Надежда Тушкова
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 п. Бреды»
Образовательный проект
по теме
«Хлеб – всему голова»
Разработчик проекта воспитатель :
Тушкова Надежда Михайловна
2021
«Кусок хорошо выпеченного хлеба есть
одна из величественных достижений
человеческого ума»
К. А. Тимирязев
Введение.
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб - главным богатством. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь.
Хлеб – это символ благополучия и достатка. В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ежедневной пищей. После беседы с детьми, я поняла, что большинство детей даже не имеют представления о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Научить детей определять весь долгий путь, который он проходит, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им.
Я хочу воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.
Я считаю, что участие детей в проекте «Хлеб – наше богатство» позволит ребятам максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, закрепят знания о ценности хлеба. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
В поле, в доме, в державе!
Тема проекта : «Хлеб – всему голова»
Разработчик проекта : воспитатель подготовительной группы Тушкова Н. М.
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Участники проекта : дети подготовительной группы
Взаимодействие социальными партнёрами - родители.
Срок проекта : краткосрочный с 20 сентября по 24 сентября 2021 год
Актуальность проекта :
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для человека. И чтобы вырастить хлеб, необходимо приложить много сил и труда. Поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание в работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель проекта : сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи:
Образовательные:
1. Изучить историю возникновения хлеба. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку.
2. Познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
3. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека и его изготовлении.
Развивающие:
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
2. Развивать, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
3. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
4. Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Проблема: К сожалению, многие дети не знают о труде людей,
как добывают хлеб, и относятся к хлебу не уважительно, бросают его, крошат, играют с хлебом.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Планируемый результат:
Дети должны иметь представление об особенностях выращивания зерновых растений; находить признаки сходства и отличия зерновых культур.
Знать, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди, каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают муку.
Научить, проявлять познавательные способности, демонстрировать предпосылки исследовательской, поисковой деятельности.
Пополнение и активизация словарного запаса, совершенствовать мелкую моторику рук.
Ожидаемый результат:
1. Сформировать у детей представления о ценности хлеба.
2. Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
3. Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап: Организационно-подготовительный.
2. Основной этап. Внедренческий. Реализация проекта (работа по плану)
3. Заключительный этап. Обобщающий (итоговое мероприятие)
План реализации проекта
I этап – Подготовительный
На подготовительном этапе подобрала художественно-иллюстративный материал. К сбору материала подключила детей и их родителей.
Разработала конспекты занятий и бесед, создала презентацию на тему «Как хлеб на стол попал»
№ Образовательная область
Содержание дела Сроки и место реализации
Ответственные
1 Познавательное развитие, развитие речи
Домашнее задание и рассказы детей о хлебе, подбор иллюстраций, стихов, пословиц и поговорок
Сентябрь
дети, родители
2 Развитие речи Чтение сказок и рассказов о хлебе
Паустовский «Горячий
хлеб» ,белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб» сентябрь Родители,
воспитатель
3 Развитие речи Беседа «Какой хлеб больше всего люблю?» сентябрь воспитатель
II этап – Основной реализации проекта.
№ виды деятельности творческая деятельность совместно с детьми сроки выполнения
1 Речевое развитие Беседа на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»- расширять представление о труде людей разных профессий. Пословицы о труде. Размышление детей «Как выбрать себе профессию» Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся – наши родители»
Презентация «Трудная работа хлебороба»
20 сентября
2. Познавательное развитие Тема «О тех, кто хлеб растит» - закрепить названий профессий, выращивающих хлеб.
Беседа фермер Карнаухов Виталий Сергеевич о труде хлебороба.
Музейный работник Оленникова А. Э. рассказала о «Первоцелинников».
Исследовательская деятельность:
Опытно -экспериментальная деятельность:
проращивание пшеницы и наблюдение за первыми всходами
21 сентября
22 сентября
3 Социально – коммуникативное развитие Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» и рассказов о хлебе Паустовский «Теплый хлеб»
22 сентября
4 Художественно - эстетическое развитие Лего - конструирование на тему «Мельница»
Рисование на тему «Комбайн»
Аппликация колосья пшеницы.
Лепка «Сельскохозяйственная техника».
Лепка из соленного теста хлебобулочные изделия для магазина.
23 сентября
5 Физическое развитие Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть»
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Физминутка «Посевная», «Трактора».
Подвижные игра «Кто что делает?» 23 сентября
6 Взаимодействие социальными партнёрами родителями Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам.
Выпечка хлеба дома, замешивание теста помощь мамам. (домашние задание) течение всего проекта
7 Взаимодействие с детьми Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню.
Что нового и интересного узнали о хлебе? Почему хлеб нужно беречь? Что больше всего запомнилось о выращивании хлеба? 24 сентября
III – Заключительный этап.
Презентация проекта.
Итоговое мероприятие: Мероприятие детей, чаепитие с хлебобулочными изделиями, сделанными руками детей.
Реализация проекта «Хлеб - всему голова»
Вопросы к детям по проекту :
1. Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
2. Как люди выращивают хлеб?
3. Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
4. Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен.
Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный.
Мама дома печет хлеб в хлеба печке.
Что мы хотим узнать? Когда появился хлеб?
Как раньше выращивали хлеб?
Как выращивают хлеб в наше время?
Какие машины помогают людям выращивать?
Как сделать тесто?
Что можно сделать из муки еще?
Почему говорят: Хлеб- всему голова.
Смогли бы вы прожить без хлеба?
Какие пословицы, стихи, песни знаете о хлебе?
Как нам найти ответ? Спросить у родителей.
Спросить у воспитателя.
Пригласить в гости фермера -
Карнаухова Виталий Сергеевича.
Оленникова Анна Эдуардовна - музей
Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете.
Перед началом проекта с детьми провела мониторинг он показал, что у детей низкий уровень знаний детей об этапах выращивания хлеба, о труде хлеборобов. И я поставила задачу решить проблему: «Как можно узнать больше о хлебе, о его выращивании и как он попадает к нам на стол?» Определить, как и откуда хлеб появляется у детей на столах.
Работа с детьми по плану проекта.
Таким образом, проведённая работа, помогла расширить представлений детей о хлебе. Дети узнали последовательность выращивания и уборки хлеба, познакомились с профессиями людей, занимающимися посадкой, уборкой, выпеканием хлеба. Фермер Карнаухов Виталий Сергеевич рассказал какой тяжёлый труд хлебороба, о профессии комбайнер. Оленникова Анна Эдуардовна познакомила детей с первоцелинниками. Была подготовлена презентация «Трудная работа хлебороба», в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий. Разработала конспекты занятий и бесед, прочитали сказки А. Ремизова «Хлебный голос» и рассказов о хлебе Паустовский «Теплый хлеб». В результате работы над проектом дети узнали : как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях. Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Создали кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам» Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей. В словаре у детей появились такие новые слова, как: «Пахарь», «Мельник», «Комбайн», «Комбайнёр». Дети осознали, что хлеб проходит длинный путь, прежде чем придёт на наш стол. Они стали бережнее относится к хлебу.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Результат работы по проекту :
Сформировала у детей, что хлеб – самый важный продукт на нашем столе, к нему необходимо бережно относиться, так как это результат труда очень многих людей. У детей обогатились знания о выпечке хлебобулочных изделий, они усвоили, что труд хлеборобов очень важен и труден. Уточнили и углубили представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека. Я считаю, что проект удался, оправдал мои ожидания, вызвал положительные эмоции у детей, родителей, и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, дети узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность детей и родителей.
Перспектива на будущее:
В будущем планирую продолжать работу, чтобы дети продолжали беречь и ценить хлеб. Воспитывать интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
Теоретическая основа проекта.
Список используемой литературы:
1. Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Веракса)
2. Лего – конструирование в детском саду. Е. В. Фомина
3. «Наш дом – Южный Урал» Бабунова С. Н.
4. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина
5. «Конструирование из строительного материала» Л. В. Куцакова
6. Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2013 г,
7. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. стр. – 80.
8. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2016г.
9. Наглядно – дидактические пособия «Откуда что берётся» Э. Емельянова-Мозаика – Синтез, 2017г
10. https://www.maam.ru
11. https://yandex.ru/?clid
12. kssovushka.ru›Журнал›…-igra-puteshestvie-hleb…