Елена Клюева
Проект «Использование инновационных технологий для закрепления представлений о геометрических фигурах с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Использование инновационных технологий для закрепления и расширения представлений о геометрических фигурах с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
___
Вид проекта : познавательный.
Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели).
Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности с ЗПР, воспитатели группы, учитель-дефектолог.
Образовательные области:
• познавательное развитие,
• физическое развитие,
Публикация «Проект „Использование инновационных технологий для закрепления представлений о геометрических фигурах с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
• социально-коммуникативное,
• речевое развитие.
Цель проекта : применение интерактивных технологий в ООД по ФЭМП в целях закрепления и расширения представлений о геометрических фигурах.
Задачи проекта :
• Закрепление и расширение представлений о геометрических фигурах.
• Расширение, обогащение словаря и совершенствование связанной речи
• Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов;
• Способствовать пониманию, находить сходство и различия у геометрических фигур;
• Развитие у детей геометрической зоркости : умение анализировать сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, путем использования интерактивного пола и интерактивной панели.
• Познакомить с дидактическими играми, в основе которых лежит манипуляции с геометрическими фигурами;
• Формировать у детей интерес к ООД «Формирование элементарных математических представлений»;
Актуальность:
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.
У дошкольников с задержкой психического развития формирование геометрических представлений происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями.
По мнению Н. Г. Морозовой и А. А. Катаевой, снижение общей психической активности у детей с задержкой психического развития приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с задержкой психического развития, как правило, не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: они не удерживают взгляд на объектах, не рассматривают их. Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным.
Помощь, в решении всех вышеуказанных проблем. в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях ООД.
Предполагаемый результат :
В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности. Ознакомятся с интерактивными играми, путем использования интерактивного пола и интерактивной панели.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
1. Изучение литературы по выбранной тематике;
2. Работа с интерактивным оборудование (интерактивный пол, интерактивная панель) :
- изучение работы интерактивного оборудования,
- изучение наличия игр по выбранной тематике в интерактивном пособии "Умный пол";
- ознакомление и подбор игр, в интерактивно-развивающем пособии "Готовимся к школе" - "Цифры и счет", по выбранной тематике.
3. Работа с дидактическими играми:
- ознакомление с игрой " VAY TOY" - "форма, цвет, размер";
- создание игр "Геометрические жучки", "На что похоже?";
- создание картотек " игры с блоками Дьенеша", "Танграмм";
4. Консультативная работа:
- ознакомление воспитателей с игрой " VAY TOY" - "форма, цвет, размер";
- создание буклета для родителей "Игры на смартофоне".
Реализация проекта :
1 неделя:
Подгрупповая работа с детьми Работа с интерактивным полом:
- ООД " В мире геометрических фигур" ;
- подгрупповые игры с детьми "Какой формы?", "Знакомство с геометрическими фигурами""
Физическое развитие:
-разучивание физкультминуток (Приложение 2)
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми учителя-дефектолога Работа с интерактивной панелью:
- интерактивная игра "Форма" ; "Круги и овалы"; "Квадраты и прямоугольники"; "Разные многоугольники"(интерактивное развивающее пособие "Готовимся к школе" - "Цифры и счет")
Работа с дидактическими играми:
- игра "Геометрические жучки";
- игра Танграмм;
- "Волшебный мешочек"-геометрические фигуры.
Консультация для воспитателей учителем-дефектологом - рекомендации к игре " VAY TOY" - "форма, цвет, размер", просмотр видеоуроков https://vaytoy.ru/znakomimsya-s-geometricheskimi-figurami/
Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми, по рекомендациям учителя-дефектолога Работа с интерактивной панелью:
- закрепление знаний с помощью интерактивной игры "Форма" ; "Круги и овалы"; "Квадраты и прямоугольники"; "Разные многоугольники"(интерактивное развивающее пособие "Готовимся к школе" - "Цифры и счет")
Работа с дидактическими играми:
- игра "Геометрические жучки";
- подгрупповая игра в вечернее время " VAY TOY" - "форма, цвет, размер";
- игры с блоками Дьенеша;
Работа с семьями - индивидуальные консультации с родителями, по закреплению знаний о геометрических фигурах и цвете.
Изготовление дидактического материала учителем-дефектологом - "Геометрические жучки";
- "Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша"
2 неделя
Подгрупповая работа с детьми Работа с интерактивным полом:
- ООД " Геометрические фигуры";
- подгрупповые игры с детьми "Форма и цвет", "Форма и размер" ;
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми учителя-дефектолога Работа с интерактивной панелью:
- интерактивные игры "Похожая форма" ; "Цвет и форма" (интерактивное развивающее пособие "Готовимся к школе" - "Цифры и счет")
Работа с дидактическими играми:
- дидактическая игра "На что похоже?";
- использование пальчиковых игр "Геометрические фигуры";
- выложи фигуру из счетных палочек.
Консультация для воспитателей учителем-дефектологом - рекомендации по индивидуальной работе с детьми, для закрепления знаний о форме и цвете.
Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми, по рекомендациям учителя-дефектолога Работа с интерактивной панелью:
- закрепление знаний с помощью интерактивной игры "Похожая форма" ; "Цвет и форма" (интерактивное развивающее пособие "Готовимся к школе" - "Цифры и счет")
Работа с дидактическими играми:
- подгрупповая игра в вечернее время " VAY TOY" - "форма, цвет, размер";
Речевое развитие:
-отгадывание загадок о геометрических фигурах (Приложение 1);
-чтение и проигрывание "Геометрических сказок" (Приложение 3);
Работа с семьями - изготовление буклетов "Игры на смартофоне" (Приложение 4)
Изготовление дидактического материала учителем-дефектологом - "На что похоже?";
- картотека "Игры с Танграммом"
- "Геометрические жучки"
Заключительный:
Для изучения знаний сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на время проекта, мы использовали диагностику М. А. Васильевой. (Приложение 4). Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наиболее сложными были задания на сопоставление геометрической формы с предметом, трудности в дифференциации круга-овала, квадрата-прямоугольника. В результате полученных данных, в начале проекта преобладал низкий уровень сформированности знаний о геометрических фигурах, на конец проекта, стал преобладать средний уровень сформированности знаний о геометрических фигурах.
Описание результата:
В ходе реализации проекта удалось повысить уровень знаний старших дошкольников с ЗПР о геометрических фигурах, создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом использования интерактивного оборудования ДОУ. Интерактивные пособия для дошкольников - это стимул появления большего желания участвовать в ООД. Это возможность стимулировать даже самых пассивных дошкольников. Это один из способов добиться того, чтобы дети очень внимательно и с большим интересом следили за ходом занятий, старались отвечать как можно чаще.