Гиззатуллина Ирина Юрьевна
Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Дорожная азбука для детей и взрослых»
«Кафедра грамотного пешехода – на защите семьи, материнства и детства»
1. Название проекта : «Дорожная азбука для детей и взрослых»
2. Цель проекта :
охрана жизни и здоровья родителей и их детей;
снижение уровня дорожно-транспортных происшествий и создание безопасных условий для движения на дорогах
формирование у родителей и их детей ответственности за свое здоровье и безопасную жизнедеятельность,
Публикация «Проект „Дорожная азбука для детей и взрослых“» размещена в разделах
мотивация на повышение качества жизни.
3. Задачи:
Проведение активной пропаганды безопасного поведения на дорогах города среди родителей и их детей.
Освоение взрослыми и детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
Подготовка родителей и их детей к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Снижение дорожно - транспортного травматизма путем повышения уровня знаний правил безопасного поведения на дорогах города.
Формирование потребности в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения на дороге.
Совершенствование системы обучения родителей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ОГИБДД.
4. Вид проекта : Творческий, долгосрочный.
5. Организаторы и учредители проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
6. Участники проекта : родители МБДОУ «Детский сад №10 «Ласточка» и их дети, воспитатели ДОУ, председатель профкома, ответственный по охране труда, инспектор ОГИБДД.
7. Актуальность проблемы:
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы и жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни и охраны здоровья родителей и их детей.
Дорожно-транспортный травматизм - одна из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий. При изучении опыта работы ДОУ по предупреждению
дорожно-транспортного травматизма выяснилось, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. А ведь наш детский сад расположен в районе проспекта Победы с интенсивным движением, многие родители имеют детей дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому необходимость обучения взрослых и детей правилам безопасного поведения на дорогах подсказана самой реальностью. Мы считаем что, представление о безопасном поведении дает основание определить безопасность дорожного движения как состояние защищенности интересов людей и общества в эффективном удовлетворении транспортной потребности, сохранении жизни, здоровья участников дорожного движения, сохранности материальных ценностей от дорожно-транспортных происшествий. А обеспечение безопасного поведения на дорогах - как деятельность по разработке и реализации мер по снижению вероятности возникновения происшествий и тяжести их последствий.
Из социологического опроса, проводимого в начале учебного года среди родителей ДОУ, выяснилось, что проблема безопасности дорожного движения волнует многих, и не все могут служить образцом примерного поведения на дорогах. В силу своей занятости взрослые иногда пренебрегают правилами безопасного поведения и имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются превышение скорости - 6 фактов ДТП, выезд на полосу встречного движения – 10 фактов ДТП, нарушение правил пешеходами - 241, управление т/с не пристёгнутым ремнем безопасности – 1196, нарушение правил перевозки детей – 377.
Современная жизнь доказала, что автомобилизация является важной составной частью прогресса общества. Роль автомобильных транспортных средств в современном мире трудно переоценить, он имеет огромное значение для потребностей населения. Без автомототранспортных средств невозможны работа промышленных предприятий, сельскохозяйственное производство, торговля, медицинское, бытовое и иные виды обслуживания населения. Однако процесс автомобилизации имеет и негативные стороны. Существенным отрицательным последствием автомобилизации является высокая аварийность. Многие родители нашего ДОУ сами являются водителями автотранспортных средств и не всегда соблюдают правила безопасного поведения на дороге. Некоторые не придают важности обязательному использованию детского удерживающего устройства (либо не имеют вообще, либо забывают пристегивать детей). Такие типичные ошибки очень часто приводят к негативным последствиям. Мы считаем, что изучение правил безопасного поведения на дорогах должно быть составной частью работы всех родителей и их детей в целом, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах. Поэтому в нашем ДОУ был открыт Родительский университет «Кафедра грамотного пешехода». В рамках работы данного родительского университета был разработан проект по изучению правил безопасного поведения на дорогах среди родителей и их детей «Дорожная азбука для детей и взрослых». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах города.
Основная идея проекта - формирование у наших родителей и их детей ответственности за свое здоровье и безопасную жизнедеятельность, мотивация на повышение качества жизни родителей.
Новизна проекта предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и просвещения родителей и их детей по данной проблеме.
Работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди родителей и их детей необходимо выстраивать поэтапно, в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Наша «Кафедра грамотного пешехода» планирует проводить ее через пропагандистские материалы, создание методических пособий в виде познавательно-занимательных тетрадей для работы с детьми разного возраста «Дорожная грамота для маленьких», разработку развивающих, компьютерных игр на данную тему, издание сборника сказок «Детские сказки на взрослую тему». Организованные семинары, коучинги, конкурсы семейных агитбригад, создание «Индивидуальных блокнотов Аркадия Паровозова» и акции на лучшие буклеты и баннеры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разработка индивидуальных маршрутных листов «Дом – детский сад – работа» помогут в овладении базовыми правилами поведения на дороге.
Важно отметить, что в данном процессе будут задействованы не только родители, но и представители социальных институтов, а также педагоги ДОУ.
Мы предполагаем, что наша профилактическая работа среди родителей и их детей, которая проводится сейчас, будет востребована и в будущем. Использование данного проекта вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для других детских садов города, района, позволяющим доступно разъяснять правила безопасного поведения на дорогах.
6. Длительность проекта : долгосрочный.
Этапы реализации проекта
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЙ
1 2 3 4
I Подготовительный
(сбор информации по проблеме) Изучение нормативно-правовой базы
Тестирование родителей
Анкетирование родителей по проблеме «Грамотный пешеход»
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения родителей и детей правилам безопасного поведения на дороге) Обоснование, предсказания путей реализации проекта Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь-Ноябрь
Заведующий ДОУ Мирзаева З. О.
Воспитатель Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель
Аширова Э. Э.
Воспитатели
II Основной
(практический) Обеспечение условий для реализации проекта.
Налаживание взаимодействия с ОГИБДД г. Бавлы
Внедрение эффективных методик обучения родителей и детей безопасному поведению на дороге.
Совершенствование предметно-развивающей среды (приобретение и обновление игр, картин, иллюстраций, книг, дорожных знаков, костюмов, масок, автомобилей, игрушек).
Коучинг «Проблемы дорожно-транспортного травматизма» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения на дорогах)
Разработка познавательно-занимательной творческой тетради для занятий с детьми по теме «Дорожная азбука»
- конкурс ребусов, историй, стихов, карандашных заданий, автозадачек, историй о ГИБДД, о дорожных знаках;
- подборка материала в «Музей истории ГИБДД»
Разработка сборника родителями и их детьми «Детские сказки на взрослую тему»
- конкурс на лучшую сказку о ПДД;
- конкурс рисованных фильмов по ПДД.
Разработка «Индивидуального блокнота Аркадия Паровозова» по обучению детей и родителей правилам безопасного поведения на дорогах
Создание развивающих, компьютерных игр по БДД
Конкурсы семейных агитбригад В ходе
реализации проекта
Сентябрь
В ходе реализации проекта
Сентябрь – ноябрь
Ноябрь
Ноябрь-декабрь
Январь-
март Заведующий ДОУ - Мирзаева З. О.
Воспитатель Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель
Аширова Э. Э.
Воспитатели
III Заключительный
(аналитический) Анализ и обработка результатов по реализации проекта.
Обобщение опыта работы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Воспитание безопасного поведения на дорогах» Май
Май Заведующий ДОУ Мирзаева З. О.
Воспитатель -Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель Аширова Э. Э.
Воспитатели
План работы
Родительского университета «Кафедра грамотного пешехода»
по обучению родителей и детей правилам безопасного поведения на дороге
на 2016-2017 учебный год
Задачи:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди родителей ДОУ и их детей путем повышения их уровня знаний правил безопасного поведения на дорогах;
- формирование здорового образа жизни, профилактика ДДТТ и привитие навыка травмобезопасного поведения на дорогах города.
№ п/п Мероприятия Срок Ответственные
Работа с родителями
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Составление перспективного плана работы Родительского университета «Кафедра грамотного пешехода» по ПДД
Мониторинговые исследования эффективности работы по профилактике ДДТТ
Подбор дидактического, демонстрационного, фотоматериала. Создание презентаций для формирования основ безопасности.
Выставка-ярмарка идей «Лучший баннер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»
Оформление уголка для родителей:
- Папки-передвижки
«Пристегнись!», «На дороге – пешеходы», «Будьте внимательны на дороге», «Обучаем правилам безопасного поведения».
- Буклеты
«Воспитываем грамотного пешехода», «Безопасное поведение на дороге»
- Памятки
«Правила перевозки детей в автомобиле», «Что нужно знать о дороге», «Правила поведения в местах остановки маршрутных транспортных средства»
- Советы
«Поведение в пассажирских транспортных средствах общего пользования», «Наша безопасность в наших руках»
Составление индивидуального маршрута «Дом - детский сад -работа» совместно с детьми
Разработка познавательно-занимательной творческой тетради по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах
Создание рисованных фильмов по сюжетам сказок «Детские сказки на взрослую тему»
Создание «Индивидуального блокнота Аркадия Паровозова» по обучению родителей и детей правилам безопасного поведения на дороге
Акция «Будь ярким» на лучший фликер
Разработка сборника сказок
«Детские сказки на взрослую тему»
Выпуск газеты для родителей и их детей
«Азбука безопасности»
Творческая мастерская: Подбор и систематизация развивающих, компьютерных игр по теме: «Учимся играя»
Конкурс семейных стенгазет по профилактике ДДТТ «Знаю сам, научу другого»
Коучинг «Преемственность в работе детского сада и семьи по воспитанию у детей знаний безопасного поведения на дорогах»
Участие родителей в районном конкурсе продукции социальной рекламы по профилактике ДДТТ
Участие в конкурсах семейных агитбригад по профилактике ДДТТ
Обобщение опыта работы Родительского университета «Кафедра грамотного пешехода» - «Воспитание грамотного пешехода» Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь-октябрь
Ноябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь-январь
Февраль
Февраль
Декабрь - март
Март
Ежеквартально
Апрель
Апрель
Май
Май
В течение года
Май Заведующий ДОУ Мирзаева З. О.
Воспитатель Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель
Аширова Э. Э.
Воспитатели
Работа с детьми
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. Беседы с детьми о правилах безопасного поведения
Компьютерные игры «Уроки светофорика», «Собери автомобиль», «Уроки дорожной безопасности» и т. п.
Рассматривание иллюстраций
Загадывание детям загадок о дорожных ситуациях
Просмотр обучающих мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы», «Правила дорожного движения», «Сердитый автомобиль»
Переменка «Читаем с Зеброй» (стихи, рассказы, сказки о правилах безопасного поведения на дрогах)
Интерактивная игра «Школа дорожных наук» с детьми школы №3
Изовыставка в рубрике
Домашние зарисовки на тему:
«Детские сказки на взрослую тему»
Целевые прогулки-экскурсии
Фотовыставка «Дорожные правила для малышей и их родителей» с рассказом о правилах поведения
Участие детской агитбригады «Послушные ребята» в конкурсе агитбригад «Я и дорога»
Работа в рабочих тетрадях «Дорожная грамота для маленьких»для детей 3-7 лет
«Гость детского сада» Встреча с работниками ОГИБДД
КВН «Турнир эрудитов»
Создание семейных макетов «Мой микрорайон»
Выставка поделок «Мой город»
Чтение книги сказок «Детские сказки на взрослую тему»
Практические занятия с детьми на автоплощадке детского сада «Движение пешеходов и автомобилей»
Праздник «Знаем! Умеем! Используем!»
Развивающий досуг «Законы дорог» Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь-май
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
В течение года
Март
Март
Апрель
Апрель
В течение года
Май
Май
Май Заведующий ДОУ Мирзаева З. О.
Воспитатель Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель
Аширова Э. Э. Шайдуллина И. Ф.
Воспитатели
Работа с представителями социальных институтов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Подбор дидактического и демонстрационного материала для формирования основ безопасности у детей.
Организация Дирекцией финансирования научных и образовательных программ БДД РТ театрализованных представлений для детей
Экскурсия в ОГИБДД, Транспортные предприятия, Пожарную часть
Досуг «Бездельник Светофор» с детьми
Участие представителя ОГИБДД в проведении общего собрания. Сообщение для родителей
«Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода», формы и методы их изучения в семье
Участие представителя ОГИБДД в проведении праздника по правилам дорожного движения
«Зеленый огонек» В течение года
В течение года
В течение года
Февраль
Апрель
Май
Заведующий ДОУ
Мирзаева З. О.
Воспитатель Гиззатуллина И. Ю.
Музыкальный руководитель
Аширова Э. Э.
Воспитатели
Бавлинский филиал ГКУ «Дирекция финансирования программ БДД»
МБОУ СОШ № 3
Ожидаемый результат:
- Формирование навыков безопасного поведения на дорогах, умение применять эти знания в дорожных ситуациях, потребность в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия педагогов ДОУ, сотрудников ОГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения).
- формирование ориентации на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.