Сергачева Светлана
Проект «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Публикация «Проект „Вода — это жизнь“» размещена в разделах
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Тема проекта : «Вода – это жизнь».
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители.
Возраст детей: старшая группа.
Проблема проекта : вода - это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Обоснование проблемы: научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
• Активизация творческого мышления детей.
• Выявление свойств воды.
• Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, усидчивости.
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
• Формирование в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
• Формирование системы элементарных научных экологических зна-ний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Значение и свойства воды».
• Развитие познавательного интереса к миру.
• Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Формы организации проекта :
• опыты;
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• наблюдения;
• чтение художественной литературы по теме;
• беседы;
• дидактические, подвижные игры;
• трудовая деятельность.
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• трудовая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• продуктивная;
• поисково-исследовательская;
• совместная и самостоятельная;
• просветительская;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Ожидаемый результат:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как об ис-точнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельно-сти в природе.
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие воз-расту.
• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологиче-ском образовании дошкольников.
• Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.
• Освоение умения изображать один предмет разными способами.
• Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; акти-визация словарного запаса детей.
• Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, безопасность, здоровье, социализация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Продукт проектной деятельности :
• фотовыставка «Мы - экспериментаторы»;
• разработка анкеты для родителей;
• открытое занятие.
Принципы реализации проекта :
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• интеграция;
• совместная работа с родителями.
Этапы работы.
I. Подготовительный этап:
1. Изучение уровня знаний;
2. определение проблемы;
3. выбор цели; определение задач.
4. Составление перспективного плана.
II. Основной этап.
Перспективный план работы над проектом.
Виды детской деятельности Цель Сроки про-ведения
1. выбор цели; определение задач;
2. составление плана дея-тельности;
3. разработка картотеки бесед, наблюдений, опытов по теме;
4. подбор источников ин-формации;
5. подбор материалов и оборудования. Сплочение через совме-стную интересную дея-тельность родителей, детей и воспитателей, выстраивание партнерских отношений между участниками образовательных отношений. Сентябрь
1. Физкультурная минутка «Капуста»
2. Опыт: «Пар - это тоже вода»
3. Чтение художественной литературы: «Капелька» Г. Люшнин
4. Дидактическая игра: «Моем наши ручки»
5. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»
6. Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры
7. Беседа: «Волшебница вода» Познакомить детей с не-которыми свойствами воды, обратить их вни-мание на то, что даже такой привычный объ-ект, как вода, таит в себе много неизвестного; научить детей экономно использовать воду и бе-речь ее. Октябрь
1. Физкультурная минутка: «Зайка»
2. Пальчиковая гимнастика «Стирка»
3. Опыт: «Вода прозрачная»
4. Чтение художественной литературы: «Алешка и снежок» Е. Андреева
5. Дидактическая игра: «Прозрачность воды»
6. Беседа «Вода вокруг нас»
7. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
8. Мир природы. Конспект занятия по теме «Волшебница – вода»
9. Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя»
10. Наблюдение: за водой
11. Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей Расширить знания о во-де, её свойствах. Приви-вать интерес к исследо-вательской деятельно-сти. Приучать детей слушать текст и выпол-нять движения в соот-ветствии с текстом, дос-тавить детям радость. Ноябрь
1. Физкультурная минутка: «Видят глазки все вокруг»
2. Закаливающие процеду-ры: промывание носиков водой комнатной темпера-туры, обтирание рук до локтей, полоскание рта ки-пячёной водой;
3. Опыт: «У воды нет вкуса, цвета, запаха»
4. Чтение художественной литературы: «Весенний разговор» С. Погореловский
5. Дидактическая игра: «Окрашивание воды»
6. Наблюдение: заснегом
7. Прослушивание аудиозаписи «Ручеек», «Шум воды»
8. Мир природы. Конспект занятия по теме «Путешествие в царство Волшебницы Воды»
Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время НОД. Декабрь
1. Физкультурная минутка «Пальчики»
2. Закаливающие процеду-ры: полоскание рта кипячё-ной водой
3. Опыт: «Горячая - холод-ная»
4. Чтение художественной литературы: «Трудолюби-вая вода» В. Иванова
5. Дидактическая игра: «Вкус воды»
6. Наблюдение: за испаре-нием В игровой форме закре-пить знания о том, что вода нужна всему живо-му, развивать связную речь, воспитывать бе-режное отношение к во-де.
Январь
1. Физкультурная минутка «А в лесу растёт черника»
2. Опыт: «Разноцветная во-дичка»
3. Чтение художественной литературы: «Кто не умы-вается» П. Синявский
4. Дидактическая игра: «Ка-кого цвета вода»
5. Закаливающие процеду-ры: обтирание рук до лок-тей
6. Прослушивание аудиоза-писи «Музыка дождя»
7. Наблюдение: за сосуль-ками Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;умение делать выводы;
воспитывать бережное отношение к воде; Февраль
1. Физкультурные минутки «А над морем»
2. Опыт: «Тонет – не - то-нет»
3. Чтение художественной литературы:«Ручеёк» Т. Жиброва
4. Дидактическая игра: «Лед в стакане с водой»
5. Беседа «Путешествие ка-пельки»
6. Закаливающие процеду-ры: промывание носиков водой комнатной темпера-туры,
7. Прослушивание аудиоза-писей «Звуки природы», «Шум моря»
8. Наблюдение: за облаками Обратить внимание де-тей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде суще-ствует вода в окружаю-щей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», дви-жутся по кругу. Позна-комить детей с некото-рыми свойствами воды. Март
1. Физкультурная минутка «Кузнечики»
2. Опыты: «Вода - жидкая», «Что растворяется в воде», «Вода не имеет формы», Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.
3. Чтение художественной литературы: «Моряк» Е. Стеквашова, «Капля дождевая…»Т. Маршалова, «Дождик» В. Минькова.
4. Дидактическая игра: «Капельки»
5. Беседа «Вода нужна всем»
6. Закаливающие процеду-ры: полоскание рта кипячё-ной водой
7. Прослушивание аудиозаписей «Прибой»
8. Наблюдение: за таянием льда Способствовать накоп-лению представлений о свойствах воды. Разви-тие у детей познаватель-ных интересов. Через проведение опытов с во-дой. Апрель
1. Физкультурная минутка «Попрыгали на месте»,
2. Опыты: «Лед - твердая вода», «Лед легче воды»,
3. Чтение художественной литературы:«Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Речка зимой» В. Фетисов
4. Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
5. Беседа «Водный транс-порт»
6. Закаливающие процеду-ры: обтирание рук до лок-тей
7. Мир природы. Конспект занятия по теме «Вода – это жизнь».
8. Прослушивание аудиоза-писей «Гром», «Звонкий ручей»
9. Художественная деятель-ность: рисование губкой разными цветами
10. Наблюдение: за расте-ниями Ознакомить детей со свойствами воды: отсут-ствие собственной фор-мы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкус-ная, не имеет запа-ха;развивать познава-тельную актив-ность детей в процессе экспериментирования;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;умение делать выводы;
Май
Решение поставленных задач с родителями:
1. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома»;
2. Знакомство с содержанием стендовой информации;
3. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования;
4. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения во-ды»;
5. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
Заключительный:
• итоговое занятие по теме «Вода – это жизнь»;
• оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
• создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации, беседы.
Подведение итогов.
Результат:
1. значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
2. приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
3. повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
4. трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные экспериментаторы»);
5. получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;
6. заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их по-знавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Приложения
Октябрь
Физкультурная минутка
Капуста! (для пальчиков)
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт
«Пар – это тоже вода».
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, что происходит? – Над поверхностью воды в стакане вверх поднимается пар. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды.
Чтение художественной литературы
«Капелька» Г. Люшнин.
Нависли тучи над селом–
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех, кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты…
Поила капля целый день
В лугах цветы, в садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растёт.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
В селе закончила дела
И быстро в реку утекла,
И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
Потом у дальнего причала
Турбинам лопасти вращала,
Чтобы от них по селам тёк
По проводам гудящий ток.
В реке закончила дела –
И в море капля уплыла.
От берегов родных вдали
Теперь качает корабли.
Дидактическая игра
«Моем наши ручки»
Цель: побуждение к выполнению имитационных движений в соответствии со стихотворным текстом.
Дети вместе с Зайкой и педагогом «моют» руки под стихотворение:
-Тазик с вами мы возьмём (педагог ставит тазик)
-Тёпленькой воды нальём (из кувшина «наливает» воду)
- Руки в воду опускаем
- А потом их вынимаем
- Мыло в руки мы берём
(дети по показу педагога)
- Мылом ручки мы потрём
(выполняют имитирующие текст движения)
- С рук его водой смываем
- Полотенцем вытираем.
- А теперь можно Зайку и покормить. У меня есть корзинка, в ней много угощений. Посмотрите!
(педагог предлагает детям корзину, в которой лежат муляжи: морковка, капуста, сосиски, пирожные, хлеб).
- Что любит кушать Зайка?
(дети дают Зайке разные продукты, педагог комментирует действия детей, спрашивает у Зайки, любит ли он предложенное угощение).
- Зайка, тебе понравилось угощение? Спасибо, ребята, накормили Зайку!
- Посмотрите, как Зайка радуется. Он даже хочет с нами поиграть, правда, Зайка?
Беседа
«Волшебница вода».
Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т. п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.
Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Обсудить вопрос: «Что такое дождь. В каком состоянии здесь находится вода». Рассмотреть это явление природы в аспектах положительного и отрицательного отношения к нему человека: дети могут ответить, что «дождь – это плохо», так как нельзя гулять; необходимо объяснить детям значение и пользу дождя. Можно прочесть стихи о дожде, прослушать аудиозапись из цикла «Звуки природы: шум дождя». Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – тёплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам. Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: росой.
Загадать загадку: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём». Объяснить, что осадки на землю не всегда выпадают из облаков. Роса — вид осадков, которые образуются на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар превращается в капли воды. Это происходит обычно летней ночью. Особенно много росы утром бывает на траве.
Ноябрь
Физкультурная минутка
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Устали мои руки!
Беседа.
«Вода вокруг нас»
Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня! Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!
Опыт:
«Вода прозрачная».
Цель: познакомить детей еще с одним свойством воды - прозрачностью. Подвести детей к обобщению, что «чистая вода – прозрачная»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В один стакан положить ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Чтение художественной литературы
«Алёшка и снежок» Е. Андреева.
С улицы домой Алешка
Первый снег принёс в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
Протянул вперёд ручонку. –
Я снежок принес сюда.» –
И замолк. … Одна вода
На пол капала с ладошки.
В голос заревел Алешка:
«Кто-то снег мой утащил,
Мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестрёнка
Крикнула со смехом звонким:
«Догадаться сам не мог,
Что растаял твой снежок!»
Наблюдения
Наблюдение за водой.
Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где в природе, в быту ещё можно обнаружить воду. И для чего еёиспользуют (для питья, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде). Вывод: Человеку необходима вода.
Дидактическая игра
«Прозрачность воды»
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – не-прозрачная»
Ход игры: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Конспект занятия по теме «Волшебница – вода»
Цель: продолжить знакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
закреплять умение работать с прозрачной посудой;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, шаблоны рыбок из картона для раскрашивания, краски, кисточки, макет пруда. Сказочный персонаж - Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой печальный. Я спросила его, что у него случилось, и он ответил, что оказывается ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и пообещала, что мы ему поможем. Ребята, вы согласны? (Ответы детей). Он пообещал сегодня к нам придти.
Стук в дверь.
Воспитатель: А - вот, наверно, и Незнайка к нам пожаловал.
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Мне очень грустно. Я сегодня узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Можно мне остаться с вами и узнать что-нибудь о воде.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей.) Присажи-вайся.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода?
Дети. Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Незнайка: А вы и стирать умеете?
Дети. Да, мы помогаем стирать маме.
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке, как вы помогаете стирать?
Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Устали мои руки!
Незнайка: Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
Воспитатель: Незнайка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов. (Все надевают шапочки). А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).