Получи документы

Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Любовь Кребс
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
▼ Скачать +Заказ

Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

В исследованиях Р. Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.

Публикация «Проект „Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры“» размещена в разделах

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

Данные нарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий.

Решение проблемы по формированию лексико-грамматических категорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т. к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

В связи с этим был создан проект по формированию лексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.

Срок реализации проекта : 2021-2022 учебный год.

Участники: педагог, дети старшей группы обучающиеся в группе ЗПР, родители.

Цель проекта – формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий через дидактические игры.

Задачи проекта :

• Выявить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у детей в начале и в конце учебного года.

• Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний :

изменение слов, образованию уменьшительно-ласкательных форм, употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида, употреблению предлогов, образованию притяжательных и относительных прилагательных, употреблению существительных в родительном и винительном падеже, согласованию числительных с существительными, формировать словообразовательные навыки.

• Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.

• Развитие умения анализировать, рассуждать.

• Включать в работу по формированию лексико-грамматических категорий родителей.

Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

• Повышать заинтересованность родителей в результатах воспитательной работы с детьми.

Гипотеза: развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при условии использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего группы ЗПР.

Методы обучения:

1. Словесный;

2. Наглядный;

3. Практический

Работа с родителями:

Информационная среда

• Мастер-класс «Дидактическая игра своими руками»

• Дни открытых дверей

• Родительское собрание

• Анкетирование

• Круглый стол

• Конференции

• Индивидуальные и групповые консультации

Этапы проекта :

1. Организационно- подготовительный

Подбор и изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическим темам, грамматическим категориям.

Составление картотеки дидактических игр и словесных упражнений

Проведение диагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Обсуждение с педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.

2. Аналитический

Внедрение развивающих технологий.

Совместная деятельность взрослого с детьми по формированию грамматического строя речи.

Комплексная работа над всеми компонентами речи.

3. Заключительный.

Анализ результатов работы.

Размещение на сайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему: «Формирование лексико-грамматических категорий языка»

Выпуск буклета для родителей.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Разработка методических рекомендаций для родителей по обогащению и развитию лексико-грамматического строя языка.

Компетентность детей старшей группы по использованию лексико-грамматических категорий 2021-2022г.

*Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О. Е. Грибовой.

Результативность.

• Повысился уровень обучения детей лексико – грамматическим категориям.

• Существенно обогатилась предметно – развивающая среда речевого центра.

Сформировалась интеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей.

• Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей.

Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых.

• Активизировалась свободная деятельность детей.

• Реализованы индивидуальные потребности каждого ребенка.

Для успешной реализации проекта были

разработаны:

- перспективный план по формированию у старших дошкольников лексико-

грамматических категорий;

- дидактический материал, способствующий формированию лексических и грамматических категорий;

подобраны:

- игры для развития мелкой моторики пальцев рук по лексическим темам;

- загадки по лексическим темам;

- дидактические игры и упражнения по лексическим темам;

оформлены картотеки :

- «Дидактические игры и упражнения» (по лексическим темам);

- «Загадки» (по лексическим темам);

- «Упражнения по развитию мелкой моторики» (по лексическим темам);

- «Предметные картинки»;

- «Сюжетные картинки»;

Используемая литература:

1. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, 2004.

2. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. 2005.

3. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»
Опубликовано: 22 января 2023 в 19:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кребс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД