Ольга Синица
Краткосрочный проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель Синица О. Н.
Вид проекта : творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: две недели.
Актуальность проекта.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель:
• Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
• Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
• Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности.
• Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
• Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Подготовительная работа.
1. Подготовить материал для изобразительной деятельности, лепки, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
Вопросы:
-Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
-Что во главе стола стоит?
-Как люди выращивают хлеб?
-Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Гипотеза:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Предполагаемый результат:
1. Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
2. Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
3. У детей сформируется бережное отношение к хлебу.
Работа с родителями:
1. Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литератур.
2. Беседа с родителями
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3. Заключительный: подведение итогов
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
1. Беседа с родителями:
Проект – «Хлеб – всему голова» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы. Создать условия для реализации проекта
3. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей.
2 этап - основной
- ООД «Откуда хлеб пришел». Рассказать откуда берётся хлеб.
При помощи познавательной деятельности.
- Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия»
Учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка
- Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.
- Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок.
- Чтение украинской народной сказки «Колосок» Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу.
- Лепка из пластилина «Колосок»
- Практическая деятельность: выпечка булочек.
Учить работать с тестом, дать понятие алгоритма приготовления теста.
- Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе.
- Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря.
- С\Р\ игры: «Магазин булочная», «Семья», «Пекарня». Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Откуда хлеб пришел?», «Что из чего»… Развитие наблюдательности, закрепление умения определять и различать характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина.
Анализ результатов:
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Мы с детьми на славу потрудились.
Испекли настоящие булочки, которые попробовали дети, оценив их на вкус, запах и цвет.
Лепили из пластилина «Колоски».
Создали вместе с родителями лепбук на тему нашего проекта.
Много читали, учили стихи, пословицы и поговорки о хлебе. За время проекта дети узнали много нового о том, какой нелегкий путь проходит хлеб до нашего стола. Дети стали более уважительно относиться к хлебу.
Приложение 1
Итоговое занятие
«Умение и труд, дивные всходы дают»
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления и выращивания хлеба.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки, необходимые для театрализованной деятельности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.
Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, злаковые культуры, мельница, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.
Оборудование:
а) для педагога: презентация, компьютерно-техническое оснащение, черный и белый хлеб, мука, пшено и пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;
б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки; 2 мешка, элементы костюмов мышат и петушка; метла, молотилка, ветряная мельница (имитация).
План занятия:
1. Вступительная часть с презентацией.
2. Физкультминутка.
3. Изготовление печенья.
4. Загадка по сказке «Колосок».
5. Инсценировка импровизация сказки «Колосок».
6. Рефлексия.
Предшествующая работа:
Чтение украинской народной сказки «Колосок», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
(Звучит музыка к вступлению)
На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).
- Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?
Дети: О хлебе!
Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?
Дети: Хлебороб!
Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?
Дети: Хлеб у вас черный и белый!
Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?
Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).
Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?
Дети: Нет! Из пшеницы его делают.
Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?
Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!
Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница – это злаковые культуры или просто злаки.
Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку. А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.
Дети: Печенье! Булочки! Хлеб. (музыку остановить)
Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?
Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?
Дети: Печенье! Мы хотим печенье!
Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу.
Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.
(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).
Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?
Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).
Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и отнесем печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).
Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат. Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).
Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.
- А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать.