Елена Райкина
Проект «Фольклорный сундучок» (во второй младшей группе)
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывается
благодаря сказке, фантазии, творчеству,
- это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. Сухомлинский
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Проект
Публикация «Проект „Фольклорный сундучок“ (во второй младшей группе)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
(во 2-ой младшей группе)
«Фольклор» это устное народное творчество, зародившееся еще в древности. Устное народное творчество помогает устанавливать эмоциональный контакт во время общения взрослого с ребенком, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, вызывает в ребенке чувства любви, симпатии к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Фольклор развивает устную речь ребенка, деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому, также имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника.
К детскому фольклору относятся: пестушки, потешки, приговорки, считалки, загадки, прибаутки, шутки, перевертыши, сказки, народные игры все это является богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи детей и расширению знаний ребенка об окружающем мире.
Младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, развивается речь, поэтому знакомство с фольклором необходимо начинать уже с раннего возраста.
Для повышения интереса к фольклору, любви к чтению, играм, для развития детей мной был разработан проект «Фольклорный сундучок».
Проект долгосрочный, групповой, познавательно - творческий.
Участники проекта:
Дети и воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
- приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям.
- развивать интерес детей к русскому народному фольклору и к фольклору народов мира и желание его разучивать.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- Формировать интерес детей к русскому народному фольклору и к фольклору народов мира.
- Формировать интерес к играм драматизациям, инсценировкам эпизодов сказок.
- Учить изображать сказочных персонажей; узнавать их по загадкам, иллюстрациям.
- Развивать память, любознательность
- Повышение уровня речевого развития детей; совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, самостоятельность.
- Приобщать родителей к чтению детям сказок, потешек, пословиц и др.
- Совершенствовать предметно - развивающую среду.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с устным народным творчеством.
- Научатся отгадывать загадки, узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям; пересказывать содержание небольших сказок.
- Научатся играть в народные подвижные игры
- Обогащение словарного запаса детей и развитие активной речи
- Развитие навыков общения со сверстниками
- Привлечение внимания родителей к необходимости включения малых фольклорных форм в повседневную жизнь дошкольника
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Составление перспективного плана;
- Подбор методической и художественной литературы;
- Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр.
- Создание предметно-развивающей среды.
Основной этап:
- Апробация содержания проекта «Фольклорный сундучок».
- Взаимодействие с родителями (беседы, консультации, анкетирование, конкурсы, помощь в оформлении предметно-развивающей среды)
Заключительный этап
- Подведение итогов работы над проектом
- Фотоотчет проекта
- Презентации
Формы и методы работы с детьми.
сентябрь
Русская народная сказка «Репка»; белорусская сказка в обработке Н. Мялика «Пых»
Литовская потешка «Две фасольки, три боба»
Потешка «Сорока, сорока…», «Расти, коса, до пояса…»
Поговорка «Пчела мала, и та работает»
Игра – драматизация по сказке «Репка»
Д/И Кубики «Любимые сказки»
П/И «Ежик и мыши» (белорусская народная игра)
Консультация для родителей «Что такое фольклор»
октябрь
Русская народная сказка «Колобок» в обр. К. Ушинского, «Гуси – лебеди в обр. А. Толстого»; корякская сказка «Хитрая лиса»
Французская песенка «Дождь»
Пословица «Учись доброму, худое на ум не придет»
Игра – драматизация по сказке «Колобок»
Д/И «Лото»
П/И «Груша» (белорусская народная игра)
Праздник осени с применением музыкального фольклора и театра кукол.
ноябрь
Русская народная сказка «Лиса и заяц» в обр. В. Даля, «Лиса и журавль» в обр. А. Афанасьева; шотландская сказка перевод М. Княгиной – Кондратьевой «Петух и лиса»
Потешка «На улицы три курицы…»
Д/И «Найди сказочного героя»
П/И «У медведя во бору»
Консультация для родителей «Детский фольклор»
декабрь
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» в обр. М. Боголюбской; литовская сказка «Почему кот моется после еды»
Народная песенка «Ух ты котенька – коток, …»
Потешка «Как у нашего кота…», «Петушок»
Поговорка «Береги нос в большой мороз»
Д/И «Узнай по описанию»
П/И «Заинька, попляши»
январь
Русская народная сказка «Теремок» в обр. Е. Чарушина; украинская сказка в обр. Е. Благининой «Рукавичка»
Потешка «Уж ты, зимушка - зима»
Игра – драматизация по сказке «Теремок»
Д/И «Доскажи словечко» (загадки о сказках)
П/И «Сова»(казахская народная игра)
П/И «У дядюшки Якова» (русская народная игра)
Консультация для родителей: «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
февраль
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» в обр. А. Толстого; венгерская сказка в обр. А Краснова, В. Важдаева «Два жадных медвежонка»
Потешка «Ты, мороз – мороз…»
Д/И «Собери картинку»
П/И «Молчок» (русская народная игра)
март
Русская народная сказка «Волк и козлята» в обр. А. Толстого, «Мена» пересказ К. Уинского; узбекская сказка в обр. Ш. Сагдуллы «Упрямые козы»
Загадывание загадок про весну, заклички о весне
Д/И «Собери сказку из частей»
П/И «Смешинка» (русская народная игра)
Консультация для родителей: «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
апрель
Русская народная сказка «Лиса и заяц», «У страха глаза велики» в обр. М. Серовой; финская сказка перевод Е. Сойни «Лиса - нянька»
Польская песенка «Дедушка Рох»
Поговорка «Вода с гор потекла – весну принесла»
Игра – драматизация по сказке «Лиса и заяц»
Д/И «Узнай сказку по иллюстрации»
П/И «Молчанки» (русская народная игра)
Консультация для родителей: «Читаем детям сказки»
май
Русская народная сказка: «Маша и медведь» в обр. М. Булатова, «Бычок - чёрный бочок, белые копытца» в обр. М. Булатова; словацкая сказка перевод С. Могилевской «У солнышка в гостях»
Потешка «Солнышко - ведрышко»
Армянская песенка «Где ночует солнце?»
Д/И «Расскажи сказку по серии картинок»
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин»
П/И «Курочка Рябушечка» (русская народная игра)
Для реализации проекта используются следующие методы:
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.