Папки-передвижки

Проект «Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»

Бердова Ольга
Проект «Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»
▼ Скачать + Заказать документы

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Публикация «Проект „Исследуем окружающий мир вместе с Радугой“» размещена в разделах

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы

в познавательно - исследовательскую деятельность

«Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»

Проблема проекта : одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешно и благополучно познавать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта : Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

• формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;

• учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;

• учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;

• обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.

• развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;

• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта :

Тип проекта : долгосрочный (июнь - август)

Вид проекта : познавательно - исследовательский

Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Формы взаимодействия:

С детьми: продуктивная деятельность; игровая деятельность.

С родителями: консультации; мастер - классы.

С педагогами: мастер - классы; консультации.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

• У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

• Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.

• У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.

• У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.

• Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

• Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.

• Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе и на игровом участке по экспериментированию, наборы индивидуальные для продуктивной и игровой деятельности: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей). Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

• создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы, наборы гуашевых и акварельных красок);

• диагностика;

• определение целей и задач проекта.

• составление перспективного плана, разработка конспектов

Основной этап:

образовательная деятельность с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно - исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

Заключительный этап:

• диагностика (результативно-сравнительный анализ)

• защита проекта

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

• Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.

• Проведение педагогической диагностики на начало учебного года.

• Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

• Подбор опытов с описанием проведения.

• Организация предметно – пространственной среды.

Содержание деятельности:

Организация предметно – развивающей среды: Мини-лаборатория «Мы исследователи».

Работа с детьми: Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

Работа с родителями: Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проекта.

Мотивация: Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлений природы – радугой. Мы тоже с ребятами видели радугу, и нам очень понравилось на неё смотреть. Она такая красивая! Совсем недавно мы в группе говорили о лете, делились впечатлениями. И тут мы вспомнили про красавицу-радугу.

Очень много вопросов у нас появилось: «Что же такое радуга? Как она образуется? Почему радуга разноцветная? А всегда ли она одинаковая?». И тогда, мы с ребятами пришли к выводу провести самостоятельное исследование, решили, что радуга поможет нам узнать много нового и интересного о мире природы. Мы с удовольствием взялись за это, потому что исследовать – это наше любимое дело!

Содержание работы в процессе реализации проекта

ИЮНЬ

Этап Мероприятия Сроки реализации

«Подготовительный»

Определение темы и задачи проекта; актуальность проблемы; составление плана основного этапа проекта с 01.06.2022 по 03.06.2022

Подборка методической, детской художественной литературы

Подбор материалов, атрибутов для экспериментальной и игровой деятельности.

Рассматривание сюжетных картинок.

Наблюдения в природе за сезонными изменениями

Информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в проекте.

Основной этап:

Содержание Источник Дата проведения

Беседы

Беседа «Что такое радуга (введение в проект) Приложениие № 1

Беседа «Путешествие капельки» Приложениие № 1

Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Приложениие № 1

Восприятие художественной литературы:

- Чтение стихотворения «Радуга» С. Маршака

- Чтение сказки о радуге

- Чтение примет о радуге

- Чтение детских стихов про красный цвет

- Чтение детских стихов про оранжевый цвет

- Чтение оранжевой сказки

- Чтение детских стихов про желтый цвет

- Чтение желтой сказки

- Чтение зеленой сказки

- Чтение детских стихов про голубой цвет

- Чтение голубой сказки

- Загадывание загадок о цветах радуги Приложение № 2

Исследовательская деятельность

«Что такое радуга? Как она образуется?»

«Необычные радуги»

«Свойства воды!»

«Вода может менять цвет»

«Ходит капелька по кругу»

«Бумага, ее качества и свойства»

«Бумага для рисования»

«Смешиваем краски»

«Солнечные зайчики» Приложениие № 3

Дидактические игры:

«Найди цвета и назови их»

Сенсорная дидактическая игра «Гусенички»

«Здравствуйте – я Красный…»

«Здравствуйте – я Оранжевый …»

«Здравствуйте – я Желтый …»

«Здравствуйте – я Зеленый…»

«Здравствуйте – я Голубой …» Приложениие № 4

Рассматривание иллюстраций

Иллюстрации с изображение природного явления - радуги в природе. Приложениие № 4

Подвижные игры:

«Найди свой цвет»

«Найди себе пару»

«Кто быстрее» Картотека подвижных игр

Сюжетные игры:

«Прогулка в лес»

«Детский сад».

«Художники» Картотека сюжетных игр

Просмотр мультфильма

«Цветик – семицветик»

Игры – перевоплощения.

«Я – красный цвет (оранжевый, желтый, зеленый, голубой)». Картотека игр - театрализаций

Организованная деятельность:

Экскурсия по территории детского сада с целью наблюдений за изменениями происходящими в природе.

Составление рассказов о лете и летних природных явлениях по сюжетным картинкам.

Сбор природного материала для гербария и поделок.

Самостоятельно-художественная деятельность.

Аппликация.

• Коллективная аппликация «Радуга» (обрыванием)

«Косынка для лета» (разные техники)

Рисование.

• Коллективное рисование «Чудо птица» (нетрадиционные техники)

«Солнышко лучистое» (нетрадиционные техники)

«Лисичка» (используя трафарет)

«Дождик» (нетрадиционные техники)

«Берёза» (нетрадиционные техники)

Лепка.

«Овощи»

«Фрукты».

Взаимодействие с родителями:

Опрос для родителей «Роль семьи в формирование познавательного интереса у детей к окружающей природе» Приложение № 5

Почитайте детям:

- Чтение детских стихов про синий цвет

- Чтение синей сказки

- Чтение детских стихов про фиолетовый цвет

- Чтение фиолетовой сказки

Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома вместе с детьми».

Рекомендации для родителей «Играем дома вместе с детьми».

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Там, где клён шумит… Наблюдаем, исследуем, творим»Фотоотчет о тематической неделе «Там, где клён шумит… Наблюдаем, исследуем, творим» Фотоотчет тематической недели: «Там, где клён шумит…» (наблюдаем, исследуем, творим). Кажется, что все вокруг заскучали, все, но не весёлая.

Конспект прогулки «Наблюдение за радугой» в подготовительной группеКонспект прогулки «Наблюдение за радугой» в подготовительной группе Цели: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: - развивать у детей.

Конспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группеКонспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект наблюдения в средней группе. Месяц октябрь радовал нас кратковременными.

Конспект прогулки «Наблюдение за радугой» для детей 4–5 летКонспект прогулки «Наблюдение за радугой» для детей 4–5 лет Тема: «Наблюдение за радугой» Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; учить видеть и любоваться ее красотой. Виды деятельности:.

Наблюдение за радугой на прогулке в средней группеНаблюдение за радугой на прогулке в средней группе Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; учить видеть и любоваться ее красотой. Понаблюдайте за радугой. Какие цвета вы различаете.

Наблюдения с детьми на прогулке за радугойНаблюдения с детьми на прогулке за радугой Цели: - продолжать развивать у детей интерес к наблюдениям в природе; - знакомить детей с различными природными явлениями; - закреплять.

Опыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детей Цели: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - закрепление и обобщение знаний о различных свойствах бумаги;.

Проект «Главное-вместе!» Данный проект реализовывался во второй младшей группе. Руководитель проекта методист Власкина В. В., исполнители проекта воспитатели: Могутова.

Проект «Когда все вместе, то и душа на месте»Проект «Когда все вместе, то и душа на месте» Паспорт к проекту "Когда все вместе, то и душа на месте»Классификация проекта: По срокам реализации проект – среднесрочный По тематике.

Проект «Семейный клуб «Мы вместе» Описание проекта: Семейный клуб создан для оказания психолого – педагогической помощи родителям в воспитании детей и сплочении детско.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»
Опубликовано: 15 июня 2022 в 06:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»» (включая файлы) размещена пользователем Бердова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД