Евгения Жилкина
Формирование мотивации к успешному обучению подростков в процессе индивидуальной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Модель системы индивидуальной работы, направленной на повышение уровня учебной мотивации подростков, воспитывающихся в ЦССВ.
Формирование учебной мотивации у подростков-сирот и подростков, лишенных родительского попечения, и повышение уровня ее успешности является одной из основных социально-педагогических проблем для педагогов Центра (ЦССВ). Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, постоянным обновлением содержания и форм обучения, формированием у подростков приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности и личностных особенностей.
Публикация «Формирование мотивации к успешному обучению подростков в процессе индивидуальной работы» размещена в разделах
Наиболее острые проблемы в области обучения, воспитания и социальной адаптации, связаны с демотивированностью основной массы воспитанников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для каждого из них учебная деятельность имеет различный смысл. Только выявив характер мотивации, смысла учения для воспитанника,возможно определить меры педагогического воздействия, способы работы с этим подростком.
Так как воспитанники обучаются в различных учебных заведениях, что составляет определенную сложность в отслеживании и коррекции их деятельности, возникает необходимость в применении разнообразных мер, направленных на формирование и повышение уровня их учебной мотивации.
Таким образом, для решения данной проблемы, стало необходимостью выработка определенного алгоритма взаимодействия педагога и подростка, направленного на повышение уровня учебной мотивации.
Основными путями разрешения проблемы мотивации являются выяснение главных причин нежелания учиться и их минимизирование, и максимизирование того, что вызывает и поддерживает мотивацию к успешному обучению.
Одним из эффективных направлений деятельности социального педагога, работающего с группой подростков-воспитанников центра, является индивидуальная работа. Она включает в себя: ознакомление с личностью ребенка (изучение личного дела, социального статуса, психологического и физиологического состояния, установление контакта и, в идеале, приобретение авторитетного статуса для подростка в лице педагога, консультирование (по инициативе педагога, по запросу самого ребенка или по запросу администрации, учителей и т. д., диагностическое обследование (с целью выявления психологических особенностей и причин неуспешности обучения; форма в большинстве случаев - анкетирование, диагностическая беседа, которое предполагает отслеживание динамики уровня мотивации, фиксирование достижений и результатов с оценкой и анализом деятельности.
При кропотливой индивидуальной психологической работе подростки, лишенные родительского попечительства, проявляют заложенный природой потенциал, неповторимые особенности личности. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью подростка и средой, в которой он находится. Анализ индивидуальных различий в мотивации достижения представляется и необходимым, и обладающим большими объяснительными возможностями. Суть индивидуального подхода заключается в том, чтобы активизировать именно истинные мотивы и стремления. Одного ребенка для создания и поддержания мотивации необходимо подбадривать и хвалить, предоставляя максимум самостоятельности, другого больше контролировать, но всем необходимо постоянное внимание и анализ их действий. Каждого подростка, которого мы пытаемся мотивировать, нужно изучать. Для кого-то ведущим окажется мотив честолюбия, для другого - независимости, для третьего - мотив познания и причастности к группе. В индивидуальных характеристиках отражаются как общие для всех подростков, воспитывающихся без попечения родителей, тенденции и проблемы, так и присущие каждому ребенку уникальные особенности, на которые можно опираться в психокоррекционной работе.
Для многих подростков, лишенных родительского попечительства, характерно иждивенчество, негативизм, лень, неуверенность в собственных силах, что можно считать закономерным следствием материнской депривации, недостатком близких значимых отношений со взрослыми людьми. Эти личностные проблемы лишенных родительского попечительства подростков связаны с неразвитой структурой мотивов : мотивы слабо дифференцированы, слабо осознаются и принимаются. Подросткам, воспитывающимся вне семьи, с нормальным интеллектуальными уровнем особенно трудно выделить из глобального понятия «возможности» представления о собственных способностях, сложно самостоятельно планировать свой дальнейший жизненный путь. Им необходимо найти свое место в непростой, даже жесткой среде, опираясь на свои собственные достижения, поэтому они должны приобрести опыт принятия собственных решений в значимом для себя и важном для других деле.
Таким образом, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Выявить неуспевающих воспитанников
2. Провести обследование по выявлению причин неуспеваемости
3. Составить психологически грамотный индивидуальный маршрут организации учебной деятельности подростка, направленный на повышение уровня учебной мотивации и стремление к достижениям.
4. Определить ведущие стандарты достижений, с которыми подростку предстоит сравнить полученные результаты деятельности.
5. Поставить перед подростком индивидуальные задачи, ориентированные на его возможности, способности и цели, которые он выбирает из предложенных педагогом, или ставит их перед собой самостоятельно, вырабатывая их совместно с педагогом в режиме сотрудничества.
6. По этим индивидуальным нормам оценивать полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям подростка и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием).
7. Отмечать изменения в достижениях и возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах, что, в свою очередь оптимизирует мотивацию к успешному обучению.
Для выполнения поставленных задач, необходимо создать условия индивидуальной работы, направленной на повышение уровня учебной мотивации и ее успешности :
1. Вызвать интерес к самой учебной деятельности и ее успешности для достижения высоких результатов, определив стимулы, как личного, так и социального характера.
2. Выстроить модель процесса общения по принципу сотрудничества, поддержки, доверия; в анализе ситуаций оценивать не личность, а действия, поступки, достижения и неудачи; видеть ценность не только результата, но и самого процесса обучения; акцентировать внимание с одобрением к самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать пониманию и принятию своего «Я», подчеркивая уникальность и нераскрытый потенциал подростка.
3. Разъяснить подростку алгоритм планирования своей деятельности, определяя ее цель и прогнозируя результат; помогать строить учебную деятельность с расчетом на заинтересованность как результатом, так и процессом обучения.
4. Давать возможность проговорить, объяснить и проанализировать причины своих успехов и неудач.
5. Обращать внимание подростка на собственные успехи и сравнивать их с его прежними результатами, обсуждая действия и ситуации, возможно повлиявшие на их изменение. Анализ и сравнение своих собственных результатов и достижений, создание некой ситуации соревнования с самим собой. Не навязывать учебных целей, а в совместной работе вырабатывать цели и задачи для более эффективной и успешной деятельности.
6. Оказывать моральную поддержку активности, исследовательскому интересу и саморазвитию подростка. Стимулировать к проявлению инициативы и помогать воплощать его планы и цели, анализируя возможные ошибки и, настраивать на получение успешных результатов.
В ходе работы были выявлены следующие признаки неуспешности в обучении у подростков :
- пробелы в фактических знаниях и специальных для различных предметов умениях;
- пробелы в навыках учебно - познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что подросток не в силах самостоятельно справиться с заданием за отведенное время и овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- сниженный уровень развития эмоциональной, коммуникативной, познавательной сфер, не позволяющие подростку проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного обучения;
Основными причинами возникновения трудностей в обучении у подростка стали :
- наличие проблем со здоровьем;
- индивидуальные психологические особенности;
- недостаточный уровень сформированности приемов учебной деятельности;
- сниженный уровень развития познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер личности.
В процессе индивидуальной работы с подростками, воспитывающимися в ЦССВ, были выявлены личностные особенности, характеристики мотивов, способности к учебной деятельности, личностная заинтересованность в достижении положительных результатов. Для выявления данных параметров и отслеживания изменений использовались анкеты для определения доминирующих мотивов обучения и оценки успеваемости самим подростком. В обследовании принимали участие подростки старших групп в возрасте от 15 до 17 лет. В результате мы получали данные на начало и конец учебного года, обсуждали каждую позицию и проговаривали цели и задачи на текущий учебный год, обращали внимание на личностную мотивацию достижения поставленных целей, пути преодоления возможных неудач. Если на начало учебного года у подростков была позиция именно обязательного удовлетворительного обучения, а большинство из них получали профессиональное образование, то на конец учебного года доминирующими мотивами стали престиж, самоопределение, ответственность за обучение и повышение заинтересованности в его получении.
Метод индивидуального подхода в решении проблемы мотивации успешного обучения подростков, лишенных родительского попечения и подростков-сирот в условиях Центра, позволяет узнать отношение и мотивацию каждого из них более глубоко и в дальнейшем наметить пути решения этой проблемы. По каждому выявленному случаю были разработаны варианты коррекции и выработки необходимого уровня мотивирования. Одним оказывалась помощь в выполнении особо сложных заданий и анализ положительных результатов, оценок, другие, выполняли задания под контролем с разъяснением и выявлением причин непонимания, третьим, была предоставлена возможность самостоятельно выполнять задания, анализировать собственные успехи и неудачи, корректировать их и подбирать более интересные варианты, проявив творческие и познавательные способности.
Подростки в течение года вовлекались в эксперимент, где в процессе индивидуальной работы, проводимой в форме консультаций, диагностических бесед, анкетирования, сравнения результатов собственных достижений на начало и конец года, с выявлением основных причин успешности и неудач и разработки маршрута их коррекции. Это позволило изменить их отношение к обучению, выбрать направление на повышение результативности, сформировать более высокий уровень учебной мотивации. По окончании учебного года, мы подвели итоги успеваемости, где получили положительные результаты: один подросток закончил обучение в 10 классе отлично по всем предметам, двое студентов колледжей закончили учебный год хорошистами, остальные ребята закончили обучение удовлетворительно. Если сравнивать с предыдущим годом и началом учебного года, то виден результат в положительную сторону. Таким образом, уделяя внимание каждому подростку индивидуально, не только в группе, помогая ему выбрать свою стратегию обучения, учитывая личностные особенности, уровень развития сфер личности, способностей и мотивации, мы повышаем уровень мотивации к успешному обучению.
Приложение
Анкета 1
Определение доминирующих мотивов обучения подростков
1. Понимаю, что ученик, студент должен учиться хорошо
2. Хочу продолжить обучение
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение старших
7. Хочу, чтобы сверстники были хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим
9. Хочу, чтобы мои ответы были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших
11. Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
Мотивы обучения :
· мотив долга и ответственности – № 1;
· мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
· мотивы собственного благополучия – № 5–7;
· мотивы престижности – № 8–10;
· мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
· мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Анкета 2
Как я учусь
Оцени свою успеваемость от 1 до 5 баллов
1. Насколько хорошо ты успеваешь по предметам
2. Твоя активность на уроках
3. Насколько добросовестно ты выполняешь домашнее здание
4. Насколько важно для тебя усвоение учебного материала
5. Насколько внимателен ты на уроках
6. Насколько важна личность учителя для усвоения и понимания материала
7. Насколько важны твои способности и внимание на уроке для усвоения материала
8. Оцени уровень твоего внимания на уроках
9. Оцени свое поведение на уроках
10. Насколько важно закончить обучение для тебя
11. Насколько ты уверен в своей образованности