Людмила Айкашева
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» (вторая младшая группа)
Актуальность:
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то к ним появится уважение сверстников и возникнет представление о том, что человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Публикация «Проект „Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В 2018-19 учебном году, работая на 2 младшей группе, я столкнулась с проблемой неумения и нежелания детей одеваться, умываться, мыть и вытирать руки и пр. В основном это было связано с тем, что дети были домашние, никогда прежде не посещавшие детский сад, а значит в большинстве своем приученные к тому, что за них все делают родители.
Поэтому мною был разработан проект по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников.
Цель проекта:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи проекта:
• прививать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
• приучать детей следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
• формировать умения с помощью взрослого одеваться и раздеваться;
• формировать начальные представления о ценности здоровья; потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
• воспитывать бережное отношение к вещам, самостоятельность, инициативу.
Участники проекта:
дети 2 младшей группы (3 - 4 года, родители воспитанников, воспитатели группы.
Прогнозируемый результат:
Дети от 3–4 лет должны:
Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. С помощью взрослого одеваться и раздеваться. Аккуратно относиться к своим вещам, игрушкам.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проектной деятельности:
1 этап (подготовительный):
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение методической литературы
2 этап (основной):
1. Блок познавательных занятий «Одежда», «Обувь», «Мое тело»
2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
3. Наглядный материал по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
4. Наглядная информация для родителей на тему:
«Как ухаживать за молочными зубами»
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста»
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»
Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки»
5. Дидактические упражнения:
«Оденем куклу Машу на прогулку»
«Возьмём мишку на прогулку»
«Уложим куклу Машу спать»
«Возьмём мишку на прогулку»
«Покажем кукле Маше, как мы накрываем на стол»
«Варвара краса – длинная коса»
«Водичка, умой моё личико»
«Моем чисто руки и лицо»
6. Игровые ситуации:
«Купание куклы»,
«Накормим куклу»,
«Обед для кукол»
«Кукла Маша заболела»,
«Айболит встречает ребят»
«Наш зайчонок заболел»
«Мытьё кукольной посуды»
7. Чтение сказок К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»
8. Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску»
Занятие-развлечение: «Вот что мы умеем»
9. Сюжетно - ролевые игры «Больница», «Дочки – матери»
10. Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)
11. Развлечения «Приключение мыльного пузыря», «Вот какие мы большие»
Очень полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребёнка застёгивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, а также убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому.
3 этап (заключительный)
Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»
Соревнование – развлечение «Кто быстрее?», где дети демонстрируют свои приобретенные навыки одеваться, раздеваться, причесываться, помогать друг другу и пр.