Моисеева Светлана
Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ Папузинская ОШ
Дошкольная группа «Колобок» автор воспитатель Моисеева С. И.
Духовно-нравственное воспитание детей является важной проблемой в педагогике Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношении людей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли экран телевизора или компьютера. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В погоне за развитием интелекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка.
Темочки:
Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации стандарта была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель духовно-нравственного воспитания - формирование нравственных качеств личности ребёнка, накопление им духовного опыта, основанного на культурных традициях народа. "Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нём духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки. Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. " - такое определение даёт Ш. А. Амонашвили в "Манифесте гуманной педагогики"
Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному и доброму, дать представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме, возрождать русские национальные обычаи и традиции.
"Традиционная практика воспитания запечатлена в различных памятниках народного творчества: сказках, пословицах, поговорках, обрядах, обычаях. " Л. М. Захарова. Для привития детям духовности и нравственности необходимо знакомство их с родным языком: художественной литературой, устным народным творчеством (сказки, песенки, пословицы, поговорки). Яркость, ёмкость, эмоциональность образа - всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу ребёнка. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Сказки, пословицы, игры эмоционально воздействуют на детей, помогают "прочувствовать последствия человеческих действий". А. В. Запорожец Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, именно это даёт детям представление о культуре народа, знакомит с традициями и народными обрядами, формирует в детях позитивные ценности, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические нормы. Кроме того, народные праздники, проводимые в детском саду выражают национальный характер и самобытность времени, является яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общими переживаниями.
Без патриотического воспитания невозможно вырастить духовно-нравственного человека. Патриотизм - любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства своей страны, сохранение культурного наследия, исторических и культурных традиций. Необходимо закреплять представления о Родине, воспитывать любовь к ней. Знакомить с национальной культурой и традициями народов, населяющих нашу страну, формировать симпатию, доброжелательное отношение и уважение к ним.
С дошкольного возраста важно формировать у ребёнка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. В нашей группе воспитывался ребёнок-инвалид, и мы замечали, что наши дети не видят разницы между ним и собой, они воспринимают его таким, какой он есть, стараются помочь ему, опекают, оберегают. Кроме того, наши дети воспитываются в сельском детском саду, группа у нас смешанная, ребятки от трёх до шести лет. Это очень помогает сплочению детского коллектива, воспитанию прекрасных качеств : взаимопомощи, поддержки, уважения, чуткости,. Вот так непринуждённо воспитывается в детях милосердие, человечность.
В методическом пособии "Эстетическое образование детей старшего дошкольного возраста. " под редакцией Н. П. Ивановой даётся характеристика таким нравственным терминам, как сочувствие, уважение, чуткость, человечность.
"Сочувствие - одна из форм проявления человеколюбия; понимание мыслей и чувств другого человека, оказание моральной поддержки, признание потребностей и интересов другого лица.
Уважение - требование нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически приносятся достоинство личности.
Чуткость - моральное качество, характеризующее отношение к окружающим, заботу о их нуждах и желаниях, внимательное отношение к их интересам, тактичность и вежливость.
Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей, включает в себя благожелательность, уважение, великодушие, скромность, честность, искренность. "
Я считаю, что без воспитания этих качеств невозможно духовное становление личности. " Золотое правило нравственности:/не/ поступай по отношению к другим так, как ты /не/ хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. " Н. П. Иванова, В. В. Баранова.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества. Он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок.
На мой взгляд, чтобы прививать детям духовно-нравственные нормы, необходимо усвоить для себя, что каждый ребёнок индивидуален, уникален, его нужно понять, принять, признать. Надо помнить, что" являешься гарантом в формировании нравственного сознания детей, развития нравственных чувств и усвоения норм морали. " Н. П. Иванова, В. В. Баранова. Заложенные в детстве духовно-нравственные нормы сохраняются на всю жизнь. Воспитывать эти качества необходимо с с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода, именно в этот период ребёнок приобщается к миру общечеловеческих ценностей, формируются основы отношения к себе, к близкому окружению, к обществу в целом, прививаются навыки доброжелательного отношения к сверстникам, своему ближайшему окружению, к любви своей семьи. "Без духовной общности воспитание не состоится. " Ш. А. Амонашвили. Задача современной дошкольной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом заний, умений, навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором духовно-нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на Основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы", образовательная область "Социально-коммуникативное развитие," Наша дошкольная группа "Колобок" входит в состав Папузинской основной школы. Коллектив маленький, но дружный. Настоятель храма Святой Троицы отец Виктор частый гость в школе и детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет на работу с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию.
В нашей группе собрана литература для детей "Евангилее в пересказе для детей", "Детская библия", "10 божьих заповедей" - набор открыток с иллюстрациями, рассказы и притчи для детей. Проводили цикл занятий "Уроки доброты", целью которых является воспитание нравственности и познание себя в мире людей. Легко ли быть добрым? Дети сами старались дать ответ, поразмыслить над этим вопросом.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важной в этом направлении является работа с родителями. Они принимали участие в тематических выставках, конкурсах, праздниках. Совместно с учениками нашей школы и родителями мы принимали участие в праздновании Дня Матери, Дня пожилого человека, Дня Победы. Наши малыши с интересом и большим желанием праздновали Рождественские Святки, Масленицу, Пасху, Троицу. Всё это сопровождалось созданием атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви.