Людмила Исаева
Проект «Дымковская барышня» (подготовительная группа)
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта : неделя
Актуальность:
М. Горький писал: Человек по натуре своей-художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.
Публикация «Проект „Дымковская барышня“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Проблема: У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей
Цель: научить лепить и раскрашивать дымковскую игрушку
Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
Методы исследования: Наглядные: рассматривание изделий, показ приемов;
Словесные: пояснение, беседа, художественное слово;
Практические: показ способов.
Материальное оснащение: художественная литература, демонстрационный материал, ИКТ, пластилин, стеки, дощечки для лепки, заранее приготовленный образец – вылепленная из глины дымковская барышня и заранее подготовленная основа игрушки, влажные салфетки.
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие:
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
Познавательно – речевое развитие:
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности;
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Социально – коммуникативное развитие:
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.
Физическое развитие:
- знакомить детей с русскими народными играми, забавами;
- развивать двигательную активность.
Планируемые результаты:
На уровне педагога:
- создание предметно – развивающей среды в группе;
На уровне детей:
- повышение интереса у детей к декоративно – прикладному искусству;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
На уровне родителей:
- развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Виды деятельности Литература
1 этап подготовительный Консультация для родителей, на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции, промыслы?»
Подбор литературы и демонстрационного материала
Вместе с родителями интереснее. Презентация «Дымка»
Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».
Дидактические игры «Собери целое», «Угадай – ка» «Парные картинки», «Лото»
Рассказывание произведения «Дымковские игрушки»
Беседа: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»
Беседа «Из чего делают дымковские игрушки?»
Рисование элементов дымковской росписи https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-radost-sotvorchestva-dymkovskaja-igrushka.html
Альбомы по декоративному творчеству
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/06/13/prezentatsiya-dymkovskaya-igrushka
Т. Куликовская «Познаем окружающий мир»
В. Крупина «В дымковской слободе».
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/с»
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/с»
2 этап
основной Лепка «Дымковская барышня»
Роспись игрушки «Барышня»
Швайко Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/с»
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности
3 этап
заключительный Выставка поделок Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12.
Результативность
Дети научились лепить и раскрашивать дымковскую барышню.
У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, к народным промыслам.
Сформировался необходимый минимум знаний и умений о элементах росписи.
Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
Повысилась заинтересованность родителей в совместном с детьми творчестве.
Глоссарий:
Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды
Геометрические фигуры: кольцо, кружки, точки, ромбы
Дымково — посёлок в Вологодской области
Дымково — посёлок в Вологодской области
Роспись - Художественная роспись — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности
Слобода (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России
Коромысло с ведрами – приспособления для переноса ведер на плече.
Литература
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»
2. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства - Мозаика-Синтез 2009
3. Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство - Мозаика – Синтез 2009г
4. Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12.
5. В. Крупина «В дымковской слободе».
6. Т. Куликовская «Познаем окружающий мир»
7. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/с»
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/06/13/prezentatsiya-dymkovskaya-igrushka
9. https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-radost-sotvorchestva-dymkovskaja-igrushka.html
10. https://nach-school.ru/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dymkovskaya-baryshnya.html