм фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать речевую деятельность, словарный запас детей.
2. Учить внимательно слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения.
3. Учить играть в народные игры, обыгрывать детские песенки (потешки) и водить хороводы.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через художественные произведения, игры-забавы и народные игры.
Методы, используемые в работе:
1. Словесные- чтение и рассказывание художественной литературы.
2. Наглядные- рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам (картинам, показ движений.
3. Игровые-игровой персонаж, сюрпризный момент, проблемная ситуация, разные виды игр.
Ожидаемые результаты.
Дети проявляют интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, игры-забавы, с помощью взрослых, рассказывает, договаривает их. Называет сказочные имена персонажей, имитирует характерные действия персонажей.
Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.
Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
Этапы проекта.
1. Подготовительный
Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.
2. Основной
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
Сентябрь «Мы матрёшки, вот какие крошки» (р. н. п.)
Рассматривание игрушки «Матрёшки». Хороводная игра.
Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить выполнять движения по тексту.
«Танец с куклами», обработка Н. Лысенко Хороводная игра.
Потешка «Дали Маше погремушку…»
Формировать умение детей понимать и выполнять простые по содержанию фразы.
Октябрь Сказка "Репка»
Чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке. Показ магнитного театра «Репка».
Активизировать словарный запас малышей (дед, баба, кошка, мышка и т. д., способствовать обогащению словарного запаса (большая, пребольшая, вытягивать и т. д.).
Игра-потешка «Катилось яблочко по огороду». Чтение потешки с игровыми действиями. Устанавливать взаимосвязь между взрослым и ребёнком.
Игра-забава «Рельсы, рельсы…». Дети выполняют движения в соответствии с текстом, выполняют несложный массаж друг другу по спине.
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр. Учить детей помогать друг другу.
Ноябрь Потешки «Пальчик-мальчик», «Водичка-водичка».
Чтение потешки, массаж пальчиков. Чтение потешки при умывании.
Стимулировать речевые рецепторы у детей. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Обогащать словарный запас (личико, щёчки, блестели, розовели).
Детская песенка «Ладушки-ладошки» обработка М. Иорданского.
Прослушивание песенки «Ладушки-ладошки», игровые действия по тексту. Формировать умение детей понимать и выполнять простые движения по тексту.
Сказка «Курочка Ряба». Показ настольного театра. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, сопереживать героям.
Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, фольклору.
Декабрь Колыбельная песенка «Серенькая кошечка»
«Кошка» музыка Ан. Александрова. Рассматривание мягкой игрушки «Кошка».
Чтение песенки с игровыми действиями по тексту. Формировать представления о внешнем виде кошки, развивать речь, произносить звукоподражания. Воспитывать у детей заботу к животным.
Подвижная игра «Кот и воробьишки». Подвижная игра.
Учить детей бегать от кошки. Воспитывать у детей интерес к игре
Январь Потешка «Ты, собачка, не лай», «Бобик» музыка Т. Потапенко, слова Н. Найдёновой. .
Рассматривание мягкой игрушки «Собака». Чтение потешки, песенки с игровыми действиями по тексту. Формировать представления о внешнем виде собачки, развивать речь, произносить звукоподражания.
Воспитывать у детей заботу к животным.
Подвижная игра «Вот сидит наш пёс Барбос». Действия согласно тексту. Развивать двигательную активность, координацию у детей. Воспитывать интерес к игре.
«Дед Мороз» музыка А. Филиппенко сл. Т. Волгиной. Дети водят хоровод под песню. Учить детей водить хоровод, воспринимать ласковый радостный характер песни. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Февраль Сказка «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», рассматривание героев кукольного театра, чтение р. н. с. «Колобок», прослушивание песен из сказки. Показ кукольного театра. Способствовать возникновению простейших образно-выразительных умений (имитация характерных движений сказочных героев, развитию речи. Формировать познавательную активность путём приобщения детей к русскому народному творчеству.
Подвижная игра «Лиса и зайцы».Дети выполняют действия согласно тексту. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.
Русская народная игра «У медведя во бору».
Рассматривание игрушки «Медведь», прослушивание муз. композиции М Раухвергера «Мишка пришёл в гости». Дети выполняют действия согласно тексту. Развивать у детей двигательную активность. Увеличить словарный запас, учить сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, быстро реагировать на слова воспитателя. Способствовать сплочённости группы.
Март Русская народная потешка «Сорока-сорока».Рассматривание с детьми иллюстраций, беседа, разучивание потешки «Сорока-сорока». Побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки, развивать речевую активность детей. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая». Рассматривание картинки с изображением козы, обращая внимание на рожки. Чтение потешки с игровыми действиями по тексту.
Обучение детей узнавать козу на картинке, понимать содержание потешки.
Сказка «Волк и семеро козлят». Чтение и рассматривание книжных иллюстраций сказки. Показ кукольного театра «Волк и семеро козлят". Развивать интерес к театральной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия.
Апрель Музыкальная игра «Солнышко» слова и музыка Макшанцевой. Наблюдение за солнцем на прогулке. Прослушивание муз. произведения, действия по тексту. Развивать музыкальные способности детей через музыкальную, игровую, двигательную деятельность.
Закличка «Дождик».Фонограмма звучания дождя. Игра на металлофоне. Рисование пальчиками «Дождик». Прослушивание потешки.
Способствовать развитию познавательной активности детей, закрепить у детей представления о весенних явлениях, изменений в природе: идёт дождь или светит солнце.
Подвижная игра «Солнышко и дождик". Дети выполняют действия согласно тексту. Приучать ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Май Дет. Песенка «Жук» музыка В. Карасёвой слова Н. Френкель. Рассмотреть картинку с изображением жука. Прослушивание песенки «Жук». Формировать у детей представления о насекомых, их внешнем виде, на их способах передвижениях. Развивать звуковую культуру речи (звукоподражание).
Подвижная игра «Поймай бабочку».Дети ловят бабочку, привязанную на верёвочку. Упражнять детей в совместных играх с элементарными правилами.
Игра-забава «Прятки с платком». Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки. Достаёт большой платок и по очереди накрывает каждого ребёнка, называя его по имени. Учить детей искать своих товарищей, называть их по имени. Вызвать положительные эмоции.
3. Заключительный этап.
1. Развлечение "Как курочка и цыплята весну искали".
2.Оформление уголка "Фольклор в жизни малышей".
3. Презентация проекта на педагогическом совете для педагогов центра.
Результаты работы по проекту.
По результатам работы по проекту «Использование малых форм фольклора для активизации речевой активности у детей раннего возраста» произошла качественная динамика в речевом развитии детей нашей группы: активизировалась речевая деятельность, появился лепет, первые облегчённые слова, обогатился пассивный словарный запас. Дети с удовольствием играют в народные подвижные игры. С интересом слушают сказки, рассказы воспитателя. Получают положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение, прыгают, бегают, танцуют под ритм звучания потешек, детских песенок. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.
Таким образом, можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными формами дети овладевают первоначальными речевыми навыками, осваивают самостоятельную речевую деятельность, у них расширяются и углубляются навыки ориентирования в окружающем мире. В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Список используемой литературы.
1. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», 1957.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду», методическое пособие «Сфера», 2009. 3. Зуева Т. В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000. 4. Князева О. К., Махнёва Л. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство -Пресс. 2000.
5. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5 лет», У – Фактория, 2005. 6. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду», ТЧ «Сфера»,2009.
7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор».- М. : Просвещение. 1987. 8. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М. : Просвещение, 1987. 9. Селиванов Ф. М. «Хрестоматия по фольклору» - М. : Просвещение, 197 10. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду». - М. : Просвещение, 1999.
11. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста», Мозаика – Синтез, 2012.