Юлия Савченко
Проект «Город для Незнайки и его друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по формированию элементарных математических представлений
«Город для Незнайки и его друзей» Слайд 1
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнять её до конца.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста,
педагоги, специалисты,
родители воспитанников. Слайд 2
Тип проекта : исследовательско - творческий
Срок реализации: 2 недели
Слайд 3
Публикация «Проект „Город для Незнайки и его друзей“» размещена в разделах
Цель проекта : Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10; разнообразных линиях.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры, формировать умение трудиться в коллективе, группах.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Планируемый результат:
Научить детей применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
-планировать свою деятельность,
- разбиваться на группы,
-выполнить задание аккуратно, до конца,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Возможные последствия реализации проекта :
При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях. Применяя их в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.
Слайд 4
Работа над проектом началась с подготовки методического обеспечения: Образовательная программа дошкольного образования, Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка». Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», З. А. Михайлова, «Развивающие игры для малышей» А. С. Галанов.
Были подобраны дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания. Собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания, весь этот материал собран в одну папку. Слайд 5
Созданы папки: «Живые геометрические фигуры»
«Построй по образцу»
«Построй по схеме»
Слайд 6
В родительском уголке размещена информация о проекте (проблема, цели, задачи, памятки по формированию элементарных математических понятий, рекомендации «Дидактические игры дома», «Учимся, играя дома», дидактическая игра «Математический домик»
В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Слайд 7
Создана развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. Изготовлены: Числовая дорожка в виде гусеницы, «Модели геометрических фигур», дидактические игры «Составь предмет из геометрических фигур», «Геометрические фигуры вокруг нас», «Цветные резиночки», игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического характера, настольные игры: «Геометрическое лото», «Мозаика». В книжный уголок поместила книги для просмотра и чтения, детские журналы.
Слайд 8
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский, практический и заключительный (обобщающий).
Слайд 9
Подготовительный этап.
Проводить беседы, занятия по теме.
Через ФЭМП продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами и телами, учить их давать описание, знакомить с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения.
Слайд 10
Просмотрены учебные фильмы «Геометрические фигуры плоские и объемные»
Слайд 11
Подготовлена и проведена презентация «Жилье народов мира и геометрические фигуры»
Дети с удивлением обнаружили, что некоторые дома имеют форму геометрических фигур.
Народы Севера дома строят из снега, в виде шара, называются они иглу
Дома индейцев, вигвам, напоминает конус
Фасад избы похож на пятиугольник
Чум, жилище оленеводов, построен в виде призмы
слайд 12, 13
Подготовлена и проведена презентация «Использование геометрических фигур и линий в строительстве и архитектуре»
Основание любого современного дома имеет вид прямоугольного параллелепипеда. Но люди, для того чтобы украсить жизнь и сделать мир вокруг красивее придумали науку- архитектуру. Архитекторы- это те же строители, но ещё они могут всё сделать красиво. Для этого они используют геометрические фигуры. Это кованные заборы и колонны, перила мостов и лестниц, арки, купола, и многое другое.
слайд 14
Проведена экскурсия «Дома нашего города» (заочная)
слайд 15
Наиболее интересным для детей оказалось здание администрации нашего города, поэтому дети выразили желание нарисовать его.
Планировалась экскурсия в библиотеку, где нам был предложена интересная беседа и презентация «Геометрические фигуры вокруг нас»
слайд 16
Из бросового материала сделали макет города
слайд 17
Через физическое воспитание закреплять в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.
слайд 18
Через развитие речи составлять описательные рассказы (по схеме, сочинять сказки.
Через ознакомление с художественной литературой знакомить с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др., разучивание физ. минуток, песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания.
фигур слайд 19
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов из геометрических фигур, лепку (лепили объемные геометрические фигуры, аппликацию
Проводили наблюдения, исследования во время прогулки, рисование палочками на снегу.
Закрепление знаний детей через разнообразную игровую (пальчиковые, подвижные, дидактические, игры-инсценировки, театральные, сюжетно-ролевые, продуктивную деятельности.
Привлекать родителей к участию в проекте.
Привлечение узких специалистов.
Слайд 20
Занятие у психолога, физкультурное занятие.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту провести с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснить их представления о них.
1. Как называется геометрическая фигура?
2. Описание геометрической фигуры.
3. На что они похожи?
4. Где встречается в окружающей действительности?
слайд 21
Исследовательский этап.
Выбрать геометрическую фигуру. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют геометрические фигуры; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности; лепят из пластилина.
Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки, аппликации, родители приносят интересные фотографии, иллюстрации с видами домов разной архитектуры.
слайд 22
В ходе проводимой работы по формированию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линиях, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.
План-график проекта :
Вид деятельности Задачи Методы и приемы
ФЭМП Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Познавательное развитие Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с худ. литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физ. воспитание Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изо-деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Продуктивная деятельность Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. Коллажи
Фризы
Альбомы детской деятельности
Поделки
Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Создание мини-музея «Круга и шара» Познакомить детей с музеем, экспонатами.
Совместно с детьми и родителями создать мини-музей. Сбор экспонатов, подбор дидактических и подвижных игр, художественных произведений. Составление с детьми коллажей, фризов, сочинение и оформление сказок.
Слайд 23
Реализация проекта началась с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила выявить проблему.
Получено письмо от Незнайки с просьбой построить город для него и его друзей. Ураган разрушил Цветочный город (прислали фото)
Незнайке и жителям Цветочного города негде жить.
Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели. Построить город.
Выбран способ изготовления. Дети предложили несколько вариантов изготовления: построить дома из кубиков, нарисовать, но выбрали аппликацию.
Выбрали материал для работы.
С помощью метода постановки проблемы старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативные навыки, лидерские качества детей, психологически подготавливает к обучению в школе, стимулирует общение детей.
В ходе реализации проекта закрепили знания геометрического материала, нумерации, состава чисел.
Дети распределились по группам, выбрали коротышку из Цветочного города, для которого они будут делать домик, составили план работы. После обсуждения вопросов: какой формы будет дом, какие геометрические фигуры будут использованы, какого цвета группы приступили к выполнению работы.
Слайд 24,25,26
Вот какие домики у нас получились.
Слайд 27,28
Презентация прошла в форме защиты своих работ (домов). Дети выходили и рассказали о том, какой материал использовали, цвет, форму.
Дети представили не только полученные результаты, но и описали приемы работы, продемонстрировали приобретенные знания и умения; рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
В конце подвели итог и определили новую проблему.
Слайд 29
Все проведённые выше наблюдения геометрических фигур созданы руками человека. Но ведь много замечательных геометрических форм можно встретить и в природе.
Проблема: выявить использование геометрических фигур, форм в природе.
В работе над проектом использовались разнообразные приёмы, такие как:
задания разной степени сложности;
использование моделей и схем,
проблемные вопросы;
самостоятельное выполнение практических действий;
составление плана выполнения действий;
обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
В ходе проведенного занятия дети приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли, осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с радостью рассказывают о своих открытиях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, альбомы, сказки.
Результаты-продукты
Слайд 30
1. Создали город для Незнайки и его друзей
Слайд 31
2. Выставка «Геометрические фигуры вокруг нас»
Слайд 32
3. Сделали Макет города
Слайд 33
4. Дидактическое пособие «Составь предмет из геометрических фигур», сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности.
Слайд 34
5. Родители создали папки «Предметы из геометрических фигур»
«Геометрические фигуры вокруг нас».
Слайд 35
Основные виды совместной деятельности детей и взрослых.
Слайд 36
Формы совместной деятельности.
Слайд 37
Для реализации проекта использованы следующие методы:наглядный, словесный, практический.
Слайд 38
Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации проекта проводится анализ эффективности работы по реализации проекта «Город для Незнайки и его друзей».
Промежуточные итоги представлены в виде
- презентации проекта,
- интеллектуальных игр,
- математических викторин, которые включает
в себя награждение лучших и самых активных участников
почетными грамотами, призами;
- организацию итоговых выставок с фото, художественно - прикладными и техническими работами, создание музея «Шара и круга»
Слайд 39
Показатели эффективности проекта.
На диаграмме видно, что в начале проекта проявляют интерес к исследовательской деятельности 38%, а в конце проекта 75%