Наталья Булаева
Подготовка к успешному обучению письму и чтению. Формирование (коррекция) пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к успешному обучению письму и чтению.
Формирование (коррекция) пространственных представлений.
Нейропсихологический аспект.
Актуальность темы.
В настоящее время возросло число детей с нарушениями письма и чтения.
Публикация «Подготовка к успешному обучению письму и чтению, Формирование (коррекция) пространственных представлений» размещена в разделах
Трудности овладения письмом – явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи.
К нарушениям школьных навыков относится ряд отклонений, связанных с неспособностью ребенка овладеть чтением, письмом и счетом и называемых дислексией, дисграфией и дискалькулией.
А. Р. Лурия: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».
В функциональную систему письма входят следующие компоненты:
• процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);
• дифференциация звуков на основе кинестетической информации;
• актуализация зрительных образов букв;
• ориентация элементов буквы; буквы, строки в пространстве;
• моторное программирование графических движений;
• планирование, реализация и контроль акта письма;
• поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.
Виды ошибок при отставании в развитии функции переработки зрительно-пространственной информации
• трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдении строки;
• колебания наклона и размера букв, раздельное написание букв внутри слов;
• трудности припоминания букв, их искаженное написание, замена рукописных букв печатными, замена похожих букв;
• устойчивая зеркальность, то есть замена букв З –Е, У – Ч, б – д, д – в, поворот букв и цифр в противоположную сторону (например, смотрит влево);
• трудности запоминания словарных слов, даже часто встречающихся;
• пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
• нарушения порядка следования букв;
• тенденция к фонетическому письму (транскрипционному);
• слитное написание двух слов.
Примеры письменных работ
Развитие пространственных представлений в онтогенезе
Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве, они складываются постепенно, проходя несколько ступеней:
• Формирование представлений о собственном теле.
• Формирование элементарных пространственных представлений.
• Формирование квазипространственных представлений.
Нейропсихологи (Семеновмич А. В., Манелис Н. Г., и др.) отмечают, что перечисленные уровни развития пространственных представлений не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Данные представления очень важны для обучения ребенка счету, письму, чтению и другим дисциплинам. Рисование, география, геометрия, алгебра, русский язык и все остальные школьные предметы основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Методы исследования
1. Кубики Кооса.
2. Копирование:
• тест Деннмана (до 5 – 6 лет) – метод копирования фигур;
• копирование проекционных изображений (куб, дом, стол);
• метод Рея - Тейлора (с 6 лет).
3. Самостоятельный рисунок.
4. Понимание логико-грамматических конструкций.
Тест Деннмана
Ребенку предлагается скопировать фигуры в произвольном порядке правой и левой руками. Полноценное выполнение доступно детям 4 -5 лет.
Метод Рея-Тейлора
Ребенку предлагается скопировать фигуру. Методика применима с 6 лет, дети допускают ряд неточностей, связанных с недостаточностью механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания. К 9-10 годам наблюдается полноценное выполнение теста. Крайне информативная методика.
Типология пространственных представлений :
Ориентировка в пространстве, правильная организация деятельности в пространстве – сложная деятельность, в которой участвуют как правое, так и левое полушария. Самые простые, рано формирующиеся функции связаны преимущественно с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, то есть схватить целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием. Способ его работы – анализ деталей, частей, и оно не так успешно в объединении частей в целое.
Предлагается следующая типология блоков пространственных представлений, по-разному выпадающих из нормального функционирования при поражениях мозга у взрослых и имеющих свои индивидуальные пути развития в онтогенезе:
1. Стратегия оптико-пространственной деятельности.
2. Осознанное восприятие целостного перцептивного поля.
3. Координатные представления.
4. Метрические представления.
5. Структурно-топологические представления.
6. Проекционные представления.
Стратегия оптико-пространственной деятельности :
• дедуктивная (нормативная) — с последовательным переходом от целого к частям, фрагментам фигуры;
• пофрагментарная— с поэлементным воспроизведением одного фрагмента за другим с относительно выраженным вектором продвижения от одного края перцептивного поля к другому.
• хаотичная — практически без ясной последовательности действий.
Типология блоков пространственных представлений Виды ошибок при нарушениях пространственных представлений у детей
Осознанное восприятие целостного перцептивного поля: возможно игнорирование как левой, так и в ряде случаев правой половины перцептивного поля.
Координатные представления реверсия – зеркальное переворачивание стимула при рисовании, копировании, написании букв и цифр.
Метрические представления ошибки при оценке расстояний, углов и пропорций
Структурно-топологические представления Разрушается целостный образ предмета.
Части целого смещены относительно друг друга
Проекционные представления : Трудности передачи трехмерности объекта на плоскости
Очевидно, что в ходе психического онтогенеза поломка в любом из этих звеньев приведет к аномалии или атипии развития пространственных представлений. Именно поэтому так важна своевременная диагностика и фиксация имеющихся трудностей и их коррекция, независимо от того, какой «диагноз» имеет или не имеет ребенок.
Семенович А. В. : «Парадокс мозговой организации и психологического строения пространственных представлений заключается в том, что их неадекватность редко рефлексируется самим человеком как отклонение в отличие, скажем, от речи или памяти («Я так вижу!»).»
Существует несколько вариантов программ, стратегий формирования пространственных представлений. Все они основаны на методе замещающего онтогенеза. Одна из известных программ – это программа Семаго Н. Я., Семаго М. М.
Разделы программы «Формирование пространственных представлений»
I.Формирование собственно пространственных представлений :
1. Формирование схемы тела;
2. Формирование элементарных пространственных представлений;
II. Формирование квазипространственных представлений :
1. Пространственные представления в речи;
2. Пространственно-временные и математические представления (десятки, время суток, времена года, месяцы года, дни недели, циферблат);
3. Пространство речи и языка