мария покутняя
Проект «Движение — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДВИЖЕНИЕ, ЖИЗНЬ»
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ФОРМЫ ПРОЕКТА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Картотека-физкультурно-оздоровительной деятельности литературы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА : информационно-игровой, практический, тактико-ориентированный, групповой
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Воспитатель МБДОУ №23
Публикация «Проект „Движение — это жизнь“» размещена в разделах
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
Проект состоит из трех этапов:
Подготовительный этап:
1. Подбор необходимой литературы, иллюстраций.
2. Беседа о видах спорта, о пользе физических упражнений, о здоровом образе жизни.
3. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании здорового ребенка» .
4. Проведение анкетирования «Спорт в нашей семье»
Основной этап:
1. Настольные и подвижные игры.
2. Продуктивная деятельность детей совместно со взрослыми на тему «Мой любимый вид спорта»
3. Чтение книг о спорте.
4. Интервью детей о любимом виде спорта
Заключительный этап:
1. Проведение досуга «Мама, папа, я –спортивная семья!»
2. Оформление выставки детских поделок.
Основной этап начался с беседы с детьми на тему «Движение – жизнь».
Высказывания детей, где и когда они занимаются физическими упражнениями:
- на физкультурных занятиях
- на утренней гимнастике
- во время физкультминуток
- во время игр на прогулке
- на спортивной секции
- во время прогулок с родителями на детской площадке
- на музыкальных занятиях
- на тренажерах
Как же помогают в жизни эти занятия? Педагоги и инструктор по физической культуре рассказали детям о пользе утренней гимнастики. Делая утреннюю гимнастику, ребенок получает заряд бодрости на целый день; у него укрепляются мышцы, суставы и связки; позвоночник и иммунная система;
улучшается аппетит, сон; ускоряется кровообращение; совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост; поднимается настроение.
Физкультминутка – это весёлые физические упражнения, направленные на снятие усталости, утомления глаз, рук, спины.
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Целью данного педагогического проекта является : Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
- создать развивающую предметную среду в группе, благоприятную атмосферу;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать желание быть здоровым;
- формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА :
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип доступности медико-социальной помощи
- принцип ответственности сотрудников ДОУ
- принцип соблюдения прав человека и гражданина
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта Движение жизнь»
- принцип активности детей
Целевые ориентиры
-Имеет начальные представления о ЗОЖ
-Развита крупная и мелкая моторика;
-Ребенок подвижен
-Вынослив
-Владеет основными движениями,
-Контролирует свои движения и умеет управлять ими.
-Владеет элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании
-Развита координация движения
-имеет начальные представления о некоторых видах спорта, владеет подвижными играми с правилами
Методы проекта :
Использование наиболее эффективных оздоровительных практик (народные подвижные игры, дыхательная гимнастика, массаж, оздоровительная аэробика, коррекционная гимнастика) в игровой форме и с использованием русского фольклора в системе воспитательно-оздоровительной работы.
ФОРМЫ ПРОЕКТА
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- кислородный коктейль
- чесночно-луковая ингаляция
- массаж
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- проектная деятельность
- прием детей на улице в теплое время года
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах
2. Совместная деятельность с детьми
Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
3. Самостоятельная деятельность детей
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка
4. Интеграция с другими образовательными областями
социально – коммуникативная, познавательная, речевая и художественно – эстетическая.
5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы совместная физкультурно -досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки, организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой»
6. Взаимодействие со специалистами ДО инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала
7. Внешние связи
- СОШ (проведение совместных спортивных мероприятий)
- с детской поликлиникой (прививки, наблюдение за здоровьем детей, витаминизация)
8. Обогащение физкультурного уголка в группе
-нестандартное физкультурное оборудование своими руками
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
народные игры, подвижные игры, спортивные игры
- игровые упражнения, игровые задания
- гимнастика коррегирующая
- гимнастика пальчиковая
- гимнастика для глаз
- динамическая пауза
- релаксация
- прогулка
- утренняя гимнастика
- закаливание
- бодрящая гимнастика
- индивидуальная профилактическая работа
- свободная двигательная активность
-гимнастика дыхательная
-гимнастика пробуждения
-оздоровительный бег
-технологии обучения здоровому образу жизни
-проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
-самомассаж
-технологии музыкального воздействия
-технологии воздействия цветом
-технологии коррекции поведения
-сказка-терапия
Все проводится в игровой форме!
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т. п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей
КАРТОТЕКА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
Бодрящая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Пластические этюды
Развитие речевого дыхания
Динамические паузы
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для улучшения слухового восприятия
Упражнения корригирующие осанку
10. Упражнения для профилактики плоскостопия
11. Упражнения для снятия общего локального утомления
12. Упражнения на напряжение и расслабление мышц
13. Игровой массаж
14. Подвижные игры осеннего периода
15. Подвижные игры зимнего периода
16. Подвижные игры весеннего периода
17. Подвижные игры летнего периода
18. Русские народные игры
19. Игры малой подвижности
20. Спортивные игры
21. Коммуникативные игры
22. Прогулочные карты (планирование прогулок со всеми структурными компонентами
ЛИТЕРАТУРА
- Букварь здоровья /Л. В. Баль, В. В. Ветрова, 1995 г
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т. С. Яковлева, 2006 г
- Развивающая педагогика оздоровления /В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г. /
- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л. В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г. /
- Физическая культура дошкольника /Т. В. Кудрявцева/
- Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 1986 г. /
- Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н. Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г. /
- Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В. И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г. /
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э. Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г. /
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г. /
- Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
- «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И. Е. Варенин, С. Г. Кудрявцева
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л. В. Гаврючина
- «Игры, которые лечат» Е. А. Бабенкова
- «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушина
- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В. И. Ковалько
- «Скороговорки и чистоговорки» О. А. Новикова
- «Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук
- «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
- «Развитие звуковой культуры речи у детей» Е. В. Колесникова
- Дополнительная литература