Ющенко Лариса
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Провела и подготовила
Воспитатель высшей кв. категории
Ющенко Лариса Николаевна
Введение
В жизни нашего общества и в целом государства Российского сегодня наступил решающий момент. Куда пойдет наше общество? Что станет для него ориентиром? Возрождение государственности – этап сложный, ответственный и судьбоносный. И выбор пути зависит, прежде всего, от духовно-нравственного развития всего населения России и её государственных лидеров в частности.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Сегодня духовность чаще всего отождествляется с культурой, искусством, творчеством. Такое разночтение связано, прежде всего, с самим понятием «духовность», поскольку само существо духовности нельзя облечь в слова. Духовность носит иррациональный характер, поскольку располагается между временем и вечностью.
Снижение нравственности и духовности в обществе – общепризнанный факт. В этих условиях проблема возрождения народных традиций в духовно-нравственном воспитании очевидна. Поскольку бездуховный разум, отрицание голоса совести – это преддверие грядущих потрясений в обществе, в делах семейных и государственных, то проблема эта обостряется в, так называемые, «перестроечные» времена, времена перехода от одного государственного устроения к иному. А разговор о политических свободах народа, заглушившего голос совести, приведет со временем лишь к саморазрушению и самого человека и государства в целом.
Современный человек в силу многолетнего своего неверия подвержен духовной агрессии, влиянию заграничной культуры, восхвалению чужого образа жизни, что губительно для страны.
Каковы же причины, обусловившие актуальность проблемы?
o Отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных традиций, духовно-нравственных основ православия;
o Усиление криминогенности общества, рост детской преступности;
o Глобализация экологических проблем;
o Утрата ценностных ориентиров и как результат нравственный кризис населения.
Наблюдения за детьми моей группы я заметила, что многие дети бывают жестокими, им не присущи такие качества как: милосердие, сострадание, помощь ближнему, а ведь именно эти качества считаются основой духовно-нравственной личности. Поэтому необходимо возрождать многовековые традиции духовно-нравственного воспитания человека.
Определение «воспитание», данное Министерством образования Р. Ф., звучит так: «Воспитание – это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».
Гипотеза
При систематической работе по ознакомлению детей с православными традициями и культурой Российского народа мы можем:
1. Сформировать духовно-нравственную, активную, творческую личность.
2. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком, по расширению знаний об истории и культуре России и воспитание в своих детях нравственных качеств.
Вид проекта : долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2011г. – май 2012 г.
Направление: познавательно-речевое.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта :
Духовно-нравственное развитие личности ребенка – дошкольника по средствам его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций Российского народа.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить с важнейшими событиями из священной истории;
• Расширять представления о культурном наследии своего народа;
• Знакомить детей с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
Развивающие
• Развивать оптимистический взгляд на жизнь;
• Формировать стремление ребенка «созидать» и «преобразовывать»;
• Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.
Воспитательные
• Воспитывать в детях нравственные ценности: доброту, сострадание, послушание, вежливость, трудолюбие, милосердие, любовь к ближнему, своей Родине, природе.
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
• важнейшие события из священной истории: монголо-татарское иго, Куликовская битва, Ледовое побоище, Отечественная война 1812 г., Бородинское сражение, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. ;
• произведения русских иконописцев, художников и поэтов на эти темы;
• Русских святых: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский;
• Великих полководцев: М. И. Кутузова, А. В. Суворова, Г. К. Жукова;
• способны оценивать свои поступки, различать добро и зло по результатам: привычкам, поступкам, их последствиям;
• народные обычаи и традиции на Руси, православные и народные праздники, о народном искусстве, русской природе.
Новизна: реализации данного проекта педагог использует интеграцию образовательных областей, согласно требованиям ФГТ.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный (разработка проекта) - довести до участников проекта важность данной проблемы;
- подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу (иллюстрированный материал, произведения, живописи, музыкальные произведения по данной теме);
- подбор материала для игровой и познавательной деятельности;
- подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности;
- составление перспективного плана, разработка занятий;
- составление плана мероприятий;
- начальная диагностика.
II. Практический - создание мини музея в группе;
- оформление альбомов: «Святые места России»,
«Петербург Петра творение», «Защитники земли русской», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Великие полководцы – А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков»;
- совместное творчество педагогов и родителей: праздник «Честный поединок», «Мамин день»,
«Лады, лады, ладушки – мы любим вас дедушки и бабушки»,
«9 мая – День Победы», «День Единения России»
- праздники по народному календарю: «Рождество», «Масленица», «Пасха»;
- сотворчество детей и родителей : выставки поделок – «Дары осени», «Ангел мой надо мной», «Корабли Российского флота»; конкурс макетов православных храмов «Поющие колокола», «Город мира»;
- фотовыставка «Мой папа в Армии служил»;
- анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»;
- наши добрые дела. Трудовой десант с родителями,
акция «Посади дерево», «Не рубите ёлки»;
- изготовление атрибутов для игр;
- оснащение предметно-развивающей среды;
- физическая культура и здоровье. Спортивные праздники, досуги: «Папа, мама, я спортивная семья», «День здоровья», «Богатырские состязания»;
- встреча с почетными гражданами поселка;
- экскурсии в школу, библиотеку, к храму.
III. Заключительный - итоговая диагностика;
- презентация на методическом объединении.
Содержание
«Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются
образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – всё это следствие утраты ответственности.
Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценивать глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Нынешнее поколение растет с пеленок, воспитывается бес стержневой, безграмотной атмосфере.
Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы?
Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры, могут оказаться неведомы современным детям.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Нравственные упражнения ума, чувства и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
Уровень представлений детей о нравственности во многом зависит от того, какое содержание, доступность и количество материала для восприятия и понимания отобрано нами – воспитателями, какие методы и приемы используем, как организуем предметно-развивающую среду в ДОУ.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по духовно-нравственному восприятию, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать духовно-нравственное воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.
В разработке проекта намечено использование следующих технологий:
1. Личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающим небольшим здоровье сберегающим потенциалом.
2. Интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребенка, ориентированные на новые модели организации деятельности.
Интегрированное построение образовательной деятельности дает ребенку возможности:
- реализовать свой творческий потенциал, поскольку на занятиях ребенок думает, сочиняет, фантазирует, познает законы и премудрости жизни;
- в интересной игровой форме обогатить свой жизненный опыт;
- сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;
- воспитать чувство нравственности (духовности, потребности в самоотверженном служении на благо отечества, ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям:
1. Социальный мир.
Систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, играх – драматизациях. Формирование интереса к различным формам познания мира, наблюдение, чтение.
2. Развитие речи. Коммуникация.
Расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи.
3. Продуктивная деятельность.
Реализация коммуникативных навыков в творческой деятельности.
4. Физическая культура и здоровье.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
С целью наилучшего усвоения материала для достижения качественных показателей определила ряд задач:
1. Знакомить с важнейшими событиями из истории России.
2. Расширять представления о культурном наследии своего народа.
3. Знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
4. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
5. Воспитывать в детях нравственные ценности: доброту, сострадание, милосердие, любовь к ближнему, Родине.
Все это должно способствовать развитию базовых качеств личности воспитанию любви к своему отечеству, правильному развитию микроклимата в семье, что в целом способствует реализации - направлений программы развития детей подготовительной группы и повышению качества образования.
Критерии оценки уровня усвоения знаний по содержанию проекта
Высокий уровень:
• Дети знают: православные, народные праздники и традиции; великих полководцев – защитников земли русской (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова); русских святых: С Радонежского, Д. Донского, А. Невского.
• Запомнили и могут назвать исторические события такие как: Куликовская битва, монголо-татарское иго, Ледовое побоище, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Великая Отечественная война 1941–1945 гг. ,
• Дети способны давать оценку своим поступкам и поступкам окружающих людей.
Средний уровень:
• С помощью педагога могут вспомнить народные, православные праздники, традиции, великих полководцев (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова); русских святых (С Радонежского, Д. Донского, А. Невского).
• При помощи вспомогательных вопросов называют исторические события: Куликовская битва, монголо-татарское иго, Ледовое побоище, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
• Не всегда правильно могут оценить свои поступки и поступки окружающих людей.
Низкий уровень:
• Затрудняются назвать народные и православные праздники, народные традиции. Не знают русских полководцев (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова); русских святых (С Радонежского, Д. Донского, А. Невского).
• Не могут вспомнить и назвать исторические события такие как: Куликовская битва, монголо-татарское иго, Ледовое побоище, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
• Не могут оценить свои поступки и поступки окружающих людей.
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, формируют чувства патриотизма.
У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации. Повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов, родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями об истории и культуре родной страны
Используемая литература:
1. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»; Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2001-2005 годы» Испр. и доп. - М: АРКТН, 2004.-184с. (Развитие и воспитание дошкольников)
2. Короткова Л. Д. «Духовно-нравственной воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий. - М. : УЦ «Перспектива», 2011.-134 с.
3. Микляева Н. В., Ахтян А. Т. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет». - М: Айрис-пресс 2009.-208с.
(Дошкольное воспитание и развитие)
4. Мулько М. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». Методическое пособие - М: ТЦ, Сфера, 2004.-96с. (Программа развития)
5. Мулько М. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 32004.-112с.
(Программа развития)
6. «Путешествие по истории отечества». Автор-составитель Т. Л. Мирилова Волгоград: ИТД «Корифей» - 112с.