Понокова Евгения Александровна
Проект «Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»
Подготовила: музыкальный руководитель
Понокова Евгения Александровна
Музыкальный, шумовой инструмент не дорогой
Киндер, пуговки, ключи, только музыку включи
Публикация «Проект „Формирование музыкальных способностей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Старшая группа
- Темочки
Застучат и зашумят, всех вокруг развеселят!
Тип – творческий
Продолжительность – долгосрочный
Участники проекта – дети старшей группы (5–7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах.
Задачи:
1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
2. формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
3. развитие творческого потенциала, коллективных навыков игры на шумовых инструментах.
Актуальность:
Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что их освоение не требует специальной подготовки.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить их к миру музыки, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Этапы работы по реализации проекта:
I. Этап подготовительный
1. Выбор темы по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах»
2. Составление плана работы над проектом.
3. Анкетирование родителей
4. Размещение на стенде для родителей обращения о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.
5. Пополнение фонотеки произведениями для оркестра.
II. Этап основной
Данный этап, основанный на принципе постепенного усложнения задач и упражнений, включает в себя:
• Работа с детьми
Музыкальные занятия
Беседы
Презентации
Музыкально – дидактические игры
Сказки – шумелки
Шумовой оркестр
• Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания,
Организационное: анкетирование;
Информационное: папки-передвижки
Консультативное: тематические консультации;
Практико-ориентированное: мастер-классы:
Совместные мероприятия: праздники и развлечения
• Работа с педагогами группы.
Консультации
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
Помощь в организации предметно-развивающей среды
III. Предполагаемый результат
Дети называют и различают инструменты по способам извлечения звука, совместно со взрослыми изготавливают шумовые инструменты из бросового материала.
Дошкольники ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко); получили представления о следующих понятиях: шумовые инструменты и звуки, шумовой оркестр.
Родители используют опыт по данной теме в своей семье – совместно с детьми изготавливают шумовые инструменты; принимают участие в праздниках и развлечениях с использованием шумовых инструментов; пополняют домашнюю фонотеку. Повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания детей.
Итог:
1. Открытое занятие для педагогов ДОУ «Мы – музыканты»
2. Развлечение «Весёлые шумелки» с участием детей и родителей.
3. Выставка самодельных шумовых инструментов.
Реализация проекта.
I. Подготовительный этап.
Выбрана тема по самообразованию: «Обучение игре на шумовых инструментах». Изучена методика К. Орфа. и программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой.
Составлен план работы над проектом по месяцам, включающий работу с детьми, педагогами, родителями воспитанников.
Проведено анкетирование родителей, анализ которого показал следующее: опрошено 22 человека. 64 % - детям нравится посещать музыкальные занятия; у 45 % опрошенных имеется собственная музыкальная домашняя фонотека; 63 % - дети любят петь, танцевать, музицировать; 76,5 % - родители приобретают детские музыкальные, шумовые инструменты.
На стенде для родителей размещен информационный лист с обращением о сборе бросового материала для изготовления шумовых инструментов.
Фонотека пополнена произведениями для оркестра:
Русские народные плясовые «Подгорка», «Ой, вставала я ранёшенько»
Моцарт «Турецкий марш»
Шостакович «Вальс шутка», «Шарманка»
Полька Штраус.
II. Основной этап
Работа с детьми.
Дети учились различать звучание музыкальных и шумовых инструментов. Осваивали приёмы игры на шумовых инструментах.
Беседы:
«Какие звуки музыкальные?», «Звуки – шумы».
Цель: – дать представления детям о том, что у шумовых инструментов нет точной высоты звука и воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. - в музыке основное значение имеют музыкальные звуки, но нередко используются и шумовые, которые создают многие ударные инструменты.
Презентации:
«Музыкальный оркестр» - дети знакомились с музыкальными инструментами классического состава симфонического оркестра. «В мире звуков». Цель: учить различать шумовые и музыкальные звуки «В мире звуков», «Музыкальный оркестр».
Презентация на тему «История шумовых русских народных инструментов» способствовала закреплению имеющихся знаний и получению новой информации о данной группе инструментов, которые изначально были предметами быта.
Слайдовый показ сопровождался практическими действиями. Так, например, дети узнали, что «рубель» изначально был приспособлением для выколачивания (стирки) и глажения белья.
Музыкально - дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, развить, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов обогащают детей новыми впечатлениями, развивают чувство ритма, инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.
В работе с детьми использовались простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. «Передай ритм», «Слушай и повтори», «Эхо», «По какому предмету стучу?», «Имена и ритмы».
Особенно детям нравится игра «Надо музыку послушать, инструменты подобрать». Цель: прослушать произведение, а при повторном слушании дети сопровождают его звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.
Сказки – шумелки.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр.
Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов, смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Оркестр под фонограмму даёт мне возможность руководить детьми во время исполнения, что значительно упрощает подготовку к концертным выступлениям. В основном использую классическую музыку – это «Пиццикато» А. Делиба, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Турецкий марш» В. Моцарта, а также русские народные мелодии. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Шумовые оркестры включаю в праздники и развлечения. Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей.
Работа по вовлечению родителей в процесс музыкального воспитания.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии непосредственного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.
В информационном уголке размещались папки-передвижки: «Музыкально-ритмические игры для детей 5 – 7 лет», «Как изготовить шумовые инструменты дома?» «Музыкально – дидактические игры для детей 5 – 7 лет, «Домашний оркестр».
В рамках проекта проводились тематические консультации: «Приёмы игры на шумовых инструментах», «Значение шумовых инструментов в музыкальном развитии ребенка».
С родителями воспитанников был проведён мастер – класс «Изготовление инструментов своими руками».
Совместные праздники и развлечения с использованием шумовых инструментов доставляли радость детям и взрослым.
Работа с педагогами группы.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, играй на детских музыкальных инструментах.
В рамках проекта с педагогами старшей группы проводились:
Консультации:
«Музыкально-дидактические игры для детей 5-7 лет», «Шумовые инструменты в самостоятельной деятельности детей»
Занятия – практикумы:
«Звучащие жесты», «Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах».
Доклад на педагогическом совете «Музыкальные и шумовые инструменты. Возможности их использования в ДОУ»
Педагогам группы оказывалась систематическая помощь в организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Заключение
Игре на детских шумовых и музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как музицирование способствует развитию творческих способностей, расширяет сферу музыкальной деятельности, совершенствует эстетическое восприятие.
Благодаря реализации проекта дети умеют слушать, называть и различать инструменты по способы извлечения звука, совместно со взрослыми могут изготавливать шумовые инструменты из бросового материала.
Исполнительство на инструментах стало более совершенным – дети ритмично исполняют произведения с динамическими оттенками (тихо, громко).
Родители используют опыт по данной теме в своей семье (совместное изготовление шумовых инструментов, приобретают музыкальные и шумовые инструменты, пополняют домашнюю фонотеку).
При активном взаимодействии детского сада и семьи произошло увеличение числа родителей, принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в музыкально воспитании и развитии ребенка.
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976
2. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте. - М., 2001
3. Девятова Т. Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006
4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
5. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
6. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М., 1985.
7. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах. - М. ,1999
8. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. ,2000
Приложение
Сказка- шумелка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка, и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом, да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофон).
Дед бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре через октаву).
Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).
Мишка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх!
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику).
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».