Бердова Ольга
Проект «Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Исследуем окружающий мир вместе с Радугой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Темочки
В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.
В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.
Проект «Исследуем окружающий мир» направлен на формирование навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта позволит дать детям возможность созидательно работать с разнообразным природным материалом, творчески проявлять себя при проведении различных опытов и экспериментов. В проекте взаимосвязаны многообразные досуговые и просветительские формы деятельности, одновременно представлены разнообразные формы и методы просветительской работы с родителями (законными представителями).
Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.
Проект по включению воспитанников старшей группы
в познавательно - исследовательскую деятельность
«Исследуем окружающий мир вместе с Радугой»
Проблема проекта : одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.
Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.
Актуальность:
Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешно и благополучно познавать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.
Цель проекта : Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
• формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
• учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
• учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
• обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
• развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
Общая характеристика проекта :
Тип проекта : долгосрочный (июнь - август)
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
С детьми: продуктивная деятельность; игровая деятельность.
С родителями: консультации; мастер - классы.
С педагогами: мастер - классы; консультации.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Предполагаемые результаты:
• У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
• У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
• У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
• Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
• Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
• Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.
Материалы и оборудование:
Оборудованный уголок в группе и на игровом участке по экспериментированию, наборы индивидуальные для продуктивной и игровой деятельности: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей). Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы, наборы гуашевых и акварельных красок);
• диагностика;
• определение целей и задач проекта.
• составление перспективного плана, разработка конспектов
Основной этап:
• образовательная деятельность с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно - исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
Заключительный этап:
• диагностика (результативно-сравнительный анализ)
• защита проекта
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Формы работы:
• Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
• Проведение педагогической диагностики на начало учебного года.
• Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
• Подбор опытов с описанием проведения.
• Организация предметно – пространственной среды.
Содержание деятельности:
Организация предметно – развивающей среды: Мини-лаборатория «Мы исследователи».
Работа с детьми: Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
Работа с родителями: Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проекта.
Мотивация: Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлений природы – радугой. Мы тоже с ребятами видели радугу, и нам очень понравилось на неё смотреть. Она такая красивая! Совсем недавно мы в группе говорили о лете, делились впечатлениями. И тут мы вспомнили про красавицу-радугу.
Очень много вопросов у нас появилось: «Что же такое радуга? Как она образуется? Почему радуга разноцветная? А всегда ли она одинаковая?». И тогда, мы с ребятами пришли к выводу провести самостоятельное исследование, решили, что радуга поможет нам узнать много нового и интересного о мире природы. Мы с удовольствием взялись за это, потому что исследовать – это наше любимое дело!
Содержание работы в процессе реализации проекта
ИЮНЬ
Этап Мероприятия Сроки реализации
«Подготовительный»
Определение темы и задачи проекта; актуальность проблемы; составление плана основного этапа проекта с 01.06.2022 по 03.06.2022
Подборка методической, детской художественной литературы
Подбор материалов, атрибутов для экспериментальной и игровой деятельности.
Рассматривание сюжетных картинок.
Наблюдения в природе за сезонными изменениями
Информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в проекте.
Основной этап:
Содержание Источник Дата проведения
Беседы
Беседа «Что такое радуга?» (введение в проект) Приложениие № 1
Беседа «Путешествие капельки» Приложениие № 1
Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Приложениие № 1
Восприятие художественной литературы:
- Чтение стихотворения «Радуга» С. Маршака
- Чтение сказки о радуге
- Чтение примет о радуге
- Чтение детских стихов про красный цвет
- Чтение детских стихов про оранжевый цвет
- Чтение оранжевой сказки
- Чтение детских стихов про желтый цвет
- Чтение желтой сказки
- Чтение зеленой сказки
- Чтение детских стихов про голубой цвет
- Чтение голубой сказки
- Загадывание загадок о цветах радуги Приложение № 2
Исследовательская деятельность
«Что такое радуга? Как она образуется?»
«Необычные радуги»
«Свойства воды!»
«Вода может менять цвет»
«Ходит капелька по кругу»
«Бумага, ее качества и свойства»
«Бумага для рисования»
«Смешиваем краски»
«Солнечные зайчики» Приложениие № 3
Дидактические игры:
«Найди цвета и назови их»
Сенсорная дидактическая игра «Гусенички»
«Здравствуйте – я Красный…»
«Здравствуйте – я Оранжевый …»
«Здравствуйте – я Желтый …»
«Здравствуйте – я Зеленый…»
«Здравствуйте – я Голубой …» Приложениие № 4
Рассматривание иллюстраций
Иллюстрации с изображение природного явления - радуги в природе. Приложениие № 4
Подвижные игры:
«Найди свой цвет»
«Найди себе пару»
«Кто быстрее» Картотека подвижных игр
Сюжетные игры:
«Прогулка в лес»
«Детский сад».
«Художники» Картотека сюжетных игр
Просмотр мультфильма
«Цветик – семицветик»
Игры – перевоплощения.
«Я – красный цвет (оранжевый, желтый, зеленый, голубой)». Картотека игр - театрализаций
Организованная деятельность:
Экскурсия по территории детского сада с целью наблюдений за изменениями происходящими в природе.
Составление рассказов о лете и летних природных явлениях по сюжетным картинкам.
Сбор природного материала для гербария и поделок.
Самостоятельно-художественная деятельность.
Аппликация.
• Коллективная аппликация «Радуга» (обрыванием)
•
• «Косынка для лета» (разные техники)
Рисование.
• Коллективное рисование «Чудо птица» (нетрадиционные техники)
•
• «Солнышко лучистое» (нетрадиционные техники)
•
• «Лисичка» (используя трафарет)
•
• «Дождик» (нетрадиционные техники)
•
• «Берёза» (нетрадиционные техники)
Лепка.
• «Овощи»
•
• «Фрукты».
Взаимодействие с родителями:
Опрос для родителей «Роль семьи в формирование познавательного интереса у детей к окружающей природе» Приложение № 5
Почитайте детям:
- Чтение детских стихов про синий цвет
- Чтение синей сказки
- Чтение детских стихов про фиолетовый цвет
- Чтение фиолетовой сказки
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома вместе с детьми».
Рекомендации для родителей «Играем дома вместе с детьми».
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)