Людмила Тибилова
Проект «Дорожная азбука» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тибилова Людмила Владимировна,
воспитатель второй младшей группы
ПРОЕКТ
для второй младшей группы по теме:
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Ход проекта
Актуальность проблемы.
Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую сами родители на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, не задумываясь о последствиях. А ведь привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Именно поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма. Изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день. Работа над проектом поможет изучению этих правил.
Публикация «Проект „Дорожная азбука“ в ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель: формирование знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге, о необходимости их соблюдения.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с правилами дорожного движения.
2. Познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.
3. Дать детям представление о разновидностях транспорта.
4. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге, улице.
5. Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, активизировать словарный запас.
Тип проекта – творческий, практико-ориентированный. На всех этапах реализации проекта дошкольникам предстоит проявить творческие способности, а также умение на практике воплощать собственные идеи.
Участники проекта – воспитатель, дошкольники и их родители. У каждого участника должна быть обозначена роль в реализации проекта.
Сроки реализации проекта. Проект краткосрочный – 2 недели (с 18 по 29 января 2021 г.)
Гипотеза. Если все участники проекта ответственно отнесутся к порученному делу на каждом этапе, то проект будет реализован в срок и в полном объёме.
Ожидаемые результаты:
1. Закрепление представлений детей о назначении светофора, его сигналах, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.
2. Развитие умения действовать в соответствии с правилами, действовать по сигналу светофора.
3. Формирование умения детей внимательно слушать взрослого и друг друга.
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный.
Воспитатель:
1. Подготовка конспектов занятий по ПДД.
2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
3. Изготовление атрибутов для дидактических игр.
4. Подготовка «Памятки для родителей».
Родители:
1. Подготовка картотеки «Раскраски по ПДД».
2. Подготовка картотеки «Стихи по ПДД».
Дошкольники:
1. Подготовка набора цветных карандашей.
2. Подготовка рабочего места.
Второй этап – основной (практический).
Работа с детьми:
Во время занятия «Светофор, машины и пешеходы» (Приложение №1, проведённого в занимательной форме, младшие дошкольники показали свои знания о сигналах светофора. В группе были созданы условия для проведения игры «Пешеход», что позволило воспитанникам стать «участниками» дорожного движения. На заключительном этапе занятия – рефлексии – дети с помощью сигналов светофора показали, что на занятии им было всё понятно.
Занятие «Дети, улица, дорога» (Приложение №2) тоже было проведено в игровой форме. Проблемные ситуации, представленные на иллюстрациях, были успешно решены, это показало, что дошкольники имеют представление о движении на перекрёстке пешеходов и различных видов транспорта. Позитивный настрой, выявленный во время проведения рефлексии с помощью смай-ликов, помог детям в полной мере освоить знания по ПДД.
Работа с детьми и их родителями:
С родителями была проведена консультация по обучению дошкольников ПДД. Родители понимают, что они должны быть для детей примером в соблюдении правил дорожного движения.
С помощью родителей дети в домашних условиях раскрасили картинки по ПДД. Процесс раскрашивания сопровождался беседой о безопасном поведении на дороге.
Третий этап – заключительный (итоговый).
В качестве практического итога проектной деятельности был проведён «Дорожный экзамен» (Приложение №3). Дети успешно справились с теоретическими и практическими заданиями. Проверка знаний в игровой форме показала, что у детей сформированы необходимые представления и навыки безопасного поведения на дорогах и улицах.
Творческая часть проекта тоже была успешно реализована. Оформлена выставка совместных с родителями детских работ по теме «Дорожная азбука». Некоторые дети выразительно про-читали наизусть правила дорожного движения в стихотворной форме.
Результатом работы над проектом «Дорожная азбука» можно считать следующее:
1. У младших дошкольников сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице.
2. Воспитанники самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, проявляют творчество и активность.
3. Участие детей и их родителей в совместной деятельности способствовало формированию навыков коллективной работы для достижения положительного результата.
По итогам проекта была создана презентация.
Приложение №1
Конспект занятия во второй младшей группе
«Светофор, машины и пешеходы»
Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Дать представление о работе светофора.
2. Формировать знания правил перехода улицы по светофору.
Материал: макет светофора, красный, жёлтый и зеленый круги, картинка с изображением уличного движения.
Ход занятия
Чтение стихотворения С. Михалкова:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Беседа о светофоре
Воспитатель:
1. Кто знает, что такое светофор?
2. Какие огоньки в нем горят?
3. А как вы думаете, что означает каждый цвет?
4. Для чего же нужен светофор?
Ребята, обратите внимание, что цветные огни зажигаются не сразу, а по очереди. Когда загорается красный цвет, идти через дорогу нельзя. Жёлтый означает ожидание. При зеленом раз-решается переходить дорогу.
Воспитатель:
1. Скажите, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
2. А на красный свет можно идти?
3. Почему нельзя идти на красный свет?
Игра «Пешеход»
Цель: закрепить представление о работе красного и зеленого сигнала светофора.
По сигналу воспитателя (красный круг) дети стоят, а на зеленый идут на другую сторону зала.
Рассматривание картинки с изображением уличного движения
Воспитатель:
1. Скажите, на какой цвет машины едут?
2. А на какой стоят?
3. Почему девочка с мамой не идут через дорогу?
Итоговые вопросы:
1. Что знали о светофоре до беседы?
2. Что нового узнали сегодня?
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, перед вами кружочки трё х цветов: красного, жёлтого и зелёного.
1. Если вы всё поняли, поднимите зелёный сигнал.
2. Если вы чуть-чуть не поняли, поднимите жёлтый сигнал.
3. Если вы ничего не поняли, поднимите красный сигнал.
Приложение №2
Конспект занятия во второй младшей группе
«Дети, улица, дорога»
Цель: формирование знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
1. Закрепить знания о работе светофора, его сигналов и действий пешеходов.
2. Закрепить знания детей о правилах перехода через улицу.
3. Продолжать учить и называть дорожные знаки.
4. Развивать разговорную речь.
Оборудование: кукла Катя, иллюстрации машин, иллюстрация светофора.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня по дороге в детский сад я встретила куклу Катю. Она шла по проезжей части, а мимо нее на большой скорости мчались машины. Я испугалась за безопасность куклы Кати и взяла ее к нам в группу. Она посидит, послушает, а мы с вами побеседуем о безопасности дорожного движения.
Воспитатель:
Для того чтобы уберечь людей от дорожных происшествий, а машины от столкновения, введены правила движения по улицам и дорогам. Эти правила должны знать и соблюдать все:
1. Пешеходы – это кто идет пешком.
2. Водители – это кто ведет машину.
3. Пассажиры – кто едет в машине.
4. Тротуар – для пешеходов.
5. Проезжая часть – для машин.
Ребята, я вам покажу иллюстрации машин: грузовой, легковой автомобили, автобус, троллейбус. Что это? (машины). Да, это машины, но каждая называется по-разному.
Это машина - легковой автомобиль.
Это грузовой, а это что? (показывает на автобус, дети называют машину).
А это троллейбус. У всех машин есть колёса, руль, сиденье для шофёра и пассажира.
У всех ли машин есть руль, колёса, сиденья?
А что должно быть у машин, чтобы в неё могли зайти и сесть шофёр и пассажиры? (дверь).
У всех машин есть дверь?
Кузов есть у грузового автомобиля, в нём шофё р перевозит разные грузы: песок для детского сада, овощи и фрукты для магазина, мебель в дома.
А кого везут троллейбус и автобус?
А у автобуса много сидений? (Он может возить много людей, а в легковом автомобиле мало, и людей в нём поместится мало).
Воспитатель: Молодцы, вы уже много знаете о транспорте, но также необходимо знать правила дорожного движения, чтобы на дорогах не было аварий. Давайте вместе попробуем отга-дать загадки:
1. Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
(Тротуар)
Воспитатель:
1. Почему пешеходам нужно ходить по тротуару?
2. С кем вы ходите по тротуарам?
2. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет –
(Пешеходный переход)
Воспитатель:
1. Ребята, скажите, какой знак поможет нам перейти улицу (пешеходный переход).
2. Расскажите, для чего нужен этот знак.
3. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
Воспитатель:
1. Ребята, для чего нужен светофор? Как вы думаете? (Он смотрит за движением машин на дорогах, за людьми, чтобы на дорогах не было аварий. Чтобы люди переходили дорогу правильно).
2. Какие сигналы есть у светофора?
Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Светофор»
Правила: дети сидят на стульчиках, показываю круг
красного цвета – дети хлопают,
желтого цвета – дети сидят тихо,
зеленого цвета – дети топают.
Воспитатель:
Чаще всего дорожные происшествия с детьми происходят потому, что дети перебегают до-рогу или играют в запрещенном месте, перед близко идущим транспортом. Ведь машину остановить сразу нельзя!
Чтобы не попасть под машину, каждый должен быть внимательным! И выполнять правила движения. Давайте их запомним:
1. Маленькие дети могут выходить на улицу только со взрослыми.
2. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
3. В местах, где имеется светофор, можно переходить дорогу только на зеленый сиг-нал.
4. Дорогу нужно переходить только шагом, держа за руку взрослого.
5. Не играть! И не кататься на проезжей части дороги на велосипеде, санках, роликах.
Воспитатель:
Вот сколько интересного мы сегодня узнали, и думаю, что кукла Катя теперь обязательно будет соблюдать правила дорожного движения и ходить только по тротуару.
Рефлексия:
Ребята, перед вами лежат смайлики.
1. С каким настроением вы закончили занятие? Поднимите один из смайликов.
2. Кого из ребят вы бы похвалили? Кто хорошо работал на занятии?
3. А кто похвалил бы себя?
Приложение №3
ИГРА «ДОРОЖНЫЙ ЭКЗАМЕН»
Цель: закрепление знаний о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице, развитие мышления, памяти, сообразительности, речи.
Материал: фишки.
Ход игры
Первый этап
Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
Второй этап
Игра «Четвертый лишний»
1. Назовите лишний «глаз» светофора:
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
2. Назовите лишнее средство транспорта:
Легковая машина
Грузовая машина
Автобус
Детская коляска
3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту:
Автобус
Трамвай
Грузовик
Троллейбус
4. Назовите лишнего участника дорожного движения :
Грузовик
Дом
«Скорая помощь»
Снегоуборочная машина
Третий этап
Игра «Красный, зелёный»
Цель: закрепление знаний детей о роли светофора.
Команды строятся в 2 шеренги.
Ведущий стоит перед строем, в руках у него светофор – 2 картонных кружка. Первый кружок зелёный, второй красный.
На зелёный свет дети шагают на месте, на красный – стоят.
Побеждает команда, игроки которой допустили меньше ошибок.