Мария Голикова
Проект «Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
Индивидуальный образовательный маршрут
на тему:
«Формы и способы общения
с детьми раннего возраста
для поддержки речевой активности ребёнка»
Автор:
Голикова
Мария Анатольевна
г. Сарапул
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта «Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребёнка»
Вид проекта Информационно-познавательный
Публикация «Проект „Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Возраст детей Ранний возраст
Актуальность проекта Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами : устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.
Цель проекта Поддержка речевой активности детей через различные формы и способы общения.
Проблемный вопрос Недостаточно развитая речь детей.
Задачи проекта Задачи для детей :
1. Совершенствовать понимание речи взрослого.
2. Отвечать на несложные вопросы.
3. Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы;
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.
5. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом.
Задачи для родителей:
1. Активно участвовать в работе по развитию у детей речи и изготовлению дидактических игр и пособий.
Задачи для педагогов:
1. Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.
2. Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.
3. Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.
4. Обогащать пассивный словарь детей.
5. Разработать и изготовить дидактические игры и пособия на развитие речи, оформить картотеку игр и пособий.
Продукт проекта • выпуск альбомов «в стране сказок»;
• обогащение предметно-развивающей среды играми, пособиями, дидактическими пособиями по активизации речи детей;
• продуктивная деятельность.
Практическая значимость проекта Данный проект может использоваться на сайте д/с,
Сроки реализации Октябрь - май
Ресурсы
1. Человеческие
2. Информационные
3. ИКТ
4. Материальные
5. Финансовые
Интернет ресурсы
Ноутбук, принтер,
Бумага, папка, файлы.
Стол, стулья.
Скоросшиватели, материал для пособий (бросовый, прищепки, ленточки, катушки и т. д.)
Итоги проекта • Стенд для родителей «Секреты речи».
• Проведение собрания с родителями на тему: «Активизация речи у детей раннего возраста»;
• Изготовление игр на активизацию речи;
Содержание деятельности по этапам проекта
Подготовительный этап:
Дата Мероприятия, инициированные воспитателем Материально- техническая и дидактическое обеспечение проекта Риски Результаты
Октябрь
- Повышение компетенции воспитателя в вопросе знаний о развитии связной речи детей раннего возраста (изучение литературы, работа в Интернете).
- Подбор материала для игр и пособий; приобретение канцелярских принадлежностей.
-Составление перспективного плана работы.
Работа с детьми
-Диагностика детей (выявление уровня развития связной речи).
-Выявление проблемы, цели и задач.
Взаимодействие с родителями
-Проведение собрания с родителями на тему: «Активизация речи у детей раннего возраста»;
-Подбор игр для активизации речи у детей.
Методическая литература, информационный стенд группы, группа для родителей. • заболеваемость детей в период реализации проекта.
• пассивное участие родителей.
Определена проблема, сформированы рабочие группы, распланирована предстоящая деятельность.
Основной этап:
Дата Мероприятие Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии Промежуточные результаты
Ноябрь-Март Работа с детьми
Изготовление игр на активизацию речи;
ООД (с использованием дид. игр и пособий) :
- «Мои любимые овощи»,
- «Мои любимые фрукты»,
- «Домашние животные»,
- «В гости к бабушке»,
- «Любимая сказка»,
- «Мышкин домик»,
- «Любимый праздник»,
- «Животные и их детеныши»,
- «Кто где живет»,
- «День рождение куклы Кати»
ОД в РМ:
- игровые упражнения с пособиями
«Паучок»,
«Волшебная поляна»,
«Солнышко»,
«Ёжик»,
«Соберем грибочки»,
«Бусы»,
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Домашние животные»,
«Чьи детки?»,
«Чей домик?», др.
Взаимодействие с родителями Папки-передвижки:
- «Влияние дидактических игр и пособий на развитие речи детей раннего возраста»,
- «Какими играми играет ваш ребенок»
Оформление выставки дидактических игр и пособий
Домашнее задание: оказать посильную помощь в изготовлении игр и пособий (подбор материала, изготовление)
Индивидуальные консультации, беседы Педагог, дети, родители Изготовлены игры на активизацию речи : «Мышкин дом», и т. д.
Оформлены папки передвижки :
«Влияние дидактических игр и пособий на развитие речи детей раннего возраста»,
- «Какими играми играет ваш ребенок».
Изготовлены игры и пособия.
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Педагог, дети Дети знакомы с дидактическими играми.
Оформление стендов для родителей по теме проекта;
Педагог Оформлен стенд для родителей «Секреты речи».
Приобретение и изготовление с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорной сферы; Педагог, родители В ходе проекта с помощью родителей будут изготовлены игры и пособия, а также проведены выставки развивающих игр приобретенных на группу и созданных руками родителей и воспитателей:
• «Узнай на ощупь»,
• «Угадай, что звучит?»,
• «Угадай игрушку по описанию»
• «Чудо – дерево»;
• «Большой, поменьше, маленький»;
• Оборудован дидактический стол.
Выпуск альбомов, картотек. Педагог Будет создан альбом «В стране сказок». Картотеки на активацию и обогащение словаря.
Проведение ООД. Педагог, дети Будет проводиться продуктивная деятельность для активизации речи детей по темам : «В гостях у сказки»», «В гостях у мишутки» и т. д.
Заключительный этап:
Дата Итоговые мероприятия Оценка эффективности реализация проекта Степень достижения поставленных целей Обобщение педагогического опыта
Апрель - Май
Работа с детьми
Итоговое занятие-развлечение, построенное на работе детей с дид. играми и пособиями.
Стенд для родителей «Секреты речи».
Комментарии родителей по проекту, уровень повышения речевой активности детей.
Диагностика детей (выявление уровня развития связной речи).
-В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективное развитие речи детей;
-У детей вырастет уровень развития речи;
-Родители получат методические рекомендации по созданию условий для развития речи детей, консультации по приобретению и изготовлению развивающих игр;
Проведение собрания с родителями на тему: «Активизация речи у детей раннего возраста»; Взаимодействие с родителями
Выступление на родительском собрании по теме «О реализации проекта».
Изготовление и вручение благодарностей за активное участие в проекте.
Актуальность проекта
Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами : устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Цель проекта
Поддержка речевой активности детей через различные формы и способы общения.
Задачи:
1. Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.
2. Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.
3. Совершенствовать понимание речи взрослого.
4. Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы.
5. Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.
6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.
7. Обогащать пассивный словарь детей.
8. Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом.
9. Разработать и изготовить дидактические игры и пособия на развитие речи, оформить картотеку игр и пособий.
10. Вовлекать родителей в работу по развитию у детей речи и изготовлению дидактических игр и пособий.
Возможные риски:
• заболеваемость детей в период реализации проекта.
• пассивное участие родителей.
Пути преодоления:
• профилактика заболеваемости.
• помощь родителям в осознании своей роли и роли семьи в развитии речи детей.
Предполагаемый результат:
1. Высокий процент количества детей, имеющих высокий уровень развития речевой активности.
2. Картотека дидактических игр на развитие речи.
3. Тесное сотрудничество между родителями и педагогом группы.
4. Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по активизации речи детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по развитию речи детей.
5. Активизируется познавательная и речевая деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей.
6. Через развитие мелкой моторики произойдёт становление речи.
7. Сформируется умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы.
8. Сформируется доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.
9. Обогатится пассивный словарь детей.
10. Сформируется способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом.
11. Дидактические игры и пособия на развитие речи, оформлена картотека игр и пособий.
Участники проекта : воспитатель, дети группы раннего возраста, родители.
Принципы:
• наглядности
• доступности
• систематичности
• дифференцированности
Формы работы
• ООД,
• дидактические игры,
• индивидуальная работа с детьми,
• выставки;
• развлечения.
Методы проекта :
Игровые методы, поисковые, исследовательские.
Продукты проекта :
• выпуск альбомов;
• обогащение предметно-развивающей среды играми, пособиями, дидактическими пособиями по активизации речи детей;
• продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный.
• Знакомство с темой проекта
• Изучение литературы
• Выявление проблемы, цели и задач
• Составление перспективного плана работы
• Создание условий для эффективного использования игр
• Подбор игр для активизации речи у детей
• Диагностика уровня развития речи у детей, анкетирование родителей.
II этап: творческий.
• Изготовление игр на активизацию речи;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Проведение бесед и консультаций для родителей;
• Приобретение и изготовление с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорной сферы;
• Проведение собрания с родителями на тему: «Активизация речи у детей раннего возраста»;
• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
• Проведение ООД.
III этап: заключительный.
• Диагностика уровня развития речи детей
• Проведение итогового родительского собрания
• Проведение выставки игр
• Самооценка, выводы.
Самооценка и выводы:
• В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективное развитие речи детей;
• У детей вырастет уровень развития речи;
• Родители получат методические рекомендации по созданию условий для развития речи детей, консультации по приобретению и изготовлению развивающих игр;
• В ходе проекта с помощью родителей будут изготовлены игры и пособия, а также проведены выставки развивающих игр приобретенных на группу и созданных руками родителей и воспитателей:
• «Узнай на ощупь»,
• «Угадай, что звучит?»,
• «Угадай игрушку по описанию»
• «Чудо – дерево»;
• «Большой, поменьше, маленький»;
• Оборудован дидактический стол.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по активизации речи у детей раннего возраста;
• Дополнение системы развивающими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по активизации речи детей.
Схема управления проектом :
Функция воспитателя, руководителя проекта :
- разработка и внедрения проекта в группе;
- создание условий для реализации проекта;
- организация и координация взаимосвязи между участниками проекта;
- осуществление контроля за реализацией проекта;
- проведение анализа результатов;
- организация мероприятий, предусмотренных проектом;
- взаимодействие с участниками проекта.
Функции родителей:
- протоколирование заседания родительского собрания;
- участие в мероприятиях, предусмотренных проектом;
- взаимодействие с участниками проекта.
Функции детей:
- посещение всех мероприятий, предусмотренных проектом;
- взаимодействие с участниками проекта.
Анализ ресурсов:
Временные: 8 месяцев
Научно-методические: кейс материалов из сети Интернет; методическая литература:
- Самые маленькие в детском саду. Журнал. – Линка-Пресс, 2005.
- Елецкая О. В., Варенина Е. Ю. День за днём говорим и растём (пособие по развитию детей раннего возраста). – ТЦ Сфера, 2005.
- Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – М. : Просвещение,1986.
- Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М, 2004.
- Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль. 1997г.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду / Под ред. И. А. Ветлугиной. – М,1989г.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2 - 4-х лет. – М. : Просвещение,1993г.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 1999.
- Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалог Л. К. Ладутько, «Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», - М. : Содействие, 2011 г.
- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» : В. В. Гербова, - М. : Мозаика - Синтез, 2007 – 2010 г.
«Как хорошо уметь играть», Н. С. Юшкевич, - М. : Содействие, раздел: Развитие речи, 2009 г.
Организационные:
- план реализации проекта,
- ООД, ОД в РМ, СД, ВР,
- оформление наглядной агитации для родителей,
- выступление на тему на родительском собрании,
- индивидуальные консультации и беседы с родителями, домашние задания.
Материально-технические: компьютер, принтер, файлы, бумага для ксерокса, скоросшиватели, материал для пособий (бросовый, прищепки, ленточки, катушки и т. д.)
Нормативные: проект, протокол родительского собрания.