Приложение МААМ

Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

Понокова Евгения Александровна
Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

«Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

Подготовила: музыкальный руководитель

Понокова Евгения Александровна

Музыкальный, шумовой инструмент не дорогой

Темочки:

Киндер, пуговки, ключи, только музыку включи

Застучат и зашумят, всех вокруг развеселят!

Тип – творческий

Продолжительность – долгосрочный

Участники проекта – дети старшей группы (5–7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах.

Задачи:

1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

2. формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

3. развитие творческого потенциала, коллективных навыков игры на шумовых инструментах.

Актуальность:

Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что их освоение не требует специальной подготовки.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить их к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Этапы работы по реализации проекта:

I. Этап подготовительный

1. Выбор темы по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах»

2. Составление плана работы над проектом.

3. Анкетирование родителей

4. Размещение на стенде для родителей обращения о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.

5. Пополнение фонотеки произведениями для оркестра.

II. Этап основной

Данный этап, основанный на принципе постепенного усложнения задач и упражнений, включает в себя:

• Работа с детьми

Музыкальные занятия

Беседы

Презентации

Музыкально – дидактические игры

Сказки – шумелки

Шумовой оркестр

• Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания,

Организационное: анкетирование;

Информационное: папки-передвижки

Консультативное: тематические консультации;

Практико-ориентированное: мастер-классы:

Совместные мероприятия: праздники и развлечения

• Работа с педагогами группы.

Консультации

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей

Помощь в организации предметно-развивающей среды

III. Предполагаемый результат

Дети называют и различают инструменты по способам извлечения звука, совместно со взрослыми изготавливают шумовые инструменты из бросового материала.

Дошкольники ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко); получили представления о следующих понятиях: шумовые инструменты и звуки, шумовой оркестр.

Родители используют опыт по данной теме в своей семье – совместно с детьми изготавливают шумовые инструменты; принимают участие в праздниках и развлечениях с использованием шумовых инструментов; пополняют домашнюю фонотеку. Повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания детей.

Итог:

1. Открытое занятие для педагогов ДОУ «Мы – музыканты»

2. Развлечение «Весёлые шумелки» с участием детей и родителей.

3. Выставка самодельных шумовых инструментов.

Реализация проекта.

I. Подготовительный этап.

Выбрана тема по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах». Изучена методика К. Орфа. и программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой.

Составлен план работы над проектом по месяцам, включающий работу с детьми, педагогами, родителями воспитанников.

Проведено анкетирование родителей, анализ которого показал следующее: опрошено 22 человека. 64 % - детям нравится посещать музыкальные занятия; у 45 % опрошенных имеется собственная музыкальная домашняя фонотека; 63 % - дети любят петь, танцевать, музицировать; 76,5 % - родители приобретают детские музыкальные, шумовые инструменты.

На стенде для родителей размещен информационный лист с обращением о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.

Фонотека пополнена произведениями для оркестра:

Русские народные плясовые «Подгорка», «Ой, вставала я ранёшенько»

Моцарт «Турецкий марш»

Шостакович «Вальс шутка», «Шарманка»

Полька Штраус.

II. Основной этап

Работа с детьми.

Дети учились различать звучание музыкальных и шумовых инструментов. Осваивали приёмы игры на шумовых инструментах.

Беседы:

«Какие звуки музыкальные?», «Звуки – шумы».

Цель: – дать представления детям о том, что у шумовых инструментов нет точной высоты звука и воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. - в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, но нередко используются и шумовые, которые создают многие ударные инструменты.

Презентации:

«Музыкальный оркестр» - дети знакомились с музыкальными инструментами классического состава симфонического оркестра. «В мире звуков». Цель: учить различать шумовые и музыкальные звуки «В мире звуков», «Музыкальный оркестр».

Презентация на тему «История шумовых русских народных инструментов» способствовала закреплению имеющихся знаний и получению новой информации о данной группе инструментов, которые изначально были предметами быта.

Слайдовый показ сопровождался практическими действиями. Так, например, дети узнали, что «рубель» изначально был приспособлением для выколачивания (стирки) и глажения белья.

Музыкально - дидактические игры.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, развить, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов обогащают детей новыми впечатлениями, развивают чувство ритма, инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.

В работе с детьми использовались простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. «Передай ритм», «Слушай и повтори», «Эхо», «По какому предмету стучу?», «Имена и ритмы».

Особенно детям нравится игра «Надо музыку послушать, инструменты подобрать». Цель: прослушать произведение, а при повторном слушании дети сопровождают его звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

Сказки – шумелки.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр.

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов, смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Оркестр под фонограмму даёт мне возможность руководить детьми во время исполнения, что значительно упрощает подготовку к концертным выступлениям. В основном использую классическую музыку – это «Пиццикато» А. Делиба, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Турецкий марш» В. Моцарта, а также русские народные мелодии. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Шумовые оркестры включаю в праздники и развлечения. Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей.

Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.

В информационном уголке размещались папки-передвижки: «Музыкально-ритмические игры для детей 5 – 7 лет», «Как изготовить шумовые инструменты дома?» «Музыкально – дидактические игры для детей 5 – 7 лет, «Домашний оркестр».

В рамках проекта проводились тематические консультации: «Приёмы игры на шумовых инструментах», «Значение шумовых инструментов в музыкальном развитии ребенка».

С родителями воспитанников был проведён мастер – класс «Изготовление инструментов своими руками».

Совместные праздники и развлечения с использованием шумовых инструментов доставляли радость детям и взрослым.

Работа с педагогами группы.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, играй на детских музыкальных инструментах.

В рамках проекта с педагогами старшей группы проводились:

Консультации:

«Музыкально-дидактические игры для детей 5-7 лет», «Шумовые инструменты в самостоятельной деятельности детей»

Занятия – практикумы:

«Звучащие жесты», «Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах».

Доклад на педагогическом совете «Музыкальные и шумовые инструменты. Возможности их использования в ДОУ»

Педагогам группы оказывалась систематическая помощь в организации музыкальной предметно-развивающей среды.

Заключение

Игре на детских шумовых и музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как музицирование способствует развитию творческих способностей, расширяет сферу музыкальной деятельности, совершенствует эстетическое восприятие.

Благодаря реализации проекта дети умеют слушать, называть и различать инструменты по способы извлечения звука, совместно со взрослыми могут изготавливать шумовые инструменты из бросового материала.

Исполнительство на инструментах стало более совершенным – дети ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко).

Родители используют опыт по данной теме в своей семье (совместное изготовление шумовых инструментов, приобретают музыкальные и шумовые инструменты, пополняют домашнюю фонотеку).

При активном взаимодействии детского сада и семьи произошло увеличение числа родителей, принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в музыкально воспитании и развитии ребенка.

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976

2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001

3. Девятова Т. Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990

5. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.

6. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М., 1985.

7. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах. - М. ,1999

8. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000

Приложение

Сказка- шумелка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка, и была у них курочка Ряба.

Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом, да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофон).

Дед бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре через октаву).

Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).

Мишка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх!

Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику).

«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 22:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»» (включая файлы) размещена пользователем Понокова Евгения Александровна (УИ 1397391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД