ЕкатеринаМалыгина
Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Республика Бурятия
Администрация муниципального образования «Муйский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад “Березка” общеразвивающего вида
Проект
Подготовила : Малыгина Е Э
2023г
Вид проекта : информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : 1 неделя – 23.10.2023г – 29.10.2023г.
Цель проекта : сформировать у детей знания о значении хлеба в жизни человека. Закрепить представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, которые способствуют представлению о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Задачи проекта : уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку; показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Актуальность проекта : Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих. Хлеб — один из немногих продуктов, которые люди едят каждый день на разных уголках планеты. Мы настолько привыкли к этому угощению, что относимся к нему как к чему-то обычному и даже обыденному, а ведь он «всему голова»! Вместе с детьми подготовительной группы мы решили проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
- Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, презентации, злаковые растения, крупы, мука.
- Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, стихи.
- воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Взаимодействие с родителями:
- Подбор книг, иллюстраций.
- Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
- Совместно с родителями испечь свой хлеб.
- Рекомендации родителям по закреплению темы «Откуда хлеб пришёл?», консультация «Расскажите детям о хлебе!»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о хлебе.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор и анализ необходимой литературы, информации с Интернет-ресурсов по теме проекта.
II этап – основной этап (практический)
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
III этап – заключительный.
Выставка детских рисунков «Плюшки-ватрушки». Мини-выставка «Хлеб-всему голова». Пополнение детьми хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевых игр в группе и в русской избе.
I этап – подготовительный.
В работе с детьми использую модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
2. Что мы хотим узнать?
3. Как нам найти ответ?
1. Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен на мельнице. Хлеб пекут в пекарне. Хлеб продается в магазине. Хлеб бывает белый, черный.
2. Как появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше время? Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? Как сделать тесто? Что можно сделать из муки еще? Почему говорят: Хлеб всему голова.
3. Сходить на экскурсию в пекарню. Спросить у родителей. Спросить у воспитателя. Провести опыт, испечь хлеб самостоятельно. Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей представления о ценности хлеба;
- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
II этап – основной этап (практический)
Дата Работа с детьми Цель Работа с родителями
23. 10.2023г – понедельник Ситуативный разговор: «Что вы знаете о хлебе и что бы хотели узнать о нём ещё?»
НОД познавательное развитие. «Хлеб- всему голова»
НОД художественно-эстетическое развитие. Рисование «Пшеничное поле»
Рассматривание картины «Хлеборобы»
Пальчиковая игра «Колосок»
Д/и «Что сделано из муки?»
Сюжетно – ролевая игра «Пекарня»
Чтение произведения «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке». Цель: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в Росси
Ц: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
Развивать мелкую моторику рук, речь, память
Ц: развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре друг с другом как с равным игровым партнёром; вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры.
Ц: познакомить с новым произведением, развивать память и речь. Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение Озвучивание темы и задач проекта
24.10.2023г- вторник Беседа «Берегите хлеб»
Рассмотреть иллюстрации к
Украинской народной сказке «Колосок».
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (как вырастить хлеб)
П/ игра: «Собери калачи»
Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел на стол»
Уточнить и закрепить представления детей о происхождении хлеба, его ценности, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ц: попросить детей придумать сказку по картинкам. Развивать воображение детей
Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить загадки и поговорки о хлебе
25.10.2023г – среда Беседа: «Как мука получается»
Подвижная игра –эстафета «Кто скорее отвезет зерно на элеватор»
Чтение произведения: «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».
Чтение сказки «Колосок»
Просмотр мультфильма «Колосок»
Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы.
- учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание.
Цель: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение.
Ц: определить с детьми чем их сказки отчаются от оригинала.
Закрепить представления детей о том, как получается хлеб, пирожки и т. д. Учить оценивать поступки персонажей, высказывать свое мнение. Консультация для родителей на тему: «Воспитание бережного отношения к хлебу»
26.10.2023г - четверг Беседа с детьми «Из чего пекут хлеб?»
Д/ и Разрезные картинки: «Хлебобулочные изделия»
Старинная игра «Пирог»
Внести пальчиковый театр «Колосок».
Подготовка к С/Р игре «Пашня». Цель: формировать умение зрительно делить изображение на части, составлять картинку из частей, пользоваться.
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе
Цель -углубление представлений о работе по уборке злаковых, учить использовать в игре предметы заместители, подбирать игровой материал.
Ц: предложить детям обыграть знакомую сказку Разучивание скороговорки: «Пекарь Петр и Пекарь Павел пекли пироги в печи.
27.10.2023г – пятница Беседа: «Откуда хлеб пришел на стол»
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт колосья»
НОД. Речевое развитие. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
Д/и «Что из какой муки испекли»
Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники, картин «Посев», «Уборка»
Ц: уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность. Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок
Цель. Знакомство детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения.
Цель: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делаю
Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса) Принести формочки и украшения для поделок из соленого теста.
III этап – заключительный
1. Мини выставка «Хлеб – всему голова».
2. Выставка рисунков «Плюшки-ватрушки»
3. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Анализ результатов проведенной работы, практическая значимость
В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Я старалась прививать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели знания, уточнили и углубили представления о хлебе. Дети стали бережнее относиться к хлебобулочной продукции. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Слава миру на земле.
Слава хлебу на столе
Вот он-хлебушко душистый.
Вот он-теплый золотистый
В каждый дом, на каждый стол.
Он пожаловал-пришел!
Фотоотчет по проекту
Мини выставка
Выставка рисунков «Плюшки-ватрушки»
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Работа с родителями
Приложение
Карточки - задания для изготовления хлебобулочных изделий :
1. Завиток.
Тесто скатать жгутом и завернуть жгут с обоих сторон в завиток
2. Батон.
Вылепить маленькую вытянутую булку, стекой нанести три поперечных ложбинок.
3. Плюшка.
Тесто скатать жгутом, начиная с одного конца, свернуть плюшкой.
4. Круассан.
Из теста, раскатанного ровным слоем, вырезать стекой. начиная с одного конца, закатать в рулетик.
5. Печенье.
Из теста, раскатанного ровным слоем, вырезать. Формочками разные печенья.
Зубочисткой, сделать на них разные рельефы.
Дидактические игры
«Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
«Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
«Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
Беседа. Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Словарная работа: хлеборобы, зябь, озимые, пахота, сев, борона, плуг, жатва, пекарь, мельник, мельница, элеватор.
Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: о хлебе.
Воспитатель: правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.
- Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Хлеб бывает черный и белый.
Воспитатель: да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.
Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?
Дети: вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.
Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.
Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.
А кто пашет землю?
Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.
Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?
Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.
Воспитатель: посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?
Дети: Сеялка.
Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?
Дети: Комбайн
Воспитатель: как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.
Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.
А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?
Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.
Воспитатель: на мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница — это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?
Дети: В пекарню и магазины.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины.
Послушайте, как это делается:
«Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции».
Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их.
Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз вдень, а он не приедается.
Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб.
Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери.
Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки.
О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство», «Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери», «Хлеб – наша ценность, им не сори!».