Ольга Южакова
Программа «Дорожная азбука для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Южакова Ольга Владимировна
Воспитатель
МБДОУ № 39 «Белоснежка»
г. Сургут
Дорожная азбука для дошколят.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Программа „Дорожная азбука для дошколят“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД — одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Выше сказанное способствовало разработке программы «Дорожная азбука для дошколят»
Содержание программы соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности способствует достижению таких целевых ориентиров как «…ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…», «…может соблюдать правила безопасного поведения…».
Новизна программы заключается в создании системы работы по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге. Программа отражает творческие и современные подходы к решению данной проблемы, использует наиболее эффективные технологии - интегративные занятия, проектная деятельность, технология проблемного обучения, интерактивные технологии, ИКТ.
Для изучения данной проблемы в моей группе было проведено анкетирование. Все родители согласны, что необходимо знакомить детей с правилами дорожной безопасности, но 70% родителей в силу своей занятости не знакомят детей с правилами дорожного движения. Также результаты анкет показали, что у 22 семей имеется автомобиль, из них только в 10 семьях имеются кресла безопасности для детей, в 5 семьях в автомобиль оборудован специальными ремнями безопасности для детей. Во время поездки в автомобиле всегда пристегивают детей 21%, иногда - 71%, никогда - 8%. Такие показатели говорят о том, что родители не соблюдают правила безопасной перевозки детей в автомобилях. Такое положение предполагает усиленную и интенсивную работу по формированию у родителей и детей правил дорожной безопасности. На основе показателей анкетирования мной была разработана программа «Дорожная азбука для дошколят».
Цель программы : формирование у детей устойчивых знаний о правилах дорожной безопасности.
Задачи:
1. Учить детей переходить улицу, ориентироваться на дороге, понимать сигналы светофора, разметки, значение дорожных знаков, сигналов регулировщика.
2. Обучить правилам безопасного поведения в транспорте, на остановках. Создать предпосылки для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей и соблюдения ими правил дорожной безопасности.
3. Учить детей соблюдать правила безопасности при катании на санках, лыжах, коньках, велосипеде, самокате, укреплять здоровье детей посредством приобщения к активному образу жизни. Воспитывать культуру дорожной безопасности у дошкольников.
В программе «Дорожная азбука для дошколят» наряду с нормативными документами, методическими рекомендациями, представлен учебный и тематический план мероприятий по ознакомлению детей с правилами дорожной безопасности, а также перспективный план работы с родителями (законными представителями) и педагогами по организации работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Автором разработан мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. Программа адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений и, конечно же, родителям.
Следует отметить, что данная программа реализуется не только во время занятий, но и в повседневной непрерывной образовательной деятельности. Дети знакомятся с правилами дорожной безопасности во время продуктивной деятельности, играя в дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, во время бесед, чтения художественной литературы, театрализации. Эффективно способствует реализации задач программы проектная деятельность. Активно реализация программных целей проходит на прогулке. Дети учатся кататься на лыжах, санках - зимой, на велосипеде самокате, роликах - летом, что способствует не только приобретению навыков катания, ознакомлению правилам дорожной безопасности, но и укреплению здоровья детей.
Обучение детей правилам дорожной безопасности неэффективно без активного участия родителей. Для этого разработан перспективный план работы. Родители с желанием и пониманием участвуют в совместных мероприятиях.
Следует отметить, что очень мало дидактических игр по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Автором программы были разработаны и изготовлены дидактические игры, одна из них представлена в приложении IV.
Данная программа может быть применена в работе воспитателей детского сада, также может послужить основой для кружковой работы.
Для реализации данной программы с детьми рекомендуется проводить непосредственно образовательную деятельность «Светофор в гостях у ребят», «Дорожные знаки», на которых дети познакомятся с информационно-указательными и запрещающими знаками, «Незнайка в гостях у ребят», на котором дети знакомятся с видами дорожных знаков, научатся группировать и называть их.
В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.
Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД. Совместная игровая деятельность. Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные - «Красный, желтый, зеленый», «Найди свой знак», «Сигналы регулировщика». Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек. Дидактические игры «Найди лишнее», «Найди домик». Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.
Сюжетно — ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Инспектор ГБДД», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.
Для развития творческих способностей создавать проблемные ситуации для организации самостоятельной художественной деятельности, запланировать с детьми НОД по рисованию и аппликации, что будет способствовать не только закреплению правил дорожной безопасности, и развитию творческих способностей детей.
Для закрепления знаний у детей о работе светофора и правилах перехода улиц необходимо организовать целевые прогулки «Наблюдение за светофором». Во время прогулки знакомить детей в реальном времени с работой светофора, закреплять правила перехода улицы.
Для работы с детьми с ОВЗ (тяжелым нарушением речи) рекомендуется проговаривать чистоговорки, проводить физминутки с выполнением движений, привлекать детей к театральной деятельности, что позволяет ребенку говорить с разной силой голоса, изменять высоту голоса. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Также необходимо повторять слова и фразы. Для этого необходимо сделать подборку чистоговорок, стихов, физминуток и сценариев театрализации по воспитанию у детей культуры безопасного поведения на дороге.
В «Центре безопасности» более интересно проходят увлекательные занятия, викторины и праздники, на которых воспитанникам на конкретных дорожных ситуациях можно прививать прочные навыки дорожной азбуки.
В игровой форме необходимо знакомить детей с различными видами транспорта, изучить новые дорожные знаки и правила безопасного поведения. В своей работе необходимо учитывать возрастные, половые и психологические особенности детей, опираться на имеющие у них знания и умения (при обучении детей правилам поездке в автобусе, мальчики уступали место девочкам).
Для актуализации изучения правил дорожной безопасности целесообразно провести совместно с родителями и детьми познавательно – игровую программу «Правила дорожные знать каждому положено!», ее цель: закрепление у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); о знаках дорожного движения (подземный и пешеходный переход); о правилах дорожного движения; вызвать желание действовать дружно, сообща; подарить детям радость общения с родными.
Одна из форм работы с родителями - это консультации. Можно рассмотреть следующую тематику: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Требования закона к перевозке детей в автомобиле». Для детей и родителей разработать буклеты «Простые правила для маленьких пассажиров», которые дети возьмут домой, и почитают с папой и мамой.
В ходе реализации программы рекомендую организовать целевую прогулку, во время которой у детей будет возможность изучать правила дорожной безопасности в реальном времени. Создавались для детей проблемные ситуации, которые способствуют к возникновению сюжетно-ролевых игр «Автобус» и «Пожарный», в процессе игры дети познакомятся и закрепят правила поведения в транспорте и устройство пожарной машины.
Целесообразно проводить «Минутки безопасности движения». «Минутка» — это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3 минуты, которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Минутку следует проводить 1–2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.
Художественной деятельности придается особая роль. Пристальное внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки, поделки, которые используются не только для оформления выставок, атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада, а также рисунки можно разместить в лэпбуке.
Для закрепления и расширения знаний детей предлагайте дидактические игры «Специальный транспорт» и «Найди ошибку». Во время таких игр дети закрепляют знания о специальном транспорте и его назначении, правила безопасного поведения в транспорте. В работе по ознакомлению детей с транспортом актуально использовать презентации «Транспорт» и иллюстрации о правилах поведения в транспорте.
Для работы с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) рекомендуется использовать сюжетно-ролевые игры, составление рассказов по картине, проговаривание стихотворений, дидактические игры по дорожной тематике.
Для оздоровления детей и закрепления правил дорожной безопасности и правил катания на велосипеде, самокате, лыжах, санках проводить с детьми спортивные развлечения «Мы играем на площадке», «Радостное лето», игру-эстафету «Зимние забавы».
С целью формирования у детей первоначальных знаний о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде, уточнения представления детей о правилах езды на велосипеде рекомендуется провести интегрированное НОД «Наш друг – велосипед».
Для работы с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) рекомендуется использовать подвижные игры с проговариванием текста. Учить кататься на велосипеде, самокате, лыжах, что способствует укреплению здоровья детей.
Список литературы:
1. Волчкова В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
2. Воронова Е. А. Красный, желтый, зеленый! Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 256 с.
3. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения. Москва: Дрофа, 2007. – 75 с.
4. Гальцова Е. А. Изучение правил дорожного движения. Волгоград: Учитель, 2007. – 42 с.
5. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
6. Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 96 с.
7. Кирьянова В. Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Москва: Третий Рим, 2007. – 56 с.