Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Долгосрочный проект «Дорогою добра»

Наталья Технородова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Долгосрочный проект «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

МБДОУ - №24 г. Майкоп

Проект

Тема проекта : “Дорогою добра”

Паспорт

Авторы:

Капустина Марина Викторовна – заведующая МБДОУ №24

Технородова Наталья Антоновна – старший воспитатель

Харченко Наталия Николаевна – воспитатель

Колесникова Нина Викторовна – воспитатель

Вид проекта – информационно – познавательный, творческий

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Долгосрочный проект „Дорогою добра“» размещена в разделах

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность: долгосрочный – 1 год

Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2016 года – май 2017 года).

Участники: дети, педагоги, родители воспитанников.

Образовательная область: 1. Познавательное развитие;

2. Речевое развитие;

3. Социально-коммуникативное развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап

- подбор дидактического материала (иллюстрации, картины, фотографии по теме проекта);

- подбор художественной литературы для чтения детям в том числе и их родителей;

2. Диагностика знаний детей о духовно – нравственных ценностях;

Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании;

3. Этап выполнения проекта;

4. Итоговые мероприятия проекта;

Цель проекта :

- разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта :

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Основные направления проекта :

Для решения данных задач творческая группа педагогов составила план – проект духовно – нравственного воспитания в котором определены цели работы по данному направлению

1. Сохранение духовно – нравственного здоровья воспитанников (занятия, беседы);

2. Культурно – познавательные (экскурсии, прогулки, встречи, просмотры фильмов, концерты);

3. Воспитательно – оздоровительные (праздники, развлечения, игры);

4. Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, изготовление подарков к праздникам).

Взаимодействие с семьями воспитанников :

1. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры);

2. Просветительное направление – проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно – нравственного развития;

3. Способствовать семейному изучению своей родословной.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

О значении и содержании духовно-нравственного воспитания поднимался вопрос ещё в середине XIX века. Детский писатель А. Ф. Афтоносьев в своей книге «Мысли о воспитании» отмечал: «Развитие и укрепление тела, образование и улучшение сердца, споспешествование правильному ходу действия всех природных способностей – вот предмет воспитания». Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе духовно-нравственного воспитания : чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы духовно-нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ духовно-нравственного воспитания.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

В связи с этим, ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним миром есть и другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств, - и побудило нас к составлению программы духовно-нравственного воспитания, основная цель которой состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют прежде всего духовному развитию ребёнка, а именно:

1. формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);

2. развитие способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

3. воспитание стремления к любви, добру, терпимости, мужеству в различных жизненных ситуациях;

4. воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.

Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоения, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам с уверенностью включить в программу духовно-нравственного воспитания дошкольников такие понятия, как «Совесть», «Осуждение», «Зависть», «Милосердие», «Дружба и верность», «Предательство», «Прощение» и др. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, потере интереса к учению и самосовершенствованию, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.

Какую бы сторону развития ребёнка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья даёт ребёнку главное – то, чего не может дать ни какой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания.

Поэтому, особое внимание в проекте уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей.

Духовно – нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Наша республика Адыгея многонациональна. Народы нашей республики имеют древнюю культуру, свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Знакомство с традициями, обычаями русского народа и других народов живущих в республике, помогает воспитывать любовь к истории, культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Календарный план реализации проекта

Месяц Примерные темы Пути достижения цели Приложение

Сентябрь Диагностика знаний детей.

Анкетирование родителей Беседы, творческие задания

№1

дополнительная инфомация на диске

Консультации для педагогов «Духовно- нравственное воспитание в семье», «Национально-региональный компонент в образовательном пространстве».Создание развивающей среды. Семинары

Иллюстративно-наглядный материал, игротека, аудиотека, библиотека, мини-музей.

Праздник «Курман Байрам» Беседы, игры.

Октябрь День рождение Республики Адыгея

Беседы «Моя малая родина», «Свой край люби и знай». Просмотр презентаций «Достопримечательности республики». «Красная книга РА». Музыкальное развлечение «О, Адыгея»

№2

дополнительная инфомация на диске

Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Беседы, Просмотр презентаций «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». Рассматривание вышивки на полотенцах, народных глиняных и деревянных игрушек, посуды. Отражение впечатлений в рисунках. С/р игра «Мы пришли в музей»

№3

дополнительная инфомация на диске

«Дары природы» - осенняя ярмарка (выставка работ из овощей). Развлечение «Осень, осень в гости просим»

Выставка «Дары природы»

Ноябрь Я,ты,он,она –вместе дружная семья. Беседы «Народы России – россияне», «Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т. д/.» Стихи, сказки, пословицы народов населяющих нашу республику.

Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства

С/ р игры: «Встреча гостей», «Путешествие по Адыгеи»

Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»

Разучивание песен, игр народов, населяющих республику Адыгея. Аппликация «Украсим костюм национальным узором».

№4

дополнительная инфомация на диске

Ценности православной культуры Слушание духовной музыки,колокольных звонов, рассказы воспитателя о значении храмов. Чтение рассказов о святых: Сергии Радонежском, Серафиме Саровском. Просмотр презентации «Храмы России», рисование «Золотые купола России»

№5

дополнительная инфомация на диске

День матери Беседы о маме. Выставка групповых плакатов «Моя мамочка».Фотовыставка «Мама милая моя» Развлечение в группах «Для милых мам».

№6

дополнительная инфомация на диске

Декабрь Зимние традиции русского народа Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования.. Заучивание загадок о зиме, зимних примет, колядок. Разучивание подвижных игр: «Зимушка-зима», «Два Мороза», «Снежная карусель». Оформление рождественских открыток, коллективный труд по оформлению группы к новому году. Развлечение «Здравствуй елка», выставка работ «На пороге Новый год».

Январь Рождество Беседы «Как я поздравлял свою семью с праздником», «Как я провёл праздники»,

рисование «Нарисуй Новогоднюю сказку», «Зимние забавы»

Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Рассматривание репродукций картин русских художников, изображающих Иисуса Христа. Чтение рассказов, стихотворений русских писателей на духовно-нравственную тематику.

Занятие по ручному труду: «Ангел».

Выставка детских работ «Рождественская открытка».

№7

дополнительная инфомация на диске

Февраль Масленица Беседы «Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая», «Зима весну пугает, а сама тает». Разучивание закличек, загадок о весне. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу». Разучивание хороводных игр «Солнышко-колоколнышко», «Карусель». Рисование «Первые весники весны».

№8

дополнительная инфомация на диске

видео прилагается

Март «При солнышке – тепло, при матушке – добро» НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Чтение и рассказы воспитателей о Богородице, о том, что Бог выбрал Деву Марию матерью Иисуса Христа за её скромность, послушание и т. д., Слушание колыбельных песен. Составление рассказов о своей маме, бабушке. Рисование портрета мамы, бабушки.

Неделя доброты Беседы воспитателей с детьми о добре и зле, проведение НОД «Что такое доброта, обыгрывание нравственных ситуаций о добре. Литературная викторина по сказкам. Творческая мастерская «Создание дерева добрых дел». Выставка скворечников «Скворечник, скворцам и не только». Иузыкальное развлечение «меня, как на равного».

№9

дополнительная инфомация на диске

видео прилагается

Апрель «Святая пасха» «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников). Рассказ о празднике, разучивание песен, стихотворений пасхального содержания.

«Что такое Пасха?»- НОД по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций). Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо». Выставка работ «Светлая пасха».

№10

дополнительная инфомация на диске

День флага Республики Адыгея Беседа о появлении флага, о том что он обозначает. Чтение и рассказывание былин, легенд о Адагеи, её героях. Рассматривание фотографий «Адыгея моя». Выставка семейных фотографий «Любимые места моей республики». Музыкально – спортивный праздник на улице: “Сильные, смелые, ловкие, умелые»”.

№11

дополнительная инфомация на диске

Май 9 мая Беседы, чтение, проведение НОД «День победы». Музыкальное развлечение «День победы» (с приглашением ветеранов). Организация выставки – поздравления к Дню Победы! Спортивное развлечение «Папа, мама, я — спортивная семья».

№12,

№13

дополнительная инфомация на диске

видео прилагается

День славянской письменности и культуры Беседы с детьми «Кирилл и Мефодий», «Любите Родину». НОД «День славянской письменности и культуры». Экскурсия «Храмы России»

№14

дополнительная инфомация на диске

Диагностика, сравнительная диагностика

№15

дополнительная инфомация на диске

План работы с родителями

Сентябрь

1. Привлечь родителей к сбору материала (Иллюстративно-наглядный материал, игротека, аудиотека, библиотека, мини-музей.)

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Организовать консультации для родителей на следующие темы.

Роль родителей в воспитании у детей любви к родине;

Куда повести малыша в выходной день;

Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

Октябрь

1. Организовать и провести с родителями выставку «Дары осени». Изготовление поделок из овощей и фруктов.

Ноябрь

1. Экскурсия выходного дня родителей с детьми: посещение монастыря «Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь».

2. Совместные творческие работы детей и родителей «Храмы России».

Декабрь

1. Помощь в оформлении группы к Новому году;

2. Помощь в подготовке костюмов и атрибутов к развлечению «Здравствуй ёлка».

Январь

1. Оформление выставки творческих работ «Рождественская открытка».

2. Помощь в организации и проведении тематического развлечения «Колядки».

Февраль

1. Тематические вечера с привлечением родителей.

2. Помощь в подготовке и проведении кукольного спектакля-Сказки «Приключения на Масленицу».

Март

1. Оформление фотовыставки «Мама милая моя».

2. День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми скворечников для птиц.

Апрель

1. Совместные творческие работы детей и родителей «Светлая пасха».

2. Выставка семейных фотографий «Любимые места моей республики».

Май

1. Организация выставки – поздравления к Дню Победы!

2. Спортивное развлечение «Папа, мама, я спортивная семья».

Прогнозируемые результаты.

Дети:

- Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения,

- Повышенная мотивация к изучению культурного наследия русского народа у педагогов, воспитанников и родителей.

-Использует полученную информацию в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной, с ярко выраженным эмоциональным настроением).

Педагоги:

- Активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения

- Повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми

- Пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ

- Улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

- Систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах

Родители:

- Повысилась мотивация к сохранению семейных традиций и зарождение новых, компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания

- Высокая активность участия в мероприятиях ДОУ.

Список использованных источников и литературы

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3–е изд. испр. и доп. – М. :Мозаика – Синтез 2014г. 368 с.

Общие, социальные и профессиональные компетенции и условия их формирования в ходе реализации ФГОС. Материалы республиканских педагогических чтений 30 января 2014г. – Майкоп: Изд-во “Магарин О. Г. ”, 2014г. – 328 с. с. 89-92

Даведьянова, Н. С. “О понимании духовности в современном обществе”

/Н. С. Даведьянова. Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекции и докладов ВГПУ, 2000

Давыдова, Н. В. Книга для чтения по истории православной культуры. / Н. В. Давыдова. - М. : Издательский дом “Покров”, 2004

Кондрыкинская, Л. А. Нравственное воспитание дошкольников. / Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2010 – 160с.

Статьи из журналов

Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова //Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 17 – 20

Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 12. – С. 104 – 109

Феоктистова, Т. Шитякова, Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников. / Т. Феоктистова, Н. Шитякова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6. – С. 7-11

Интернет источники

maam.ru – Международный образовательный портал Маам 2010-2016

Учредитель: Фонов, Д. В. Главный редактор: Вовченко, Е. А. | Возможны материалы 6+

Свидетельство о регистрации Средства Массовой Информации Эл № ФС77-55008

Сервер расположен в РФ / Совет Федерации / Российская газета

Петришенко, А. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста “День славянской письменности и культуры” / А. Петришенко //maam.ru

Слатина, С. А. Ознакомление с традициями и народными играми в дни Великой Пасхи / С. А. Слатина // nsportal.ru - 2012

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края Духовно – нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края. «…Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Слайд 1 Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики Слайд 2 Проблема духовно-нравственного воспитания.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра» Подготовил: воспитатель перв. кат. Галаветдинова.

Выступление Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В России за последние годы произошли изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. В последние годы Российская политика поднимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Долгосрочный проект «Дорогою добра»
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 21:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Долгосрочный проект «Дорогою добра»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Технородова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД