Светлана Добина
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно-познавательный, групповой.
Участники проекта : - дети старшего дошкольного возраста 5-7лет; - воспитатели группы; - родители (законные представители).
Сроки реализации проекта :
краткосрочный (17.05.2021г. - 21.05.2021г.)
Постановка проблемы
Публикация «Проект „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность проекта
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную деятельность.
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Сформировать первичные экономические понятия;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд).
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Ресурсное обеспечение:
- Настоящие деньги (банкноты, монеты);
- Ноутбук;
- Экран;
- Проектор;
- Коллекция монет;
- Дидактические игры;
- Альбомы;
- Пластиковые карты;
- Кошельки;
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»;
- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы;
- Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха».
Этапы проекта :
1 этап – Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
анкетирование родителей по теме «Мой ребенок и финансовая грамота».
Информирование родителей о планировании работу с детьми по проекту.
Подбор художественной литературы для детей, по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности
воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Предполагаемые результаты:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. - Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности. - Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. - Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателя, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта : - наблюдение; - сюжетно-ролевые игры; - дидактические игры; - беседа; - чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность; - труд; - работа с родителями.
Методы и приёмы реализации проекта :
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные;
- нетрадиционные.
Реализация проекта
Понедельник 17.05.2021г
Демонстрация презентации «История денег».
Цель: познакомить детей с историей возникновения денежных отношений, рассматривание иллюстраций на тему: «Какие предметы носили роль денег». Словесная игра «Закончи пословицу».
Нод «Знакомство с деньгами».
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».
Вторник 18.05.2021
Беседа с детьми о деньгах, о цене товара.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек, кошельков для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
повторение русских поговорок и пословиц на тему денег.
К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Игра «Купи другу подарок».
Консультация для родителей: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным?».
Среда 19.05.2021г
Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека).
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
«Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной).
Дидактическая игра «Что быстрее купят».
Четверг 20.05.2021г
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!».
Рисование «На что потратить деньги».
Памятка для родителей: «Ребенок и карманные деньги».
Пятница 21.05.2021г
Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке»,
Настольная игра «Миллионеры»
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Беседа с родителями: «Как научить ребенка копить деньги?».
Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
- Презентации для работы с детьми по теме «История возникновения денег», сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- Разработан проект на тему «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»;
- Изучены и включены в проект современные технологии, новые методические приемы; - Разработаны и изготовлены дидактические, творческие задания; - Составлен перспективный план, разработаны конспекты образовательной деятельности для детей.
Для более эффективной работы по воспитанию финансовой грамотности детей дошкольного возраста через проектную деятельность в группе создана соответствующая развивающая предметная среда.
Центр «умных книг» - сказки с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах - как экономность, трудолюбие, доброта. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир.
Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов. Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.