Шебалева Татьяна
Проект «Дорожная азбука» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3»
Проект по ПДД в подготовительной группе № 4 «Дорожная азбука»
Воспитатели:
Корепанова Евгения Алексеевна
Шебалева Татьяна Евгеньевна
Инструктор по физическому воспитанию:
Фоминенко Ольга Евгеньевна
Тема: Проекта «Дорожная азбука»
Участники: дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, родители.
Возраст: 5-7лет.
Вид проекта: информационно - познавательный
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Публикация «Проект „Дорожная азбука“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Объект проекта: совместная работа воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, детей и родителей.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется, человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо объяснить, как вести себя во дворе, транспорте на улице.
В современных условиях интенсивного движения транспортных средств на улицах и дорогах наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Поэтому я считаю, что проблема безопасности детей на дорогах очень актуальной и уделяю ей в своей работе большое значение. Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Постановка проблемы:
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель проекта:
-Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомство с ПДД, правилами движения пешеходов и пассажиров транспортного средства; изучение знаков и перехода на перекрестках;
- развивать логическое мышление, памяти, внимания;
- развивать психические функции: анализ, сравнение, наблюдательность;
- активизировать и обогатить словарь детей;
- привить навыки безопасного поведения на дорогах родного Урала;
- воспитывать культуру поведения на дорогах;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
- прививать самостоятельность и инициативу за свои поступки и слова;
- приобщить родителей к совместной деятельности с детьми.
Интеграция познавательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Планируемые результаты обучения
Для детей:
-умение детей самостоятельно, проводить элементарные исследования;
- использование в речи ярких, образных выражений, характеризующих безопасность правил движения;
- понимание причинно-следственных связей ПДД;
- получение глубоких знаний о ПДД через интерактивные технологии.
Для родителей:
- расширение возможностей влияния на процессы воспитания детей;
- приобщаются к жизни детей в рамках дошкольного учреждения;
- налаживать и укреплять взаимоотношения с детьми.
Для педагога:
- владеет разнообразными способами и методами обогащения знаний детей о ПДД;
- подготовлена картотека игр, загадок, стихотворений о ПДД.
Этапы реализации проекта:
План оценивания
Досуг «Путешествие в страну дорожных знаков»
План оценивания
До работы над проектом Воспитанники работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
1. Беседа с детьми для выяснения первоначального опыта, знаний и интересов детей.
2. Ознакомление родителей и детей с планом проекта
3. Мозговой штурм.
4. Представление буклета
1. Дидактические игры.
2. Подвижные игры.
3. Слушание и обсуждение. экологических сказок, заучивание стихов, разгадывание загадок.
4. Художественно-эстетическое творчество (рисование)
5. Мультимедийная презентация
6. Физкультурный досуг «Путешествие в страну дорожных знаков» 1. Итоговое занятие.
2. Выставка детских работ.
3. Анкетирование родителей
4. Рефлексия
Методы оценивания, используемые нами для выявления опыта воспитанников и постановки учебных задач:
-стартовая презентация — выявление интересов и опыта участников проекта;
-мозговой штурм — позволяет участвовать во взаимодействии всем детям, развивая навыки эффективной коммуникации, позволяет оценить понимание детьми учебного материала, скорректировать план и сроки работы над проектом;
-план проекта — позволяет воспитателю оказать помощь в планировании времени, детям и родителям чувствовать ответственность за выполнение проекта;
-продукты учебной деятельности — позволяют оценить уровень усвоения знаний по теме проекта;
-анкета для родителей — позволяет узнать мнение родителей об успешности проекта;
-рефлексия — ситуативные беседы с детьми, позволяющие выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков и правильно подобрать материал для мониторинга успешного обучения каждого ребенка, кроме того дети получают возможность обсудить с педагогом свои потребности и интересы, что поможет им установить связь между опытом и работой в проекте.
Учебные мероприятия
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии); дидактических игр, занятий, бесед.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах). 1. Беседа: «Безопасность на дорогах»
2. Беседа:«Правила поведения в транспорте и на улице»
3. Беседа:«Игры во дворе»
4. Беседа: «Правила для пассажиров»
Рисование: «Придумай новый дорожный знак»
5. Лепка: «Веселый светофор».
6. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
Чтение стихотворения «Если бы…» О. Бедарев
Чтение рассказа Н. Носов «Автомобиль»
7. Просмотр презентации.
1. Подведение итогов.
2. Обработка информации по анкетам родителей.
3. Оформление выставки детских работ.
4. Проведение итогового мероприятия.
5. Уголок «Правила дорожного движения»
6. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Список используемой литературы: 1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М. : АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского ада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.
4. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002.
Консультации для родителей
«Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.
В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.
Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ - УБЕДИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ!
Объясните ребенку, что остановить автомобиль сразу - невозможно!
Научите детей тому, что переходить дорогу из - за стоящего транспорта опасно для жизни! Учите предвидеть скрытую опасность!
Чтобы правильно выстроить процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей.
Психологические особенности детей.
– У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник.
– Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство.
– В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу.
– А малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни. Поэтому существует правило: если на дорогу выкатился мяч - жди ребенка. Потребность детей в движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неустановленных местах, неправильно осуществляют посадку в маршрутные транспортные средства и высадку из них. Но стоит обратить внимание на то, что дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, что требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д., закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Как дети попадают под автомобиль?
ДЕТИ ВОВРЕМЯ НЕ ЗАМЕЧАЮТ ОПАСНОСТЬ!
Будь внимательным!
Девять из десяти пострадавших на улице детей вовремя не заметили приближающийся автомобиль и предполагали, что находятся в безопасности. Значит, на улице наблюдать, замечать автомобиль не так просто, как это кажется на первый взгляд. На улице встречается несколько десятков обманчивых ситуаций. Кажется безопасно, можно переходить, а на самом деле опасно, нельзя! Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало - надо еще уметь наблюдать за происходящим вокруг и предвидеть опасность.
Учите своего ребенка на улице сосредотачивать внимание, присматриваться и прислушиваться. Наблюдательность нужно развивать и тренировать. Существует масса тренингов, с помощью которых можно обучать ребенка внимательности.
Например, группа детей садится по кругу (лучше проводить такое занятие на улице, один из них размещается в центре, закрывает глаза. Любой из присутствующих издает звук (произносит слово, сидящий в центре должен определить, с какой стороны доносится звук.
Практикуется занятие с детьми непосредственно у проезжей части. Родитель, идя с ребенком в школу или магазин, может предложить определить, на какой скорости движется приближающийся автомобиль, безопасно ли переходить дорогу. Вместе с мамой или папой (воспитателем) дети считают 1, 2, 3 если автомобиль приблизился на счете 6-7, значит, он движется на большой скорости и переходить дорогу опасно.
ДЕТИ ВЫБЕГАЮТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ УЛИЦЫ ИЗ-ЗА ПРЕДМЕТОВ, МЕШАЮЩИХ ОБЗОРУ, НЕ ПОГЛЯДЕВ, А ЧТО ТАМ!
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих автомобилей, кустов, заборов и других предметов, мешающих обзору. Поэтому главная опасность на улице — не столько самоприближающееся транспортное средство, сколько тот предмет, который мешает, вовремя заметить источник опасности!
Наиболее внимательным нужно быть на остановке, ожидая маршрутное транспортное средство или производя высадку из него. Объясните ребенку, что остановка – самое опасное место на дороге. Необходимо соблюдать определенные правила, находясь на остановке.
Во – первых, ребенку должно быть известно, что на остановке нужно вести себя спокойно, не играть, не толкать друг друга, не бегать и не шуметь.
Во-вторых, расскажите, что по Правилам посадка в общественный транспорт осуществляется через переднюю дверь, а высадка через средние и задние двери.
В-третьих, объясните, что если после высадки из маршрутного городского транспорта нужно перейти на противоположную сторону дороги, следует дождаться, пока автобус, троллейбус отъедет на безопасное расстояние, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны. Только после этого можно начать переход.
Ребенок вышел из автобуса. Все мысли о том, как быстрее перейти дорогу, успеть на кружок, не опоздать в кино, в бассейн. Его совершенно не смущает, что стоящий автобус закрыл от его взора половину проезжей части. Но кроме автобуса на улице встречаются и другие стоящие автомобили, мешающие обзору. А иногда по центру проезжей части располагаются трамвайные пути, что вдвойне повышает риск оказаться в опасной ситуации, пересекая проезжую часть.
Почти треть пострадавших детей попали под автомобиль после того, как выбежали из-за стоящих автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать автомобиль. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедившись, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
ДЕТИ ЛЕГКО ОТВЛЕКАЮТСЯ ОТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОРОГОЙ!
Два из десяти пострадавших ребенка не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено чем-то или кем-то: автобус, приятель и т. д.
Запомните!
1. При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.
2. При переходе улицы оглядываться нельзя, даже если вас позовут – надо внимательно смотреть влево и вправо.
ДЕТИ ИНОГДА ВЫХОДЯТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ, НЕ ПОСМОТРЕВ ПО СТОРОНАМ!
Один из каждых десяти пострадавших детей, вышел на проезжую часть улицы, не оглядевшись по сторонам. Чаще это бывает на дорогах, где автомобили проезжают сравнительно редко. Группа детей затеяла игру рядом с дорогой. В ходе игры один мальчик выбежал на дорогу, не глядя по сторонам: ведь все время не было автомобилей!
На улице, где автомобили появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться, и только тогда переходить проезжую часть.
Вниманию родителей!
Уважаемые родители!
Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки.. . несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях.
Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу: проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
Пройдите вместе с ребенком по привычному для него маршруту в школу и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые "ловушки", которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.