Ирина Хромова
Проект «Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР.
Стадия проекта:
Цель проекта:
Поиск эффективных способов и приемов профилактики дисграфий у детей дошкольного возраста с ТНР.
Задачи проекта:
• формировать зрительный анализ и синтез, межполушарные взаимодействия, пространственные представления, зрительную память, двигательную зрелость;
• развивать свойства внимания, эмоционально-волевую сферу;
Публикация «Проект „Формирование предпосылок к успешному овладению письмом и чтением у детей дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
• осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и педагогами МДОУ;
• внедрять здоровьесберегающие технологии;
• создавать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников;
Достигнутые результаты:
Высокий уровень готовности детей к успешному овладению грамотой родного языка.
Социальная значимость проекта:
Выравнивание речевого и психофизического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
• мониторинг письменной речи учащихся начальных классов;
• круглый стол специалистов коррекционного направления и педагогов МДОУ;
• городской семинар-практикум «Проблема взаимосвязи и преемственности в работе по профилактике дисграфий в системе «детский сад – школа»;
• ГМО учителей-логопедов;
• семинары – практикумы для родителей и воспитателей МДОУ;
• участие в региональном фестивале образовательных практик;
Охват проекта:
Дети с тяжелыми нарушениями речи, учителя-логопеды, педагоги, учителя начальных классов, родители.
Затраченные ресурсы:
Временные ресурсы: 2 года (2017-2019 г. г.).
Количество участников более 300 человек.
Дата старта проекта:
01.09.2017
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Актуальность проекта:
В настоящее время современная школа сталкивается с проблемой отсутствия учителей-логопедов. Учителя начальных классов все чаще наблюдают проявления дисграфий у учащихся. Выпускники логопедических групп оказываются в группе риска по проявлению у них нарушений письма и чтения. Учителя-логопеды нашего МДОУ разработали систему мероприятий, направленных на создание предпосылок для успешного обучения письму и чтению у детей с ТНР.
Развитие речи - одна из важнейших образовательных областей ФГОС, которая реализуется дошкольным образованием. Это направление для нашего учреждения является приоритетным, так как в МДОУ функционирует 5 логопедических групп для детей с ТНР.
Система коррекционно-развивающего обучения в логопедических группах направлена на создание предпосылок для успешного обучения письму и чтению:
- слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения;
- языкового анализа и синтеза;
- лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза;
- пространственных представлений;
- двигательной зрелости;
- состояния памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Традиционно выделяется: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая, кинетическая дисграфия.
Для этого учителя-логопеды нашего ДОУ провели мониторинг письменных работ учащихся 1-х и 2-х классов школ нашего микрорайона (СОШ № 5, СОШ № 22). Результаты мониторинга (дисграфические ошибки проявились приблизительно у 20% учащихся 1-х и 2-х классов) были озвучены на круглом столе «Дисграфия: диагностика, профилактика и пути преодоления» учителей-логопедов МДОУ и учителей начальных классов СОШ №5. (диаграммы см. «Приложение 1»)
Данный проект представляет систему работы по профилактике оптической и кинетической дисграфий на логопедических занятиях. Коллектив учителей-логопедов планирует продолжить работу по профилактике других форм дисграфий.
Оптическая дисграфия является следствием несформированности зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений, что не позволяет находить сходство и различие в зрительных образах, а значит и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.
Появление у учащихся кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено неточностью тонких движений руки и особенностями русской графики. В печатном и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв используется очень небольшой набор элементов, которые по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Написав первый элемент, ребёнок не сумел дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом.
Виды ошибок при оптической и кинетической дисграфиях.
При оптическая дисграфии чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, у-д-з,
э -с с-е, ,
-наличием каких-либо дополнительных элементов (и-ц, ш-щ)
- зеркальное написание букв (К - К) у левшей
Неточность в изображении букв при кинетической дисграфии может выражаться в следующем:
- в недописывании элементов букв (л-м, п-т, и-ш)
- ошибочном выборе последующего элемента (и-у, Г-Р, д-б)
- в добавлении лишнего элемента (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо3).
Одним из базовых направлений в профилактике дисграфий является развитие межполушарного взаимодействия. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляет чувственное восприятие и дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией.
По мнению Семенович процессу овладения чтением и письмом мешает нарушение оптимального межполушарного взаимодействия. Мы решили использовать в работе кинезиологические упражнения, которые развивают межполушарные связи, синхронизируют их работу, улучшают память, концентрацию внимания и облегчают процессы чтения и письма.
Приведем пример кинезиологических упражнений, которые используются в режимных моментах в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день. (см. «Приложение 2»)
Профилактика оптической и кинетической дисграфий проводится по нескольким направлениям.
1. Формирование зрительного восприятия и узнавания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
Формирование зрительного восприятия и узнавания.
Развивать зрительное восприятие и память надо с младшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем воспитателям младших и средних групп уделять внимание развитию этих функций у детей через игры с предметами и картинками, а в подготовительной к школе группе к картинкам и предметам добавляются буквы.
Формирование зрительного вектора помогает развитию предметного гнозиса и контроля удержания книжной строки. Детям предлагается назвать картинки. Ребенок называет предметы слева направо, не перескакивая со строчки. Используется картинный материал по лексическим темам, на автоматизацию звука или картинки с буквами. (см. «Приложение 3»)
Зрительная память является необходимым условием формирования навыка письма и чтения. Недостаточная сформированность зрительной памяти отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, вызывает трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы, ошибки в пространственном расположении элементов букв. (см. «Приложение 4»).
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку и правильную организацию действий в пространстве.
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – ползания – стояния.
Для того чтобы успешно освоить написание букв, ребёнок должен очень хорошо представлять себе, что имеется ввиду, когда используют слова: вверху, внизу, сбоку, справа, слева, то есть ориентироваться в пространстве. Важна также и верная ориентировка на плоскости листа.
В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе.
Пространственная ориентировка включает несколько видов ориентировок, тесно связанных между собой:
-формирование способности ориентироваться в собственном теле, дифференцировать правые и левые его части;
- формирование способности ориентироваться в окружающем пространстве
- формирование способности ориентироваться на листе бумаги. (см. «Приложение 5»).
Следующее направление - развитие зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть осуществление координированных движений, под контролем зрения.
Недоразвитие зрительно-моторной координации приводит к кинетической дисграфии.
Связей между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности.
Эти связи начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, переводить визуальную информацию в двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное формирование зрительно-моторной координации.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, легко делать ими движения в различных направлениях.
Одновременно с этим дети тренируются управлять движениями глаз. Благодаря развитию моторной функции у дошкольников формируются правильные графические навыки. (см. «Приложение 6»)
Формы работы:
• Диагностика;
• Беседы с родителями, педагогами МДОУ;
• Консультации;
• Мастер-классы;
• Коворкинг;
• Круглый стол учителей-логопедов;
• Семинар-практикум;
• Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми;
• Квест-игра.