Костик Жанна Витальевна
Проект «Хвойные деревья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ» в старшей группе
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что мы должны беречь и сохранять ее.
Тема проекта : ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
Цель проекта : повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Систематизировать и конкретизировать представления детей о хвойных деревьях родного края.
2. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
4. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Актуальность проблемы:
Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор – болезни. Их рост объясняется уничтожением экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Проблематика проекта :
В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают, как относиться к природе – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название проекта : «Хвойные деревья»
2. Автор проекта :Костик Жанна Витальевна 3. Вид проекта : групповой.
4. Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
5. Цель проекта : повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.
6. По составу участников: дети, родители, педагоги.
7. Место проведения:
8. Сроки проведения: долгосрочный. месяц.
9. Возраст детей: 5-6 лет.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 Этап: Информационно-технологический
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы.
• Подбор энциклопедий «Растительный мир».
• Подбор презентаций о природе.
• Оформление картотеки исследований и экспериментов;
• Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.
• Оформление дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
4. Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа».
2 Этап: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка»; рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»; А. Твардовский «Лес осенью»; В. Лескова «Лечебница под сосной»; А. Лопатина «Мудрость дерева». Чтение энциклопедий и познавательной литературы по теме проекта.
Проведение опытов и исследований:
Знакомимся с деревьями : «Для чего деревьям корни, ствол, кора»; «Какой высоты (ширины) дерево»; «Есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые»; «Есть ли у дерева детки»; «Есть ли у дерева семья?».
Изучаем крону: «Исследуй хвою»; «Тень дерева и ее движение»; «Исследование почек».
Изучаем кору и ствол: «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора?»; «Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи?» и др.
Изучаем корни: «Что держит дерево в земле?»; «Какие корни по длине? Выходят ли на поверхность, для чего они нужны?».
Изучаем плоды и семена: «Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».
Изучаем животных, птиц, связанных с деревом : «Кто посещает наше дерево? (птицы, насекомые, пауки)».
Изобразительная деятельность:
1. «Лесные друзья елочки», лепка.
Цель: продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.
2. «Елочка — колкая иголочка», рисование.
Цель: учить аккуратно, мазками в одном направлении рисовать силуэт елочки; придавать ей выразительность; развитие творческих способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. «Как узнать ель?»
Цель: рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.
2.«Какие бывают сосновые шишки?»
Цель: выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.
3. «Природа и человек»
Цель: расширить знания детей природе родного края; закрепить знания о взаимосвязи человека и природы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
4. «Как сохранить хвойный лес»
Цель: воспитывать у детей – дошкольников бережное отношение к хвойным деревьям.
5. «Обитатели хвойного леса»
Цель: продолжать пополнять знания об обитателей леса. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.
6. «Кто работает в лесу?»
Цель: привить интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и экологические чувства по отношению к ней, научить экологически грамотной деятельности и поведению личности в природном окружении.
7. «Как хвойные деревья помогают человеку?»
Цель: определить значение растений в жизни человека.
8. «Хвойные деревья родного края»
Цель: закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём.
Работа с родителями:
• консультация для родителей «Человек и природа»;
• изготовление презентаций «Хвойные деревья»;
• сочинение экологических сказок;
• изготовление поделок из шишек.
3 Этап: Результат проектной деятельности
Выставка «Поделки из шишек»;
Презентация альбома «Хвойные деревья»;
Выставка семейных экологических сказок;
Изготовление буклета «Берегите природу!»;
Защита проекта.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Сравнение сосны и ели»
Задачи: Ознакомление детей с хвойными деревьями, сравнение сосны и ели. Учить детей сравнивать и различать веточки сосны и ели, продолжать учить правильно, держать кисть и пользоваться красками; развивать речь, творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе, животным, дружеское отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: веточки и шишки сосны и ели, игрушка - медведь, корзинка, листы бумаги с нарисованными веточками, краска зелёного цвета, кисточки, баночки с водой, мольберт.
Воспитатель вносит игрушку медведя с корзиной.
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Мишка)
- Давайте с ним поздороваемся. Мишка живёт в лесу и радуется как хорошо у него, как много ёлок вокруг. Но недавно Мишка подслушал разговор птиц. Оказывается, среди ёлок есть ещё и сосны. И вот Мишка задумался и пришёл к нам за помощью, он хочет разобраться, где сосна, а где ель.
- Ребята, поможем Мишке разобраться? (Да)
- Мишка пришёл к нам с корзинкой. Ребята, давайте посмотрим, что у Мишки в корзинке?
- Ребята мишка сказал, чтобы посмотреть, нужно отгадать загадки.
1. Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …. (Ёлки) Воспитатель показывает ветку ели.
2. У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков, медведей. (Сосна) Воспитатель показывает веточку сосны.
- Молодцы ребята, хорошо отгадываете загадки. А теперь давайте рассмотрим веточки, а ты Мишка смотри, слушай и запоминай, чем отличается ель от сосны.
2. Практическая часть
- С какого дерева эта веточка? (С сосны).
- Почему вы решили, что с сосны? (У неё длинные иголки).
- А эта веточка, с какого дерева? (С ёлки).
- Почему вы так решили? (У неё короткие иголки).
- Чем отличаются веточки? (Длинной иголок). У ёлки они короткие, а у сосны длинные.
- Правильно. А ещё у ёлки они растут по отдельности, а у сосны парами.
- Чем похожи веточки? (Они зелёного цвета и с иголками).
- Правильно они зимой и летом одним цветом. Ребята, а вы знаете, что из еловых веточек изготавливают аскорбиновую кислоту (витамины, а сосна очень хорошо очищает воздух от бактерий, поэтому в сосновом бору очень легко дышится. Корой сосны зимой питаются лоси, сосна и ели идёт на изготовление бумаги и используется как строительный материал (доски). А ещё если растереть хвою и понюхать, то это поможет избавиться от насморка.
Воспитатель заглядывает в корзинку. Ребята, а в корзинке ещё и шишки есть. Посмотрите на них, и скажите, как вы думаете, какая сосновая, а какая еловая шишка.
- Почему? (ответы детей). У сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
- Мишка, всё запомнил? Теперь ты знаешь, что у ели иголки короткие, а у сосны длинные. Еловая шишка длинная и мягкая, а сосновая круглая и твёрдая.
- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем Мишке подарки.
3. Физкультурная минутка:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше, выше.
- Отдохнули, а теперь проходите к столу для рисования и занимайте свои места.
- Сейчас мы нарисуем еловые веточки для Мишки, чтобы он точно не забыл, как выглядит ёлка.
- У вас на столе лежат листы бумаги с нарисованной веточкой, а вы должны дорисовать хвою.
- Какой краской будете рисовать хвою? (Зелёной)
- А какие по длине должны быть иголки у ёлки? (Короткие)
- А сейчас, ребята, давайте приготовим наши пальчики к рисованию.
4. Пальчиковая гимнастика «Белка»
(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке,
Раздаё т она орешки: (разгибать пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому…
- Теперь ребята, пальчики наши готовы к рисованию. Приступайте к работе.
Дети выполняют работу.
5. Итог:
- Молодцы, какие хорошие веточки у вас получились.
Воспитатель проходит с Мишкой и смотрит на работы детей.
- Мишка, теперь ты знаешь, как отличить сосну от ёлки. У ёлки короткие иголки, а у сосны длинные. Ты её точно найдёшь в лесу.
- Ребята, Мишке очень понравилось у нас в гостях. Он узнал, как отличить сосну от ели, но ему пора возвращаться в лес. Давайте подарим Мишке наши рисунки и попрощаемся.