Наталья Цепова
Проект в старшей группе «Дрезна — частица всей России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дрезна частица всей России»
Маленькая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям общественной жизни в настоящее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любого государства.
Публикация «Проект в старшей группе „Дрезна — частица всей России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».
Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период среднего и старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего и старшего дошкольного возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Проект «Дрезна частица всей России»
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок осуществления проекта : сентябрь 2020г – август 2021 г.
Автор: творческая группа воспитатели старшей логопедической группы - Цепова Н. А.,
Платонова Н. Е;
Учитель-логопед - Лобанова М. А. ;
Инструктор по физкультуре - Козлова Н. А. ;
Музыкальный работник - Балакина Г. Б.
Направление: познавательно-речевое, творческое.
Участники проекта :
воспитанники старшей группы;
родители воспитанников;
педагоги.
Актуальность темы: Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Это побудило нас на создание творческого проекта «Мой любимый город».
Цель проекта :
Воспитание любви и интереса к родному городу, развитие интеллекта, связной речи, позитивного отношения к миру.
Задачи:
Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой Родине.
Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики.
Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
Изучить историю родного города, познакомить с основными достопримечательностями, названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Предполагаемые результаты
Формирование разносторонних знаний о родном городе, любви и бережного отношения к нему.
Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
Предварительная работа
Ознакомительная консультация с родителями о проекте.
Посещение школьного музея народного быта.
Предложить родителям посетить с детьми достопримечательности своего города.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала по теме «Мой город».
Теоретическая часть проекта
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Сотрудничество со школьным музеем.
Ход работы над проектом.
1-й этап : подготовительный
Разработка этапов проективной деятельности;
Разработка примерных конспектов занятий и экскурсий;
Подбор оборудования для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад» и так далее;
Изготовить дидактические игры: «Пазлы», «Лото», «Найди лишнюю картинку», «Найди ошибку» (картинки с изображением городских достопримечательностей,
Создание мини-музея народного быта в группе;
Организовать сотрудничество со школой, библиотекой, а также между группами детского сада;
Подготовить выставки детских работ на тему «Мой родной город».
Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
2-й этап: основной.
Месяц Тема Форма проведения
Сентябрь Наш любимый детский сад НОД «Наш любимый сад»
Экскурсия по детскому саду.
Беседа по ПДД «Дорога в детский сад»
НОД по рисование «Наш детский сад»
Беседа «Тепличный комбинат ОАО «Аграрное»
Выставка творческих работ «Дары Осени.»
Октябрь День рождения города Конкурс рисунков ко Дню города.
НОД по рисованию «Улицы нашего города»
Беседа «Герб, флаг и гимн нашего города»
Дидактическая игра «Собери герб»
Экскурсия по городу «Спортивные площадки в нашем городе»
Заучивание стихов ко Дню пожилого человека.
Участие во всероссийском конкурсе
Участие в параде сказочных героев «По страничкам фестиваля русской сказки» в рамках празднования Дня города
Квест – икра «Мой любимый город»
Ноябрь Престольный праздник города. (Параскева Пятница)
Деревни вокруг нашего города Беседа «Параскева Пятница – престольный праздник города»
Экскурсия к Храму Параскевы Пятницы
НОД по развитию речи «Домашние животные.»
Беседа «Ферма в деревне Бяльково»
НОД по развитию речи «Домашние птицы»
Декабрь Новогодний город Экскурсия на площадь города.
НОД по рисованию «Ёлка на площади»
Мини-музей «Варежка Деда Мороза»
Январь История нашего города Беседа «История нашего города»
НОД по окружающему миру «Достопримечательности нашего города»
Выставка творческих работ «Достопримечательности города Дрезна»
Конструирование «Домик»
НОД по развитию речи «Мой город. Моя улица. Мой дом»
Февраль День защитника Отечества Создание семейных мини-альбомов «Защитники Отечества в моей семье»
Дидактическая игра «4 лишний» (достопримечательности нашего города)
Спортивный досуг «Бравые солдаты»
Беседа о прядильно-ткацкой фабрики
Март Мастерицы города Беседа «Профессии в нашем городе»
Беседа «Школы нашего города»
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Апрель Достопримечательности города Викторина «Знатоки города Дрезна»
Беседа о Пасхе. Семейное посещение храма. Фотовыставка.
Экскурсия в музей гимназии.
Май День Победы Беседа «Герои нашего города.»
Экскурсия к мемориалу погибшим воинам. Возложение цветов.
Заучивание стихов о победе.
Июнь Сказки города Фестиваль Русской сказки
Экскурсии по городу «Детские площадки города.»
Июль Лето в городе Экскурсия в парк
Фото выставка «Я в городе»
Август Мы спортсмены Экскурсия на стадион.
Квест-игра «Мой город»
Результаты работы.
Проводятся НОД с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.
Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Пазлы», «Найди лишнюю картинку», «Найди ошибку», «Опиши своё любимое место в городе» и так далее.
Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, мы взаимодействуем с музеем школы, проводим экскурсии. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.
Для осуществления проекта создана предметно-развивающая среда:
Подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка.
Подобрана художественная литература по нравственно-патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы, поговорки и так далее).
Созданы мини-музеи.
Организована выставка работ на тему: «Дары осени».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация.
Список литературы
Программа «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»