Леонович Любовь
Долгосрочный проект в старшей разновозрастной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
в старшей разновозрастной группе
тема:
"Хлеб-всему голова"
Руководитель: Леонович Любовь Данатаровна
Дети.
План реализации проекта «Хлеб всему голова»
Цель: Формировать представления детей о разнообразии зерновых культур и способах их выращивания;
Публикация «Долгосрочный проект в старшей разновозрастной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Задачи: Учить делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способах ухода за ними в процессе
трудовой деятельности;
Привлекать к посеву семян в уголке природы и экспериментальном участке;
Накапливать у детей опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям;
Воспитывать уважение к труду и бережливое отношение к хлебу.
месяц Мероприятие Программные задачи Словарная работа
январь 1. Беседа «Как выращивают хлеб»
Дать детям представление о труде хлебороба; познакомить с особенностями выращивания зерновых растений. хлебороб, комбайнер, косилка,
2. Посев зерен пшеницы в емкости Воспитывать заботливое отношение к рассаде. проростки, корешки, рассада
февраль 3. Наблюдение за ростом пшеницы Развивать у детей наблюдательность, отмечать необходимость полива растений. полив, влажность, сухость.
4. Занятие «Путешествие колоска» учить детей различать растение по характерным признакам; познакомить с современной технологией изготовления хлеба и как его изготовляли в давние времена. нива, сноп, жатва, серп, мельница, плуг, борона.
5. Чтение В. Ф, Одоевский сказка «Мороз Иванович» Через сказку познакомить детей с одним из видов посева зерновых культур озимые, снежная перина, трава в силу не вошла
март 6. Игра-драматизация р. н. сказки «Колобок» Расширять знание детей о том, как хранили урожай зерновых, закреплять знания детей о том, как изготовляли хлеб раньше амбар, сусеки, поскреби, в масле пряжен.
7. Рассматривание картины И. И. Шишкин «Рожь» Уточнить представление детей о ниве, продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине. нива, колосятся хлеба.
8. Прореживание рассады. Учить детей заботиться о рассаде.
апрель 9. Разучивание пословиц и поговорок о хлебе. Расширять кругозор о жанровых особенностях, назначении пословиц; учить осмысливать значение пословиц.
10. Наблюдение за ростом рассады (один и много) Учить детей сравнивать и анализировать состояние рассады, выращенной в разных условиях; закреплять у детей интерес к экспериментальной деятельности.
май 11. Посев зерновых в открытый грунт на экспериментальном участке для кормления птиц в зимний период Прививать у детей любовь к труду, учить заботиться о птицах. борозда, боронование, посев.
июнь 12. Рассматривание картины А. А. Пластов «Ужин трактористов». Прививать уважение к труду рабочих по выращиванию хлеба. бидон, краюха хлеба, вспаханное поле, пашня.
июль 13. Целевая прогулка на хлебное поле. Закрепить представление детей о работе хлеборобов. (С опорой на впечатления, полученные на целевых прогулках на экспериментальном участке.)
июнь – август 14. Наблюдение за ростом зерновых на экспериментальном участке огорода. Учить детей распознавать злаковые растения по характерным особенностям. Поддерживать у детей интерес и наблюдательность. прополка
15. Чтение М. Конопницкая «О гномах и сиротке Марысе» Закреплять у детей знания о последовательности выращивания хлеба, какие орудия труда были необходимы хлеборобу. мотыга, плуг, пшеница, рожь.
16. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. познакомить детей с произведениями русского фольклора о хлебе, развивать у детей память. серп, жито.
сентябрь 17. Занятие «Рассматривание злаковых растений» Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают черный и белый хлеб. Вспомнить, как можно распознавать эти растения по их характерным особенностям
18. Сбор колосков Учить детей заботиться о птицах. колос, зерно, пшеница, усики.
19. Настольный театр укр. нар. Сказка «Колосок» Вызвать интерес у детей к показу сказки. ; закрепить последовательность превращения колоска в пирожок
октябрь 20. Развлечение «Русские купцы» Познакомить детей с русскими народными сластями и кулинарными изделиями. Учить различать название и способы изготовления.
Воспитывать любовь к народному языку. Формировать познавательную активность. Создавать у детей радостное настроение.
пряники печатные, форма, печать, заготовка, выстойка теста.
октябрь 21. Составление алгоритма «Рост злаков» развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, продолжать учить детей составлять алгоритм. алгоритм.
Ожидаемый результат:
• Вырастили зерно для птиц;
• Знают и умеют различить 3 вида злаков: пшеница, овес, ячмень;
• Знают процесс превращения зерно – мука – хлеб;
• Умеют составлять алгоритм выращивания зерна.
Беседа
«Как выращивают хлеб»
Цель: Уточнить и обобщить представление
детей о труде хлеборобов.
Программное содержание:
Уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
Словарная работа:
Комбайны, трактора, сеялки; пашут, боронят; талая вода, зерно, всхожесть, механизаторы, удобрение, хлеборобы, всходы, побеги, жатва, озимые, снопы, серпы.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)
Рассказ воспитателя:
- Только что убрали комбайны хлеб, на полях уже появились трактора. Пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе! На дворе-то осень! А затем, видно, пашут, затем боронят, чтобы земля под снегом была мягкая, рыхлая, чтобы набрала она на зиму и весну, как можно больше талой воды.
Лежит земля под снегом, ждет весны, тепла, ждет зерен.
А колхозники зерно уже к посеву готовят: проветривают, просушивают, на всхожесть проверяют.
Механизаторы технику ремонтируют и обновляют: трактора, сеялки, комбайны.
И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора (показываю картину). Перепахали землю. Умные машины внесли удобрение, засеяли поле зерном. Стали хлеборобы первых всходов дожидаться.
Проклюнулись всходы тоненькими нежными травинками. Как уберечь эти росточки от неожиданных заморозков или внезапной жары, от ливней и ветров, от вредных насекомых и болезней? Пока хлеб растет – ни секунды нет свободной у хлеборобов!
А начнет созревать хлеб – новые заботы : не сломались бы побеги, не полегли бы от ветров и бурь, не осыпалось бы зерно, не начало бы гнить! Послушайте, как говорится об этом в стихотворении:
Ты расти, расти травинка,
Наливайся сладким соком.
Подымайся надо мною
Спелым колосом высоким!.
(Я. Дягутите)
И вот пришло время жатвы. Жатва – это труд с утра до позднего вечера. Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такими трудностями!
Жатва – это праздник! Вот почему спешат на приемные пункты машины.
Как убирают хлеб? (рассказы детей по опорным картинкам)
Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачивают хлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы, зерно поступает на приемные пункты.
Интересно выглядит поле с озимыми. Кругом все вянет, желтеет, засыхает, а поле со всходами стоит в яркой зелени. Об этом прекрасно сказал замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев:
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
(Осенью)
Вот тебе и осень! Заставляет и пахать, и боронить, и сеять, и всходов дожидаться. (Показать картинку, иллюстрацию.)
- Осень, рыженькая осень!
Почему ты в платье старом?
- Как же быть ему не старым,
Ведь я хлеб в нем убирала,
В крепкие снопы вязала,
И пахала,
И косила.
(Я. Райнис. Осень)
- «В крепкие снопы вязала». Почему так сказано в стихотворении?
Раньше, когда не было техники, рожь и пшеницу жали вручную серпами и вязали в снопы. (Иллюстрация сказки «Царевна-лягушка») это была очень трудная работа.
- богатая у нас страна, дети! богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им слава! А вы, дошкольники, должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеберобов.