Папки-передвижки

Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР» (8 фото)

Ирина Хромова
Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР.

Стадия проекта:

Проект реализован.

Цель проекта:

Поиск эффективных способов и приемов профилактики дисграфий у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задачи проекта:

• формировать зрительный анализ и синтез, межполушарные взаимодействия, пространственные представления, зрительную память, двигательную зрелость;

• развивать свойства внимания, эмоционально-волевую сферу;

Публикация «Проект „Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах

• осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и педагогами МДОУ;

• внедрять здоровьесберегающие технологии;

• создавать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников;

Достигнутые результаты:

Высокий уровень готовности детей к успешному овладению грамотой родного языка.

Социальная значимость проекта:

Выравнивание речевого и психофизического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

• мониторинг письменной речи учащихся начальных классов;

• круглый стол специалистов коррекционного направления и педагогов МДОУ;

• городской семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе по профилактике дисграфий в системе «детский сад – школа»;

• ГМО учителей-логопедов;

• семинары – практикумы для родителей и воспитателей МДОУ;

• участие в региональном фестивале образовательных практик;

Охват проекта:

Дети с тяжелыми нарушениями речи, учителя-логопеды, педагоги, учителя начальных классов, родители.

Затраченные ресурсы:

Временные ресурсы: 2 года (2017-2019 г. г.).

Количество участников более 300 человек.

Дата старта проекта:

01.09.2017

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта:

В настоящее время современная школа сталкивается с проблемой отсутствия учителей-логопедов. Учителя начальных классов все чаще наблюдают проявления дисграфий у учащихся. Выпускники логопедических групп оказываются в группе риска по проявлению у них нарушений письма и чтения. Учителя-логопеды нашего МДОУ разработали систему мероприятий, направленных на создание предпосылок для успешного обучения письму и чтению у детей с ТНР.

Развитие речи - одна из важнейших образовательных областей ФГОС, которая реализуется дошкольным образованием. Это направление для нашего учреждения является приоритетным, так как в МДОУ функционирует 5 логопедических групп для детей с ТНР.

Система коррекционно-развивающего обучения в логопедических группах направлена на создание предпосылок для успешного обучения письму и чтению:

- слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения;

- языкового анализа и синтеза;

- лексико-грамматической стороны речи;

- зрительного анализа и синтеза;

- пространственных представлений;

- двигательной зрелости;

- состояния памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Традиционно выделяется: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая, кинетическая дисграфия.

Для этого учителя-логопеды нашего ДОУ провели мониторинг письменных работ учащихся 1-х и 2-х классов школ нашего микрорайона (СОШ № 5, СОШ № 22). Результаты мониторинга (дисграфические ошибки проявились приблизительно у 20% учащихся 1-х и 2-х классов) были озвучены на круглом столе «Дисграфия: диагностика, профилактика и пути преодоления» учителей-логопедов МДОУ и учителей начальных классов СОШ №5. (диаграммы см. «Приложение 1»)

Данный проект представляет систему работы по профилактике оптической и кинетической дисграфий на логопедических занятиях. Коллектив учителей-логопедов планирует продолжить работу по профилактике других форм дисграфий.

Оптическая дисграфия является следствием несформированности зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений, что не позволяет находить сходство и различие в зрительных образах, а значит и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.

Появление у учащихся кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено неточностью тонких движений руки и особенностями русской графики. В печатном и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв используется очень небольшой набор элементов, которые по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Написав первый элемент, ребёнок не сумел дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.

Виды ошибок при оптической и кинетической дисграфиях.

При оптическая дисграфии чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, у-д-з,

э -с с-е, ,

-наличием каких-либо дополнительных элементов (и-ц, ш-щ)

- зеркальное написание букв (К - К) у левшей

Неточность в изображении букв при кинетической дисграфии может выражаться в следующем:

- в недописывании элементов букв (л-м, п-т, и-ш)

- ошибочном выборе последующего элемента (и-у, Г-Р, д-б)

- в добавлении лишнего элемента (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо3).

Одним из базовых направлений в профилактике дисграфий является развитие межполушарного взаимодействия. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляет чувственное восприятие и дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией.

По мнению Семенович процессу овладения чтением и письмом мешает нарушение оптимального межполушарного взаимодействия. Мы решили использовать в работе кинезиологические упражнения, которые развивают межполушарные связи, синхронизируют их работу, улучшают память, концентрацию внимания и облегчают процессы чтения и письма.

Приведем пример кинезиологических упражнений, которые используются в режимных моментах в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день. (см. «Приложение 2»)

Профилактика оптической и кинетической дисграфий проводится по нескольким направлениям.

1. Формирование зрительного восприятия и узнавания.

2. Развитие зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

4. Развитие зрительно-моторной координации.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Развивать зрительное восприятие и память надо с младшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем воспитателям младших и средних групп уделять внимание развитию этих функций у детей через игры с предметами и картинками, а в подготовительной к школе группе к картинкам и предметам добавляются буквы.

Формирование зрительного вектора помогает развитию предметного гнозиса и контроля удержания книжной строки. Детям предлагается назвать картинки. Ребенок называет предметы слева направо, не перескакивая со строчки. Используется картинный материал по лексическим темам, на автоматизацию звука или картинки с буквами. (см. «Приложение 3»)

Зрительная память является необходимым условием формирования навыка письма и чтения. Недостаточная сформированность зрительной памяти отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, вызывает трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы, ошибки в пространственном расположении элементов букв. (см. «Приложение 4»).

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку и правильную организацию действий в пространстве.

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – ползания – стояния.

Для того чтобы успешно освоить написание букв, ребёнок должен очень хорошо представлять себе, что имеется ввиду, когда используют слова: вверху, внизу, сбоку, справа, слева, то есть ориентироваться в пространстве. Важна также и верная ориентировка на плоскости листа.

В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе.

Пространственная ориентировка включает несколько видов ориентировок, тесно связанных между собой:

-формирование способности ориентироваться в собственном теле, дифференцировать правые и левые его части;

- формирование способности ориентироваться в окружающем пространстве

- формирование способности ориентироваться на листе бумаги. (см. «Приложение 5»).

Следующее направление - развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть осуществление координированных движений, под контролем зрения.

Недоразвитие зрительно-моторной координации приводит к кинетической дисграфии.

Связей между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.

Эти связи начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, переводить визуальную информацию в двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное формирование зрительно-моторной координации.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, легко делать ими движения в различных направлениях.

Одновременно с этим дети тренируются управлять движениями глаз. Благодаря развитию моторной функции у дошкольников формируются правильные графические навыки. (см. «Приложение 6»)

Формы работы:

• Диагностика;

• Беседы с родителями, педагогами МДОУ;

• Консультации;

• Мастер-классы;

• Коворкинг;

• Круглый стол учителей-логопедов;

• Семинар-практикум;

• Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми;

• Квест-игра.

Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»
Фото «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»
Проект - фото
Тема Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР Стадия проекта Проектная деятельность Проект реализован Цель проекта Поиск эффективных способов и приемов профилактики дисграфий у детей дошкольного возраста с ТНР Занятия рекомендации родителям и педагогам Проекты
Публикации по теме:

Проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» П Р О Е К Т «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Актуальность темы: * Экологическое воспитание на современном.

Формирование мотивации к успешному обучению подростков в процессе индивидуальной работы Модель системы индивидуальной работы, направленной на повышение уровня учебной мотивации подростков, воспитывающихся в ЦССВ. Формирование.

Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности Игры-занятия для детей раннего возраста, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности. Основной вид деятельности.

Педагогический проект «Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ правового.

Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений. Нейропсихологический аспект..

Применение STEM-подхода в развитии предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» Подготовила воспитатель МАДОУ детского сада № 23 Лятукайте. Л. И. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Визитка проекта. Образовательное учреждение:.

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Учитель русского языка детского сада «Амина» №13 Рахимова Гульден Бейсенбаевна. Тема: Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»
Опубликовано: 6 июня 2019 в 18:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хромова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД