ЕЛЕНА ЖИРОВА
Проект по формированию знаний о процессе выращивания и производства хлебобулочных изделий «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб - всему голова».
Проблема. В ходе наблюдения за детьми во время приема пищи мы обратили внимание на то, что многие дети небрежно относятся к хлебу (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). В ходе беседы выяснилось, чтодети недостаточной степени имеют представления о хлебе (как его выращиваю, люди каких профессий заняты в выращивании и производстве хлеба, как он попадает к нам на стол, у детей нет представления о том, что за каждым маленьким кусочком хлеба лежит нелегкий человеческий труд. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Проект по формированию знаний о процессе выращивания и производства хлебобулочных изделий „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Актуальность: хлеб- это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Цель проекта :
Формировать у дошкольников знания о процессе выращивания,
обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта :
- Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный—ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста;
- воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека.
Вид проекта :долгосрочный, 9 месяцев
Тип:познавательный
Сроки реализации: октябрь – май.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, художественное развитие, речевое развитие.
Предполагаемый результат: знания детей о процессе выращивания хлеба, уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.
Продукт конечной деятельности: рисунки, аппликации, поделки детей. Собрана подборка художественной литературы о хлебе; созданы: альбом «люди и профессии при уборке хлеба»; мини музея хлеба в группе «Золотой колосок»; кулинарная книга «Рецепты наших бабушек». Собран гербарий.
План реализации проекта.
Октябрь
1. беседа «История появления хлеба».
Цель: Познакомить с историей возникновения хлеба.
Рассматривание картинок «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».
Цель: расширять кругозор.
2. чтение сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный».
Беседа по содержанию.
Цель: познакомить с художественным произведением; учить анализировать поступки героев.
3. Составление узоров и рисунков из круп.
Цель: развивать творчество, воображение.
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Цель: познакомить с народным творчеством; развитие речи, памяти.
Ноябрь
1. Беседа: «Как выращивают хлеб» с просмотром презентации.
Цель: Дать представление о том как выращивается хлеб.
Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).
Цель: дать представление о внешнем виде, строении пшеницы и ржи.
2. Рисование «Колосок».
Цель: учить детей передавать характерные особенности колоска; закрепить приемы рисования кистью.
3. Чтение сказки «Легкий хлеб».Беседа по содержанию.
Цель: познакомить с художественным произведением; учить анализировать поступки героев.
4. Дидактические игры: «Что где растет?», «Что сначала, что потом?»,.
Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба; развивать умение понимать причинно- следственные связи, связную речь.
Декабрь
1. Беседа «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?».
Цель: Дать представление о злаках и процессе изготовления хлеба.
Опытно – экспериментальная деятельность:превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Цель: познакомить детей с процессом приготовления муки.
2. Чтение художественной литературы В. Дацкевич «От зерна до каравая», беседа по содержанию.
Цель: познакомить с художественным произведением.
3. Беседа «Машины, облегчающие труд людей в поле».
Цель: познакомить детей с видами техники участвовавшей при выращивании хлеба.
Дидактическая игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Цель: развитие мышления, памяти, речи.
4. Аппликацияс элементами рисования «Как трактор в поле работал….».
Цель: закрепить приемы аккуратного наклеивания; приемы рисования кистью. Вызвать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.
Январь
1. Виртуальное путешествие «Берегите хлеба каждую крупицу».
Цель: формируем бережное отношение к труду хлеборобов, учить беречь хлебу.
2. Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли».
Цель: развитие музыкального слуха; положительного эмоционального фона. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
3. Беседа «Золотые руки» - о труде пекаря.
экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек.
Цель: дать представление о профессии пекарь и его труде.
4. Просмотр презентации «От зерна до каравая».
Цель: Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Февраль
1. Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».
Цель: закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки.
2. Чтение сказки «Колосок». Беседа по содержанию.
Цель: помочь понять содержание сказки, сопереживать героям; воспитывать интонационную выразительность речи.
3. Конструирование «Грузовая машина».
Цель: научить создавать объект (грузовая машина) из строительного материала в соответствии со схемой.
Дидактическая игра «Что сделано из муки?»
Цель: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
4. Дидактическая игра «Назови профессию».
Цель: расширять представление детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Март
1. Игра с мячом «Скажи, какой?».
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Раскрашивание картинок по теме.
Цель: закреплять умение аккуратно закрашивать изображение.
2. Коллективная аппликация «Хлебная корзина».
Цель: развивать чувство композиции. Закрепить умение аккуратно наклеивать детали.
3. Посадка семян пшеницы, ржи, овса.
Цель: познакомить детей с процессом выращивания.
Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок, ведение дневника наблюдения.
Цель: Учить детей замечать изменения и фиксировать их в дневник наблюдения.
4. Разучивание стихотворений о хлебе.
Цель: познакомить с народным творчеством; развитие речи, памяти.
П/ и: «Пахари и жнецы».
Цель: развитие воображения; творческих способностей, физическое развитие.
Апрель.
1. Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок, ведение дневника наблюдения.
Цель: Учить замечать изменения и фиксировать их в дневнике наблюдения.
Сюжетно-ролевая игра «Пекари».
Цель: развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умения объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.
2. Дидактическая игра «Какая техника необходима для выращивания хлеба».
Цель: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Цель: продолжать учить внимательно слушать произведение, вопросы по содержанию.
3. Папье-маше из яичных лотков «Хлебобулочные изделия».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной формой лепки; вызвать положительный эмоциональный отклик; учить радоваться результатом своего труда.
4. Разучивание стихотворения Ларисы Шишкиной «Колосок».
Цель: развивать память, речь; воспитывать любовь к художественной литературы.
Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок, ведение дневника наблюдения.
Цель: Учить замечать изменения и фиксировать их в дневнике наблюдения.
Май.
1. Составление рассказов по картинкам «От зерна до каравая».
Цель: Развитие связной речи, мышления, памяти.
2. рисование в нетрадиционной технике «Укрась рушник для каравая».
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования, развивать творческие способности, фантазии.
3. Высадка ростков злаковых в грунт на территории детского сада.
Цель: продолжать знакомить детей с условиями необходимыми для выращивания колосьев зерновых.
4. Итоговое занятие: совместная с детьми инсценировка сказки «Колосок».
Цель: дать положительный заряд эмоций, учить следить за ходом сюжета. Развитие самостоятельности; воспитывать чувство уверенности в себе.
Работа с родителями:
1. Анкетирование
2. Консультация для родитетелей «Расскажи детям о хлебе».
3. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
4. Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек»
5. Предложить родителям совместно с детьми исследовать колосья различных злаковых.
6. Консультация «»
7. Мастер- класс для родителей «Лепка из соленого теста».
8. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для инсценировки сказки «Колосок».
Папка – раскладка «Игры во время отдыха на природе».
Используемая литература:
1. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008.
3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
4. ФГОС ДО 273-Ф3 31.12.12.
5. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
8. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
10. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М. : Просвещение, 1990
Показатели
овладения знаниями в ходе реализации проекта «Хлеб – всему голова».
1. Имеют представление о процессе выращивания хлеба.
2. Имеют представление о том, для чего нужен хлеб.
3. Уровень знаний о труде хлебороба, комбайнера, тракториста.
4. Уровень понимания как важно беречь хлеб.